Макаров - Мариология Феофана Никейского

Дмитрий Макаров - Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII-XIV вв.
В этой работе нам предстоит рассмотреть столь важную составляющую богословского учения Феофана Никейского, как мариология (учение о Пресвятой Богородице).
 
Как явствует из вышеприведенного эпиграфа, византийцы относились к Пресвятой Деве Марии, Матери Божией, с благоговейным трепетом и любовью, ревностью, с пламенной верой и сердечным умилением, посвящая Ей — сразу вслед за Ее Божественным Сыном — лучшие порождения своего сердца, возвышеннейшие строки своих проповедей, трактатов и гимнов.
 
Изложению учения Православной Церкви о Пресвятой Деве Марии посвящено одно из центральных творений Феофана — «Похвальное слово Пресвятой Богородаце», по значимости идущее непосредственно за «Пятью словами о Свете Фаворском».
 
Полное название произведения таково: «Феофана, епископа Никейского, Слово о Всенепорочной и Всесвятой Владычице нашей Богородице, воспевающее разнообразно и многими способами Ее неизреченные и богоприличные превосходства, а заодно являющее и Таинство Воплощения Слова Божия (которое представляет собою верховное благо,и целевую причину сущих): каким образом это последнее является схождением воедино и сочетанием Бога и всея твари».
 
Памятник сохранился в двух рукописях: Вагосс. Oxon. gr. 193 (XIV в., сборник трудов Феофана Никейского и Иоанна Кантакузина), ff. 252-306, и Mosq. Synod, gr. 461 (246 Владимир, XVI в.), ff. I-77.
 
По первой рукописи он и был издан о. М. Жюжи (см.: Jugie). Отметим, что колляция московской рукописи представляет собой актуальную задачу, разрешению которой посвящено Приложение 3 к нашему исследованию.
 
Уже из заглавия становится видным сопряженность в Слове Феофана богословского и философского (аристотелевского) дискурсов, а в рамках первого — непосредственная близость мариологии и христологии (а также и ангелологии, и сотериологии, и космологии).
 
В справедливости этого наблюдения нам предстоит убедиться в ходе нашей работы.
 
 

Дмитрий Макаров - Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII-XIV вв.

 
СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2015. — 416 с.
Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»
ISBN 978-5-903525-75-1
 

Дмитрий Макаров - Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII-XIV вв. - Содержание

 
Предисловие
Введение
 

Мариология Феофана Никейского в ее взаимосвязи с учением о Св. Троице, Воплощении Господнем, о Церкви, Таинствах и человеке

Глава 1. Исторический контекст развития Богородичного богословия Феофана: третий этап исихастских споров и столкновение со схоластикой

  • 1.1. Схоластическая и исихастская экзегеза Ареопагита. Иоанн VI Кантакузин и братья Кидонисы
  • 1.2. Павел Константинопольский как представитель антипаламитского учения о символе
  • 1.3. Феофан Никейский, Димитрий Кидонис и иконоборческая христология
  • 1.4. Феофан Никейский и 7-я «Амбигва к Иоанну» преп. Максима Исповедника
  • 1.5. Иконоборческая христология, Леонтий Византийский... и снова Феофан?

Глава 2. Пневматологические основания мариологии Феофана Никейского

  • 2.1. Триадологические и пневматологические основания мариологии Феофана
  • 2.2. Мариология Феофана Никейского в аспекте взаимосвязи с пневматологией, согласно Похвальному слову Пресвятой Богородице
  • 2.3. Непризнание Непорочного Зачатия. Исторический контекст: полемика св. Филофея Коккина и Иоанна Кантакузина с Димитрием Кидонисом 
  • 2.4. Богородица как Связующее звено между Христом и Церковью. Феофан Никейский и св. Николай Кавасила: некоторые замечания о возможной идейной близости
 

Глава 3. Проблема непосредственных истоков пневматологии Феофана Никейского в ее связи с мариологией (отождествление соответствующих цитат)

Глава 4. Связь мариологии и христологии. Феофан Никейский и 60-й «Вопросоответ к Фалассию» преп. Максима Исповедника

Глава 5. Богородица как Рай, Источник и Подательница даров Св. Духа

Глава 6. Богородица как Святыня: Храм, Обиталище Божие, Кивот и Град Божий

Глава 7. Богородица стоит на границе между Ветхим и Новым Заветами. Богородица как новозаветное Святое Святых

