Малиновский – Очерк православного догматического богословия

Протоиерей Николай Платонович Малиновский – Очерк православного догматического богословия
Общее понятие ο науке «Догматическое Богословие» содержится в самом ее наименовании. Называется она «богословием».
 
Слово богословие — θεολογία (из Θεός — Бог и λόγος — слово, слово ο Боге), заимствованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении.
 
Под именем «богословия» ныне разумеется целая совокупность наук, имеющих своим предметом Бога, как Он открыл Себя в христианской религии, и божественное домостроительство в обширнейшем смысле, иначе — все то, что имеет прямое и непосредственное отношение или к Богу, или к людям в их отношении к Богу.
 
Предметы частных богословских наук теперь обозначаются теми прилагательными (или эпитетами), которые присоединяются к слову «богословие», или другими специальными названиями. Предмет Догматического Богословия указывается в прилагательном «догматическое», показывающим, что в этой богословской науке излагаются и уясняются догматы христианские, почему и сама она часто называется просто «Догматикой».
 
В самом наименовании «Догматическое Богословие», таким образом, дается такое понятие ο нем: Догматическое Богословие есть наука, имеющая своим предметом систематическое изложение всей совокупности христианских догматов.
 
Догматы в различных существующих ныне христианских вероисповеданиях понимаются не одинаково, и каждое из них имеет свои системы Догматики, излагающие содержание этой науки в духе особенностей своего вероисповедания. Поэтому для обозначения вероисповедной точки зрения на предмет этих систем к наименованию их: «Догматическое Богословие», «Догматика», обыкновенно присоединяются соответствующие эпитеты.
 
Православное Догматическое Богословие излагает свой предмет по духу и под руководством православной церкви.
 

Протоиерей Николай Платонович Малиновский – Очерк православного догматического богословия

 
От С.-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. С-Петербург, августа 24 дня, 1910 года.
 

Протоиерей Николай Платонович Малиновский – Очерк православного догматического богословия – Содержание

 
ВВЕДЕНИЕ
  • §1. Понятие ο Догматическом Богословии
  • §2. Понятие ο догматах.
  • §3. Источники христианского вероучения. Св Писание и Св. Предание.
  • §4. Особенности западных исповеданий в учении об источниках откровения
  • §5. Неизменяемость и неусовершаемость христианского вероучения со стороны содержания и числа догматов. Возможная его усовершаемость
  • §6. Важность и значение догматов. Опровержение мнений, отрицающих значение догматических истин в христианстве.
  • §7. Вероизложения древней Церкви Вселенской и символические книги Восточной Греко-Российской Церкви
  • §8. Р.-католические и протестантские вероизложения и символические книги
  • §9. Задача науки ο догматах. Отношение разума к истинам откровения.
  • §10. Разделение Догматики.
Часть первая. Предварительные понятия
  • §11. Непостижимость существа Божия при всеобщей уверенности в бытии Божием
  • §12. Крайность учения ο совершенной непознаваемости Божества.
  • §13. Способы богопознания
  • §14. Нравственные условия богопознания
Отдел первый.
  •  I. Существо Божи
  •  II.  Единство существа Божия.
Отдел второй.
  • § 22. Богооткровенность догмата ο Пресвятой Троице. Особенная его важность и непостижимость.
  • §23. История догмата ο Св. Троице
  • §24. Учение церкви ο Св. Троице и состав этого учения
  • I.  Троичность лиц в Боге
  • II.  Божество и единосущие лиц Св. Троицы
  • III. Личные свойства лиц Св. Троицы
Часть вторая. Отдел первый.
  • I. Общее учение.
  • II. Учение частное.
Отдел второй.
  • I. Общее учение.
  • II. Частное учение.
Отдел третий.
  • § 82. Необходимость особенного промышления Божия для спасения падшего человека. Содержание и разделение учения ο Боге Спасителе.
  • Ι. Ο Боге, как Предустроителе человеческого спасения.
  • II. О Боге Искупителе
Примечания
 

Протоиерей Николай Платонович Малиновский – Очерк православного догматического богословия – Введение

 
Слово догмат — δόγμα — слово греческое. Происходя от глагола δοκείν — думать, полагать, верить, частнее — от прош. его формы δέδογμαι (в 3 л. δέδοκτας — решено, положено, определено), слово δόγμα обозначает собою мысль вполне утвердившуюся в человеческом сознании, ставшую твердым убеждением человека, вообще — бесспорную истину, и потому общеобязательную, a также определившееся, твердое, неизменное решение человеческой воли. Древние писатели, греческие и римские, употребляли это слово для обозначения таких основоположений или правил, относящихся к области философии, нравоучения и к гражданскому законодательству, которые были признаваемы бесспорными и обязательными. Узаконения государственной власти выражаются словом δόγμα и в Св. Писании (напр., у Дан 2, 13; 3, 10; 6, 8 и Деян 17, 7 — царские указы и законы, у Лк 2, 1 — повеление кесаря ο всенародной переписи).
 
Ап. Павел прилагает название догмата и к закону Божию, называя догматами предстр. 5писания закона Моисеева, имевшие в свое время обязательную силу для каждого иудея. В книге же Деян ап. тем же словом обозначаются уставы (τά δόγματα), сужденныя от апостол и старец, иже во Иерусалиме (16, 4; сн. 15, 22–25), имевшие значение закона для всех членов христианской церкви. Как хорошо выражающее с формальной стороны свойства христианской истины, как истины бесспорной, непреложной и общеобязательной для христиан, слово δόγμα, в качестве условного термина, у христианских писателей вошло в употребление и для обозначения истин откровенной религии.
 
Первоначально оно прилагалось вообще к христианскому учению, а потом стали выражать (отцы и учители церкви IV–V веков и позднейшие церковные писатели) этим словом не все без различия содержащиеся в откровении истины, но и из богооткровенных только относящиеся к определенному кругу представлений, — к вероучению. В современной богословской науке существенными признаками догматов, отличающими их от всех других христианских истин, равно и от учений нехристианских, признаются, именно, следующие: 1) теологичность догматов веры, 2) богооткровенность, 3) церковность и 4) законообязательность для всех членов церкви.
 
1. Теологичность. — Этим признаком, усвояемым догматам, указывается область истин, обнимаемых догматами. Из всех христианских истин догматами называются лишь те, которые относятся к существу религии, как внутреннего союза Бога с человеком, и притом союза, восстановленного Господом И. Христом, т. е. истины, которые содержат учение ο триедином Боге и отношении Его к миру и разумно-свободным существам, в особенности к человеку. Все же другие истины, находящиеся в откровении, но не имеющие своим предметом учение ο Боге и отношении Его к миру и разумно-стр. 6свободным существам, напр., истины нравственные или заповеди, истины обрядовые, канонические, исторические сказания ο церкви Божией ветхозаветной и отчасти новозаветной, пророчества и т. п. — уже не суть догматы веры, хотя вообще и обязательно для христианина их всецелое признание. Такое содержание истин, называемых «догматами веры», показывает и то, почему они суть истины веры, а церковь свое сокращенное изложение догматов веры назвала «символом веры» и начинает его словом «верую».
 
2. Богооткровенность. — Все догматы христианской религии суть истины
богооткровенные, — суть слово Самого Бога к людям. Такое происхождение догматов
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя warden