Малков - Благовещение Пресвятой Богородицы

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Петр Юрьевич Малков - Благовещение Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей
Святые отцы о церковных праздниках
Церковное торжество Благовещения подводит нас - гораздо ближе, чем любой другой богородичный праздник - к радостной встрече с грядущим вочеловечиться ради Спасения мира Господом. Ведь именно в евангельском событии Благовещения как раз и совершилось - наитием Святого Духа на Пречистую Деву - Воплощение Слова, как Его вселение по плоти во чрево Богоматери. Однако в миг Благовещения осуществилось не только само Воплощение Сына Божия, отныне и навеки ставшего одним из нас, истинным Человеком. Сегодня также произошло и подлинное примирение двух «полюсов» тварного мироздания: как обновленный союз неба и земли, как новая радостная встреча - в лице Пречистой Девы и благовествующего Ей архангела - рода ангельского и рода людского. Более того: ныне, в миг Вочеловечения Бога Слова и Его вселения в утробу Пречистой Девы, осуществился коренной переворот в иерархическом устроении всей полноты мироздания, где еще совсем недавно ангельские силы имели над человеческим родом предельное и абсолютное превосходство. Но теперь тот прежний иерархический порядок тварного бытия раз и навсегда изменился.
 
Тайны небесного бытия ангельских сил предельно высоки для человеческого ума, неизмеримы, непостижимы. Однако нам открыто: предстоящие Престолу Творца и верно служащие Господу ангелы существуют и обладают бессмертием именно благодаря их причастности нетварному свету Божественной благодати. Они - «вторые светы», отражающие в себе, подобно духовным и живым зеркалам, вечное сияние Господней Славы. По учению святых отцов, это исходящее из Божественной природы блистание Божественных энергий - пища и питие для небесных сил. Именно здесь - источник их бессмертного и безгрешного бытия, а также и залог способности ангелов к постижению удивительных троичных тайн, открывающихся бесплотным силам в той мере, в какой это угодно Самому Богу. 
 

Петр Юрьевич Малков - Благовещение Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей

(«Святые отцы о церковных праздниках»)
М.: Никея, 2020. - 464 с. 
ISBN 978-5-907307-05-6 
 

Петр Юрьевич Малков - Благовещение Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей - Содержание

Глава1. Петр Малков «Источник и Корень свободы ... »: святоотеческие проповеди на Благовещение Пресвятой Богородицы 
  • Благовещение: день преображения вселенной
  • Событие Благовещения Пресвятой Богородицы: евангельское свидетельство 
  • Церковный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 
  • Святоотеческие проповеди на Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Святоотеческие проповеди на Благовещение: спасительное значение Боговоплощения
  • Святоотеческие проповеди на Благовещение: Боговоплощение - общее дело всей Пресвятой Троицы 
  • Святоотеческие проповеди на Благовещение: миг Боговоплощения
  • Святоотеческие проповеди на Благовещение: ветхозаветные пророчества о Богоматери и Ее библейские прообразы
  • Святоотеческие проповеди на Благовещение: чистота, святость и духовная высота Богоматери 
  • Святоотеческие проповеди на Благовещение: парадоксы Богоматеринства 
  • Святоотеческие проповеди на Благовещение: архангел Гавриил - вестник воли Божией 
  • Диалог Богородицы и архангела: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ... (Лк. 1: 28)
  • Диалог Богородицы и архангела: Она же ... смутилась ... Не бойся, Мария ... (Лк. 1: 29-30)
  • Диалог Богородицы и архангела: Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына ... (Лк. 1: 30-33)
  • Диалог Богородицы и архангела: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1: 34) 
  • Диалог Богородицы и архангела: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя." (Лк. 1: 35) 
  • Диалог Богородицы и архангела: Вот и Елисавета, родственница Твоя .. . зачала (Лк. 1: 36-37)
  • Диалог Богородицы и архангела: Се, Раба Господня (Лк. 1: 38); Благовещение - праздник людской свободы и синергии Бога и человека
  • Святоотеческие проповеди на Благовещение: Богоматерь и Иосиф - Благовещение: на пороге Рождества Христова
Глава 2. СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БЛАГОВЕЩЕНИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГО РОДИЦЫ
Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Три проповеди о Богоматери (spuria)
  • Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии
  • Беседа первая на Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Беседа третья на Благовещение Всесвятой Богородицы Девы Марии 
Святитель Прокл Константинопольский Две беседы о Богоматери
  • Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Похвальная беседа в честь Пресвятой Богородицы Марии
Святитель Петр Хрисолог Два слова на Благовещение Пресвятой Богородицы 
  • Слово 140-е. О Благовещении Благословенной Девы Марии 
  • Слово 143-е. О Благовещении третье
Преподобный Исихий Иерусалимский Слово первое в честь святой Марии Богородицы
Святитель Анастасий Антиохийский Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы (dubla) 
Святитель Герман Константинопольский Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
Преподобный Беда Достопочтенный Гомилия на праздник Благовещения Всеблаженной Богородицы Марии 
Святитель Андрей Критский Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы 
Святитель Фотий Константинопольский Беседа первая на Благовещение Пресвятой Богородицы
Святитель Григорий Палама Беседа 14-я. На Благовещение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 
Святой праведный Николай Кавасила Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
 
