Макграт - Жизнь Жана Кальвина

Алистер Макграт - Жизнь Жана Кальвина
Очередная попытка сделать обзор жизни и эпохи Жана Кальвина не нуждается в оправдании. Религиозная, социальная, экономическая и культурная обстановка, окружавшая этого выдающегося человека, всегда будет предметом тщательного исследования, потому что исчерпать эту тему нельзя. Кальвину принадлежит судьбоносная роль в истории Европы: его деятельность преобразила жизнь отдельных людей и облик целых институтов на заре Нового времени, когда западная цивилизация начала приобретать свои отличительные черты.
 
Вдобавок к этому за последние годы наше знание и представление о европейской Реформации в общем и о Кальвине в частности значительно углубилось, что позволило по-новому посмотреть на мир Кальвина и его роль в нем.
 
Сегодня уже никто не рассматривает историю как набор биографий великих людей. Тем не менее отдельные люди, такие, как Кальвин, Маркс и Ленин, все-таки оказали достаточно значимое влияние на исторический процесс, а это означает, что в таком подходе к истории есть доля правды.
 
Идеи и мировоззрение Кальвина, а также созданный им уклад жизни оказались настолько жизнеспособными, что привели к формированию и развитию целого движения, не ограниченного историческим местом жизни реформатора и его личностными качествами.
 

Алистер Макграт - Жизнь Жана Кальвина

 
А. Макграт; пер. с англ. В. Г. Савенкова
Минск: Полиграфкомбинат им. Я. Коласа, 2016. — 416 с.
ISBN 978-0-631-18947-5 (англ.)
ISBN 978-985-7122-18-9 (рус.)
 
A Life of John Calvin byAlister E. McGrath
Blackwell Publishers Ltd 108 Cowley Road Oxford 0X4 1JF, UK First published 1990
 

Алистер Макграт - Жизнь Жана Кальвина - Содержание

 
Предисловие
1.  Введение
  • Необходимость реформ
  • Рождение загадки
2. Париж: формирование мышления
  • Неопределенность, связанная с парижским периодом в жизни Кальвина
  • Коллегия Монтегю
  • Учеба Кальвина в Париже
  • Интеллектуальные движения во Франции....
  • Париж увлечен лютеранством
3.Время блужданий: Орлеан и знакомство с гуманизмом
  • Природа гуманизма
  • Юридический гуманизм во Франции
  • Комментарий на сочинение Сенеки
  • Париж в 1533 году
  • Речь на День всех святых
4.От гуманиста к реформатору: обращение
5.Женева: первый период
  • Реформация как городской феномен
  • Женева до Кальвина
  • Кальвин прибывает в Женеву
  • Страсбургское изгнание, 1538—1541 годы
  • Возвращение в Женеву
6.Женева: укрепление власти реформатора
  • Кальвин и женевское правительство
  • Консистория
  • Дело Сервета
  • Перелом 1555 года
  • Причины успеха Кальвина
7.Христианство по Кальвину: средство коммуникации
  • Убеждающая сила Божьего Слова
  • Кальвин и французский язык
  • «Наставление в христианской вере»
8.Христианство по Кальвину: идеи
  • Приоритет «Наставления»
  • Структура мысли Кальвина
  • Обзор «Наставления» 1559 года
9.Проникновение идей Кальвина во Францию
  • Растущее влияние Кальвина во Франции
  • Люди из Женевы
  • Политическое влияние кальвинизма во Франции
  • Социальная структура французского кальвинизма
10. Зарождение движения
  • Urbi et orbi (городу и миру): распространение влияния Кальвина
  • От Кальвина к кальвинизму
  • Религиозная система
11. Участие в жизни мира: кальвинизм, труд и капитализм
  • Тезис Вебера
  • Ранний женевский капитализм
  • Взаимосвязь кальвинизма и капитализма во Франции
  • Кальвинистская трудовая этика и капитализм
12. Кальвинизм и формирование современной западной культуры
  • Религиозное обоснование экономически активного поведения
  • Кальвин и развитие естественных наук
  • Феномен американской гражданской религии
  • Кальвинизм и естественные права человека
Приложение 1
  • Словарь богословских и исторических терминов
Приложение 2
  • Цитирование сочинений Кальвина
Список сокращений
Библиография
 