Глава 8. Богородица — «Внутреннейшее завесы»: от мариологии — к экклесиологии. Феофан Никейский и св. Феолипт Филадельфийский

  • 8.1. Паламитская интерпретация цитаты из Пс.-Дионисия Ареопагита (DNII, 8)
  • 8.2. Язык взаимообмена естеств: переклички между мариологией и христологией

Глава 9, Учение Феофана Никейского о Богородице как Отце верующих и Посреднице между Богом и Церковью в деле нашего спасения

Глава 10. Учение Феофана Никейского о «мариологической перихорезе»

  • 10.1. Основания учения о мариологической перихорезе в триадологии Великих Каппадокийцев
  • 10.2. Халкидонская христология как основание учения о мариологической перихорезе
  • 10.3. Феофан Никейский о существе мариологической перихорезы
  • 10.4. Наглядный пример христианизации неоплатонизма: Христос как Единое-Само-по-Себе. Энергийный характер мариологической перихорезы
  • 10.5. Перихореза по гномическому качеству души

Глава 11. A realibus ad realiora: Феофан Никейский и Прохор Кидонис о трезвении и восхождении от чувственного к непосредственному богопознанию

  • 11.1. Богородица как Алтарь и Трапеза. Связь соответствующего учения Феофана с учением о символах Пс.-Дионисия Ареопагита и исихастской экзегезой Ареопагитик
  • 11.2. Прохор Кидонис о трезвении и Богопознании

Глава 12. Богородица как Вершина земной и небесной иерархий. Феофан Никейский и Пс.-Дионисий Ареопагит

  • 12.1. Учение Феофана Никейского о трех чинах христиан и Пс.-Дионисий Ареопагит
  • 12.2. Учение Феофана о Богородице как Небе и Вершине земной и небесной иерархий
  • 12.3. Учение об ангелах как посредниках между Богом и верными
  • 12.4. Учение о Пресвятой Богородице как Посреднице между Богом и иерархиями
  • 12.5. Учение о Пресвятой Богородице как Вершине иерархий ангельских
  • 12.6. Полемика с предполагаемыми оппонентами: к проблеме антиоригенизма Феофана Никейского
  • 12.7. Прочие имена: Богородица как Ангел и Архангел, Воевода, Епископ и Око Премудрости Божией
  • 12.8. Частная проблема: отождествление цитат из Пс.-Дионисия Ареопагита

Глава 13. Учение о символе в Богородичном слове Феофана в его связи с христологией

  • 13.1. Символический аспект Таинства Крещения по учению Феофана....
  • 13.2. Понятие «символ» в христологии Феофана

Глава 14. Феофан Никейский о Таинстве Евхаристии

Глава 15. Основные черты экзегетического метода Феофана Никейского в «Похвальном слове»

  • 15.1. Отождествление двух цитат из св. Максима Исповедника
  • 15.2. Образцы экзегезы Св. Писания в «Слове» Феофана

Глава 16. В завершение: и вновь — про обожение

 
Вместо заключения 
Приложения
Приложение 1. Никифор Влеммид
1.1. Никифор Влеммид. Другие силлогизмы об исхождении Св. Духа
1.2. Никифор Влеммид. Повествование о переговорах с латинянами об унии Церквей в 1234 г. («Автобиография» II, 25-40)
1.3. Никифор Влеммид. Повествование о переговорах с латинянами об унии Церквей в 1250 г. («Автобиография» II, 50-60)
Приложение 2. Св. Каллист I Константинопольский. Святейшего патриарха Константинопольского кир Каллиста Сто глав о чистоте души: как она мало-помалу очищается и восходит к созерцанию
Приложение 3. Рукописная традиция Слова Феофана Никейского и проблема уточнения текста
 
Список сокращений
Список литературы
Источники
Современная научная и богословская литература
Указатель имен древних и средневековых авторов
Указатель имен современных авторов
 

Дмитрий Макаров Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII-XIV вв. - Предисловие

 
Данная работа представляет собой исправленное и пересмотренное издание нашей монографии «Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции (VII—XIV вв.)», вышедшей в Саарбрюккене в 2012 г. Основные изменения были внесены во Введение (учтено несколько новейших работ, изданий и переводов источников, появившихся в 2012-2014 гг.). Добавлены новые приложения (переводы текстов св. Каллиста I, натр. Константинопольского, и Никифора Влеммида).
 
