Мелина – Нравственное действие христианина

Мелина – Нравственное действие христианина
Нравственная теология имеет не чисто спекулятивный, но практический характер: иначе говоря, ее цель состоит не просто в познании фундаментальных принципов нравственной жизни христианина, но прежде всего в том, чтобы направлять его конкретные поступки.
 
В отношении нее, и даже с большим основанием, можно повторить то, что св. Фома Аквинский утверждал об этике в целом: «Цель этого учения — не в познании истины, а в том, чтобы мы стали благими».
 
В самом деле, практичность знания определяется его внутренней направленностью на действие, что сообщает ее утверждениям нормативный характер. В области богословского знания практический момент выражается в изучении человеческих поступков: ведь через них человек может прийти к вечному блаженству, к которому предназначен во Христе.
 
 

Ливио Мелина – Нравственное действие христианина

 
«Христианская Россия», Москва, 2007г.
ISBN 5-94270-049-4
 

Ливио Мелина – Нравственное действие христианина – Содержание

 
ЧАСТЬ 1. От нормы к нормам: введение в некоторые методологические вопросы специальной этики
                Предисловие
                Глава первая. Мораль предписаний или мораль добродетелей?
                               I. Вопрос систематики: исторический обзор
                                               1.1 Этика добродетелей у св. Фомы Аквинского
                                               1.2 Этика предписаний в дидактической литературе Нового времени
                                               1.3 Учебник альфосианского типа
                                               1.4 Схема заповедей и схема добродетелей
                                               1.5 В поисках новой формы
                               II. Методологический вопрос: современная дискуссия
                                               2.1 Недостижимость конкретного посредством всеобщих норм
                                               2.2 Принципиализм
                                               2.3 Возрождение казуистики
                                               2.4 Этика добродетелей
                               III. Обобщение предложений, выдвинутых в ходе дискуссии, и варианты систематизации
                                               3.1 Христоцентричная антропология
                                               3.2 Персонализм и естественный закон
                                               3.3 Динамика отношений
                                               3.4 Добродетели и предписания
                Глава вторая. Фундаментальные методологические вопросы
                               I. Богословская герменевтика: от фундаментальной хрисгологической нормы к специфическим нравственным нормам
                                               1.1 Повествовательная христология
                                               1.2 Богословское измерение христологии
                                               1.3 Христоцентричная антропология
                                II. Рациональная герменевтика: от фундаментальной нормы к специфическим нормам
                                               2.1 «Блага для личности»
                                               2.2 «Благо личности»
                                               2.3 Отношение между «благом личности» и «благами для личности»
                                               2.4 «Блага для личности» и нравственные нормы
                                               2.5 Нравственное благо в христологическом контексте
                               III. От универсальной и специфической нормы — к конкретному действию
                                               3.1 Ограниченность науки этики перед лицом конкретного действования и необходимости благоразумное
                                               3.2 Понятие «приложения»
                                               3.3 Польза казуистики и ее ограниченность
                                               3.4. Христианская благоразумное
                Глава третья. Частные методологические вопросы
                               I. Священное Писание и оригинальность христианской специальной этики
                                               1.1 Необходимость герменевтического подхода
                                               1.2 Нравственные нормы, обладающие непреходящим значением
                                               1.3. Субъект герменевтического начинания
                               II. Вклад позитивных наук в нормативную этику
                                               2.1 Познание позитивных наук
                                               2.2 Познание нормативной этики
                                               2.3 Элементы, способствующие установлению отношения взаимодополнительности между позитивными науками и нормативной этикой
                               III. Обращение к опыту в рамках специальной этики
                                               3.1 Множественность значений термина «опыт»
                                               3.1.1 Опыт как непосредственное и личностное познание
                                               3.1.2 Опыт как требование индуктивного метода
                                               3.1.3 Квалифицированный нравственный опыт
                Библиография
 