Алистер Макграт - Жизнь Жана Кальвина - Предисловие

 
Кальвин стал выдающейся фигурой прежде всего, хотя и не исключительно, потому что он был религиозным мыслителем. Можно было бы назвать его богословом, но это слово утратило свою точность из-за современных ассоциаций. Богословы в нынешнем понимании — это люди, лишенные всякой значимости как в церковном, так и в научном сообществах, и их аудитория ограничивается узким кругом их коллег, а их идеи и методы, как правило, позаимствованы из других научных дисциплин. Оригинальность, сила и влияние религиозных идей Кальвина не позволяют нам говорить о нем только как о богослове — хотя он, безусловно, являлся таковым, — точно так же, как недостаточно будет назвать Ленина всего лишь политическим идеологом. Поразительная способность Кальвина к усвоению языков, средств коммуникации и идей, его осознание важности роли организации и социальных институтов, а также его интуитивное понимание религиозных потребностей и возможностей своей эпохи позволили соединить религиозную мысль и действие, благодаря чему кальвинизм стал чудом своей эпохи.
 
Чтобы хотя бы в некоторой степени понять религиозную, политическую, социальную и экономическую историю Западной Европы и Северной Америки XVI и XVII веков, необходимо познакомиться с идеями этого мыслителя, их творческим переосмыслением и проникновением в сочинения его ранних последователей. Благодаря неординарной способности к переменам и одаренности его коллег, сподвижников и преемников идеи Кальвина превратились в одну из мощнейших интеллектуальных сил в истории человечества, вполне сравнимую по своему влиянию с более поздним историческим явлением — марксизмом. Немецкий социолог-религиовед Эрнст Трельч предположил, что только дважды в истории христианству удавалось коренным образом преобразить человеческую культуру и цивилизацию: в Средние века при помощи схоластического синтеза Фомы Аквинского и в начале Нового времени под влиянием кальвинизма. Таким образом, изучать Кальвина и его наследие означает исследовать один из редких моментов в современной истории, когда христианство формировало общество, а не приспосабливалось к нему.
 
Хотя в кальвинизме отчетливо различается его религиозное ядро, следует отметить, что он не является чисто религиозным движением. Как снежный ком, катящийся вниз с высокой горы, кальвинизм вбирал в себя дополнительный материал и интегрировал его в свою сущность, что, возможно, несколько растушевывало основной исходный материал и, как следствие, изменяло форму и облик движения. Даже сегодня идеи этого движения по-прежнему в той или иной форме оказывают влияние на западную культуру, хотя не все это признают. Поскольку западный капитализм, по сути, покоится на основании кальвинизма, вполне справедливо будет утверждать, что даже сам марксизм должен вступить в диалог с женевским наследием Запада.
 

Говорить о Кальвине — значит говорить о Женеве. Хотя выражение «Женева Кальвина» может быть неверно истолковано (обычно читатель неправильно понимает положение Кальвина в городе и меру свободы его действий), оно хорошо тем, что подчеркивает тесную связь человека с городом. Вклад Кальвина в развитие и благосостояние Женевы, иногда даже порождающий легенды вокруг этого города, является общепризнанным историческим фактом. Однако, если Кальвин сформировал Женеву, верно также и то, что Женева сформировала Кальвина. Влияние города на этого человека тонко и многогранно, и, возможно, оно невелико по сравнению с влиянием самого Кальвина на жизнь Женевы. Тем не менее это влияние имело место; оно поддается историческому исследованию и богословской оценке. Убежденность Кальвина в том, что христианство не занимается абстрактным теоретизированием, а непосредственно затрагивает социально-политическую жизнь государства, неизбежно вызывает вопрос о том, была ли ситуация в Женеве нормативным воплощением теоретических рассуждений Кальвина. 

 
 

Категории: 

Оцените работу сайта и поблагодарите за файл - поставьте лайк, кликнув по сердечку (первое - 1 балл, последнее - 10 баллов): 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя ASA