Книга изначально задумывалась как часть более обширного исследования, в котором предполагалось рассмотреть основное богословско-догматическое произведение Феофана III, митр. Никейского (ок. 1315/1320 — ок. 1381 ) — «Пять слов о Свете Фаворском» — в контексте богословской полемики, которая протекала на третьем этапе исихастских споров (после торжества исихастов и учения св. Григория Паламы на Константинопольском Поместном соборе 1351 г.). Однако, по мере работы стало ясно, что многие относящееся к данной теме вопросы требуют более детальной проработки (не случайно, чтo за первым изданием X. Сотиропулоса «Пяти слов...» в 1990 г. последовало второе издание этого же памятника Г. С. Захаропулосом в 2003 г., в котором исправлен ряд чтений, остававшихся не до конца понятными в первом издании). Поэтому было принято решение проанализировать богословско-философское учение Феофана Никейского на примере более краткого и уже тем самым более удобного для анализа источника, каковым и является Похвальное слово Пресвятой Богородице. С точки зрения важности для миросозерцания автора и для понимания узловых проблем его эпохи (а во многом — и святоотеческой традиции в целом), Похвальное слово мало чем уступает «Пяти словам...». Результатом проделанной работы и является предлагаемый вниманию читателя труд.
 
Разумеется, в рамках одного исследования, сколь бы обширным оно ни было, невозможно охватить все сочинения всех авторов даже строго определенного исторического периода. Выразим все же надежду, что нам удастся, сконцентрировавшись на ключевых авторах и важнейших текстах (гомилиях, гимнах, трактатах, посланиях), нащупать узловые моменты и наиболее характерные черты в почитании Пресвятой Богородицы византийцами рассматриваемого периода и тем самым приблизиться к основным составляющим их мариологической рефлексии.
 
Исследование проводилось в 2009-2012 гг. в рамках классического для патрологии сравнительно-исторического подхода. Мы руководствовались теми принципами непрерывности святоотеческой традиции раннего христианства, Византии и последующего периода, двуединства богословия и философии в византийской традиции, которые лежат в основе современного изучения святоотеческого наследия мировой наукой, на русской же почве были заложены уже С. Л. Епифановичем, а впоследствии продолжены прот. Георгием Флоровским, протопресв. Иоанном Мейендорфом и их научными преемниками и потомками—такими как «школа Теофании» (основанная иером. Александром Голицыным), митр. Волоколамский Иларион (Алфеев) и то направление, которое представлено исследованиями В. М. Лурье, Д. А. Поспелова, Г. И. Беневича, А. М. Шуфрина, Д. С. Бирюкова, В. А. Баранова и их единомышленников. Наглядным воплощением трудов этого круга стали книжные серии «Византийская философия» а также журнал «Скриниум».
 
В предисловии к тому творений преп. Максима Исповедника, который открывает серию «Византийская философия», кратко и емко охарактеризованы ведущие принципы этого направления, которое уже достаточно убедительно представляет свою научную позицию. Этим принципам, по мере сил, старался следовать и автор данного труда, который убежден в том, что истинно ценной в Византии почиталась только та философия, которую возможно было использовать и для нужд богословия — догматики, полемики, аскетики, христологии, антропологии и т. д. Вместе с тем, на этом фоне тем рельефнее выделяются следы неоплатонизма (в их сложном переплетении с традициями аристотелизма), к XTV в. уже практически полностью усвоенного святоотеческой традицией, но иногда (таков случай и Феофана Никейского) еще заявляющие о себе как о самостоятельной и во многом альтернативной по отношению к церковной философии системе мысли.
 
Настоящее исследование, надеемся, может иметь значение и для понимания неразрывной связи святоотеческого богословия и литургической жизни Церкви. Так, по ходу работы все более приоткрывались связи между трактатом Феофана, с одной стороны, и гомилетикой и гимнографией Успения Пресвятой Богородицы — с другой. Сказанное справедливо и по отношению к другим Богородичным праздникам (таким, как Зачатие прав. Анной Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы, Благовещение и др.).
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Андрон