ЧАСТЬ 2. Справедливость и мир
                Глава первая. Понятие справедливости и мира
                               I. Справедливость как предпосылка мира
                               II. Необходимость изменений в поведении и в сознании
                               III. Понятие мира и утопия
                               IV. Справедливость как процесс
                Глава вторая. Библейская весть о справедливости и мире
                               I. Мир в Ветхом Завете
                               II. Мир посредством примирения
                Глава третья. Мир и права человека
                               I. Мир, справедливость, права человека
                               II. Идея прав человека и ее история
                               III. Церковь и права человека
                Глава четвертая. Государство как институция мира
                               I. Общественное благо и баланс интересов
                               II. Правовая система
                               III. Социальная стабильность и собственность
                               IV. Государственная власть
                               V. Нагорная проповедь и отказ от насилия
                               VI. Исключительное право государства на применение насилия
                               VII. Границы государственной власти
                Глава пятая. Мир и война
                               I. Право государства на ведение войны
                               II. Отказ от насилия
                               III. Доктрина справедливой войны
                               IV. Запрещение оружия массового уничтожения
                               V. Стратегия ядерного запугивания
                               VI. Военная служба и альтернативная служба
                Глава шестая. Мир как результат развития
                               I. Глобальный вызов
                               II. Ответственность Церкви
                               III. Павел VI: Populorum progressio             120
                               IV. Иоанн Павел II: Sollicitudo rei socialis 121
                               V. Расовая дискриминация и апартеид
                               VI. Национальные меньшинства
                               VII. Неоколониализм
                               VIII. Новый мировой экономический порядок
                               IX. Проблема внешнего долга
                               X. Защита окружающей с реды
                Глава седьмая. Необходимость международной властной инстанции
                               I. Совместность развития народов. Процесс глобализации
                               II. Позитивная оценка со стороны Церкви
                               III. Основные причины необходимости учреждения мировой властной инстанции
                Библиография
                               I. Источники и документы Учительства Церкви
                               II. Трактаты
 
ЧАСТЬ 3. Биоэтика. Этика человеческой жизни и целостности личности
                Глава первая Биоэтика и нравственная теология
                               I. Богословский подход к жизни и целостности личности
                               II. Диалог между теологией и медициной
                               III. Биоэтика: ее происхождение и понятие
                               IV. Связь и различие между биоэтикой и нравственной теологией
                Глава вторая. Основные понятия
                               I. Природа жизни
                                               1.1 Телесная жизнь. Тело
                                               1.2 Взаимоотношение между жизнью, телом и душой человека
                               II. Личностное измерение человеческой жизни
                               III. Нравственное измерение человеческой жизни
                               IV. Достоинство жизни и ценность личности
                Глава третья. Богословские основания
                               I. Урок Ветхого Завета
                                               1.1 Целостное видение
                                               1.2 Сотворение человека
                                               1.3 Первое убийство и его нравственные следствия
                                               1.4 «Неубий»
                               II. Призвание к жизни, данное во Христе
                Глава четвертая. Нормативные принципы
                               I. Общий принцип биоэтики
                               II. Святость человеческой жизни
                                               2.1. Формулировка принципа
                                               2.2. Анализ содержания
                               III. Неприкосновенность невинной человеческой жизни
                                               3.1. Формулировка принципа
                                               3.2. Прямое намерение, или преднамеренность
                                               3.3. Невинное человеческое существо
                                               3.4. Анализ содержания
                               IV. Право на жизнь
                                               4.1. Формулировка принципа
                                               4.2. Анализ содержания
                Глава пятая. Защита зарождающейся жизни
                               I. Начало человеческой жизни
                                               1.1 Зародыш человека и христианская традиция
                                               1.2 Сегодняшняя дискуссия
                                               1.3 Позиция Учительства относительно статуса эмбриона
                               II. Вопросы, связанные с внутриутробным периодом существования человека
                                               2.1. Пренатальная диагностика
                                               2.2. Экспериментирование с плодами и зародышами
                Глава шестая. Аборт
                               I. Природа аборта и нравственное суждение
                               II. Частные аспекты
                                               2.1 Различение прямого и косвенного аборта
                                               2.2 Медицинский аборт
                                               2.3 Внематочная беременность
                                               2.4 Эмбриональная редукция
                Глава седьмая. Забота о жизни и здоровье
                               I. Забота о здоровье
                                               1.1 Профилактика
                                               1.2 Лечение
                                               1.3 Применение анальгетиков в случае смертельной болезни
                               II. Целостность тела
                                               2.1 Фармакологические испытания на людях
                                               2.2 Трансплантация
                Глава восьмая. Защита человеческой жизни
                               I. Ненависть к жизни и любовь к врагам
                                               1.1 Прегрешения против жизни
                                               1.2 Любовь к врагам
                               II. Защита жизни
                                               2.1. Законность защиты жизни
                                               2.2 Условия и границы насильственного оборонительного действия
                Глава девятая. Принятие смерти
                               I. Констатация смерти
                                               1.1 Определение и диагноз смерти
                                               1.2 Смерть мозга, глубокая кома, вегетативное состояние
                               II. Достоинство смерти
                               III. Бунт против смерти
                                               3.1 Эвтаназия и помощь при самоубийстве
                                               3.2 Врачебная жестокость
                Библиография
                               I. Общие работы
                               a) Документы Учительства
                               b) Словари
                               c) Теологические работы
                               d) Работы по биоэтике
                                               Глава 1: Биоэтика и нравственная теология
                                               Глава 2: Основные понятия
                                               Глава 3: Богословские основания
                                               Глава 4: Нормативные принципы
                                               Глава 5: Защита зарождающейся жизни
                                               Глава 6: Аборт
                                               Глава 7: Забота о жизни и здоровье
                                               Глава 8: Защита человеческой жизни
                                               Глава 9: Принятие смерти
 
