Маккалох - Религия древних кельтов

Джон Арнотт Маккалох - Религия древних кельтов
Чтобы воскресить из забвения уже отжившую религию и заставить ее рассказать свою историю, потребовалась бы волшебная палочка чародея.
 
Нам известны многие древние религии: Египта, Вавилона, Греции, Рима. Их мифология, теология, произведения искусства содержат в себе большое количество сведений о человеческой вере и устремлениях народов. Насколько же скудными являются сведения о кельтской религии!
 
Ушедшая вера народа, который вдохновил мир своими благородными мечтами, построена на страданиях и часто на страхе; она должна быть воссоздана из фрагментарных, во многих случаях трансформированных остатков.
 
Мы имеем поверхностные наблюдения классических свидетелей; посвящения в честь романо-кельтских божеств, изобразительные памятники того же периода; монеты, материальные символы, наименования мест и личные имена. Что касается ирландских кельтов, то имеется масса свидетельств, обнаруженных в манускриптах XI и XII веков.
 
Многие из них, несмотря на переделки и утраты, основываются на мифах о божествах и героях, а также содержат некоторые сведения о ритуалах. Из Уэльса происходят такие документы, как «Мабиногион», и странные поэмы, персонажами которых являются древние трансформированные боги, но в которых ничего не рассказывается об обрядах или культах.

 

Джон Арнотт Маккалох - Религия древних кельтов

 
Москва: ЗАО Центрполиграф, 2004 г. — 334 с.
ISBN 5-9524-1303-Х
 

Джон Арнотт Маккалох - Религия древних кельтов - Содержание

 
Предисловие
  • Глава 1. Введение
  • Глава 2. Кельтский народ
  • Глава 3. Боги Галлии и континентальных кельтов
  • Глава 4. Ирландский мифологический цикл
  • Глава 5. Туата Де Дананн
  • Глава 6. Боги бриттов
  • Глава 7. Цикл о Кухулине
  • Глава 8. Сага о Фионне
  • Глава 9. Боги и люди
  • Глава 10. Культ мертвых
  • Глава 11. Примитивное поклонение природе
  • Глава 12. Поклонение рекам и источникам
  • Глава 13. Поклонение деревьям и растениям
  • Глава 14. Поклонение животным
  • Глава 15. Космогония
  • Глава 16. Жертвоприношения, молитвы и предсказания  
  • Глава 17. Табу
  • Глава 18. Праздники
  • Глава 19. Принадлежности культа
  • Глава 20. Друиды
  • Глава 21. Магия
  • Глава 22. Состояние мертвых
  • Глава 23. Перерождение и переселение душ
  • Глава 24. Элизиум

 

Джон Арнотт Маккалох - Религия древних кельтов - Предисловие

 
Научное изучение древнекельтской религии получило развитие лишь в недавнее время. Из-за недостаточного количества материалов для такого изучения более ранние авторы позволяли себе самые невероятные полеты фантазии, соединяя кельтскую религию с религией Дальнего Востока, видя в ней остатки монотеистической веры или ряда эзотерических учений, скрытых под маской политеистических культов. С появлением работ М.М. Гэйдоса, Бертрана и Д'Арбуа де Жувенвиля во Франции, а также с публикацией ирландских текстов такими учеными, как доктор Виндиш и доктор Стоке, начался новый период исследований, и поток света знаний пролился на скудные остатки кельтской религии. В этой сфере почетное место среди исследователей этой религии принадлежит сэру Джону Рису, эпохальной работой которого стали «Гиббертские лекции о происхождении и развитии религии на примере кельтского язычества» (1886).
 
С тех пор каждый ученый, изучающий этот предмет, чувствует себя в большом долгу перед неутомимыми исследованиями и блестящими предположениями сэра Джона Риса. Считаю необходимым отметить, что и я в большом долгу перед ним. Однако в своих «Гиббертских лекциях» и позже в мастерских работах об «артуровских условных обозначениях» он принял точку зрения «мифоло­гической» школы: видел в древних историях мифы о Солнце, рассвете и тьме, а в геологических воззрениях — богов солнца, божеств рассвета и воинство темных личностей сверхъестественного характера. Изучая данный предмет с антропологической точки зрения и в свете сохранившихся до наших дней народных обычаев, я пришел к другим выводам по многим вопросам. «Гиббертские лекции» останутся источником вдохновения для всех кельтоведов. Более поздние исследования Соломона Рейнака и М. Доттина, ценная небольшая книга о кельтской религии профессора Энвила дали этой работе новый стимул.
 
В этой книге я использовал все доступные источники и взял за основу сравнительно антропологический метод исследования. Я также изучил более ранние культы с помощью сохранившихся народных обычаев на «кельтской территории» всюду, где это казалось правомерным. Полученные результаты позволяют дать более верную интерпретацию религиозных представлений наших кельтских прародителей, являющих собой смесь примитивных верований и народных поверий.
 
К сожалению, кельты не оставили описания своей религии, поэтому мы остались наедине со своими собственными истолкованиями существующих материалов. Моя книга была написана в течение длительного периода жизни на острове Скай, где еще сохраняется старый язык этого народа, где дух этого места повсюду говорит о вещах далеких и странных; там было легче попытаться понять древнюю религию, чем в более деловом прозаическом месте. Тем не менее, все время я чувствовал, как много получил бы сведений, если бы какой-то старый кельт или друид снова по­сетил свои родные места и позволил бы мне задать ему сотни вопросов, которые оставались неясными... Но, увы, это невозможно!
 
Я благодарю мисс Тернер и мисс Энни Гилкрист за ценную помощь, оказанную мне в работе над исследованием, Лондонскую библиотеку за предоставление мне нескольких работ, которые ей не принадлежат. Эта работа оказала неоценимую помощь всем ученым, работающим вдали от библиотек.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 6.5 (2 votes)
Аватар пользователя warden