ЧАСТЬ 4. Человек и окружающая среда
                Глава первая. Вызов
                               I. Наука бьет тревогу
                               II. Кризис современной цивилизации развития
                               III. Урок восточной мистики
                Глава вторая. Фундаментальная трактовка темы экологической этики
                               I. Природа
                               II. Символический смысл понятия жизни
                               III. Окружающая среда и экологическая этика
                Глава третья. Богословская трактовка темы экологической этики
                               I. Некоторые гипотезы
                               II. «Theatrum gloriae Dei»
                               III. Земля, труд, культура
                               IV. Евхаристический подход
 
ЧАСТЬ 5. Сексуальность, брак, семья
                Введение
                               I. Сексуальность, науки о человеке, этика и теология
                               II. Актуальные проблемы сексуальной этики
                Глава первая. Библия и сексуальность
                               I. Основы библейской теологии человеческой сексуальности
                               II. Антропология и теология сексуальности в Библии
                                               2.1 Теология тела в первых главах книги Бытия
                                               2.1.1 Aнтропологическое значение «изначального одиночества» человека
                                               2.1.2 Изначальное одиночество и сексуальность
                                               2.1.3 От изначального одиночества — к онтологической данности тела и сексуальности
                                               2.1.4 Тело, сексуальность и общение личностей
                               III. Подчиненность человеческой сексуальности задаче деторождения
                               IV. Человеческая сексуальность, ограниченность человека и необходимость искупления
                               V. Сексуальность во Христе
                               VI. Заключение: человеческая сексуальность как призвание к трансцендентности и любви
                Глава вторая. Антрополого-богословский подход к сексуальности
                               I. Различные измерения человеческой сексуальности
                               II. От двойственности — к внутренней направленности человеческой сексуальности
                                               2.1 Классический подход
                                               2.2 Подход с позиций герменевтики сексуального желания
                               III. Антропология человеческой сексуальности
                                               3.1 Опыт эротического влечения: постановка проблемы человеческой сексуальности
                                               3.2 Эрос и откровение другого
                                               3.3 Благость и границы эроса
                               IV. Мастурбация
                                               4.1 Мастурбация: обращенность эроса на самого себя
                                               4.2 Некоторые статистические данные относительно мастурбации
                                               4.3 Нравственная оценка
                                                               4.3.1 Подростковая мастурбация
                                                               4.3.1 Мастурбация взрослых
                                               4.4 Оценка субъективной ответственности
                                               5. Межличностная направленность сексуального влечения и эроса
                                               6. Гомосексуальность: отсутствие сексуальной двойственности
                                               6.1 Некоторые различения внутри гомосексуальности
                                                               6.1.1 Необходимость различения между псевдо-гомосексуальностью, преходящей и устойчивой гомосексуальностью
                                                               6.1.2 Дальнейшее различение между гомосексуальностью и транссексуальностью
                                                               6.1.3 Различение между гомосексуальной ориентацией и гомосексуальной активностью
                                               6.2 Происхождение гомосексуальности
                                                               6.2.1 Генетическая гипотеза
                                                               6.2.2 Психологическая гипотеза
                                                               6.2.3 Травматическая гипотеза
                                               6.3 Количественные данные о людях с гомосексуальными склонностям
                                               6.4 Психологический опыт гомосексуальной личности и терапевтические возможности
                                               6.5 Сегодняшнее значение библейских текстов
                                               6.6. Этическая рефлексия о гомосексуальности
                                               6.7 Антропологический и пастырский аспект гомосексуализма
                               VII. Репродуктивная цель сексуальности
                               VIII. Девственность и безбрачие
                                               8.1 Благость сексуальности в девственности и безбрачии
                                               8.2 Девственность для Царства
                                                               8.2.1 Скопцы «для Царства» со Христом
                                                               8.2.2 Учение Павла
                                               8.3 Девственность и сексуальность
                                               8.4 Девственность и брак
                               IX. Добрачные отношения: отсутствие супружеских уз
                                               9.1 Актуальные социальные тенденции и мотивации
                                               9.2 Нравственная рефлексия
                               X. Свободное сожительство и «пробный брак»
 
 

Ливио Мелина – Нравственное действие христианина - Библия и сексуальность

 
I. Основы библейской теологии человеческой сексуальности
 
В качестве отправных обычно берут два текста из Книги Бытия, в которых содержится повествование о происхождении — «начале» — мира. Это оправдано, поскольку сам Иисус часто ссылается на «начало» творческого замысла Бога Отца (см. Мф 19, 4-6). В книге Бытия мы находим выражения, кардинально значимые для теологии сексуальности. Например: «По образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1, 27); «Не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2,18); «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт 2, 23-24). Из библейских текстов можно извлечь некоторые основополагающие элементы библейской теологии сексуальности.
 
1. Человек есть творение Бога и поэтому находится в тотальной зависимости от Него. Существующее — не плод случая и не порождение злой воли дьявола, враждебного к человеку. Оно есть создание Логоса, мыслившего творение и наложившего свою логическую печать на тварную реальность. В творении присутствует разумность, потому что таким его сотворил высший разум. Творение несет в себе отсвет Божественного разума, которым оно устроено.
 
2. Мужчина и женщина — личности, сотворенные по образу личного Бога. Отсюда они обретают свое изначальное и высшее
личностное достоинство.
 
3. Человеческое существо едино: библейская антропология не знает никакого разделения между душой и духом, с одной стороны, и телом, с другой. Разнообразие используемых терминов — basar, nefesh, ruah — указывает только на базовые различия той глобальной ситуации, в которой находится человек.
 
4. Человеческое существо, мужчина и женщина, отвечает единому замыслу Бога. Сексуальная биполярность несет в себе призыв ко взаимности в единстве, на основе различия. Человеческое существо есть человек, призванный к общению.
 
5. То, что женщина создана из ребра мужчины, означает глубинное единство обоих в фундаментальном равенстве их природ
(равное достоинство), но и в различии их полов и задач в мире.
 
6. Библия опасается смешения человеческой сексуальности с божественным культом и самим образом Бога. Яхве — не существо, обладающее сексуальностью наподобие человека; не существует божественных пар, о которых следовало бы слагать мифы и которым надлежало бы посвящать культовые действия сексуального характера.
 
Сексуальность — это чисто человеческая реальность; она остается благой, если переживается в пределах творческого замысла Бога. В свете опыта соседних языческих народов понятно выраженное в Библии опасение, что сексуальность превратится в идола: тем самым оказался бы извращенным сам смысл отношения с Богом со стороны человека.
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Tov