Святитель Филарет Московский Два слова на Благовещение
  • Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (1822 год)
  • Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы {1842 год)
Святитель Феофан Затворник Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы 
 
Святой праведный Иоанн Кронштадтский Две проповеди на Благовещение 
  • Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородицы
Святитель Николай Сербский Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила 
 

Петр Юрьевич Малков - Благовещение Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей - Благовещение: день преображения вселенной 

 
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1: 1). Истолкователи Библии чаще всего подразумевают здесь под небом все разнообразие ангельских духовных, нематериальных чинов и миров, созданных Богом в первый день творения. Ангелы древнее человека, старше его. Возникшие из небытия в изначальной точке отсчета времен, они были затем свидетелями всего дальнейшего хода создания вселенной, прославляя в своих гимнах искусство Первейшего Творца, Художника и Поэта. Тем самым светлые и святые ангелы, будучи старшими братьями человека, пребывают с Богом неотступно. А вот их младший брат по разумному творению - ветхий Адам, совершив грех, вкусив в раю запретный плод от Древа познания добра и зла и тем утратив былую святость, пошел в дальнюю сторону (ер. Лк. 15: 13) из дома своего Создателя и Отца. С тех пор в результате грехопадения Адама ангельский и человеческий миры оказались друг от друга отделены, обособлены, «рассечены» силой людского греха; и вот, в самом начале земной истории Творец ставит на страже у эдемских врат многоочитого Херувима и пламенный меч обращающийся (см. Быт. 3: 24). Отныне плоды райского Древа жизни стали недоступны для человека: он впал во тьму богооставленности и смерти. Адам слепо бродил по земле, отыскивая забытую дорогу домой, в свое прекрасное отечество, но обретал лишь голод, болезни, отчаяние одиночества. И он и Ева потеряли право благодатного богообщения: теперь для них оказалось невозможным вести таинственные и радостные беседы с Создателем вселенной в тени и прохладе Эдемского сада. Путь туда был прегражден недремлющим и грозным стражем - одним из тех, в ком прежде, до своего грехопадения, люди видели отнюдь не пугающего и страшного часового, а своего старшего брата по творению.
 
Конечно же, человечество и после грехопадения соприкасалось с ангельским миром. Земля, эта едва заметная точка на духовном небосводе многоразличных сотворенных Создателем обителей, так или иначе ощущала невидимое, а порой и видимое ангельское присутствие. И все же с мига грехопадения Адама, как разрыва небесной и земной реальностей, в древнюю ветхозаветную эпоху лишь иногда происходило легкое и мимолетное взаимопроникновение двух этих миров - ангельского и человеческого, а затем вновь их разделение, обособление. Зачастую общение с ангелами вызывало у людей приступы страха, рождало опасение за свою жизнь: ведь в ветхозаветные времена считалось, что явление ангела человеку - это предзнаменование его скорой смерти. Но помимо страха такие встречи пробуждали в людях и чувство восхищения, благоговейного восторга перед лицом высшей, свободной от греха реальности. Человек различал в образе бытия ангелов то, что некогда утратил сам, - благодатную и святую связь прекрасного создания с его Творцом.
 
 Итак, вместе с грехопадением, с отпадением от Бога, человечество заблудилось, потерялось подобно отбившейся от стада овце, неразумному и боязливому животному, сбежавшему от Хозяина и заплутавшему в темных ущельях. Однако кроме этой овцы, по слову евангельской притчи (ер. Мф. 18: 1 1-14), в стаде у Пастыря оставалось и множество других - еще девяносто девять (Мф. 18: 12) - верных Ему, слушающих Его голос и неотступно следующих за Ним. Тысячи тысяч и мириады мириад ангелов (ер. Дан. 7: 10; Мф. 26: 53) окружают Божий Престол: бесчисленные воинства Небесного Царя, сонмы вестников Создателя, молниевидные гонцы, готовые исполнить любое повеление Господа. Окружая Творца, ангельские силы образуют вокруг Него стройные хоры, без устали славят и воспевают Его святость и премудрость.
 
А затем случилось удивительное. Пастырь, имевший возле Себя девяносто девять верных Ему овец, оставил их в горах, в горних обителях и отправился на поиски единственной заблудившейся (ер. Мф. 18: 12). Всегда видевший рядом с Собой Своих прекрасных «старших детей» - ангелов, Господь пошел отыскивать младшего блудного сына - человека. И теперь Бог Сам ступил Своей Богочеловеческой стопой на опасные и извилистые пути земной жизни. Причем Господь воспринял тогда отнюдь не чистую  и свободную от рабства греху ангельскую природу, но сделался именно Человеком, Сыном Давидовым - не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово (Евр. 2: 16). Сын Божий усвоил Себе не ангельское естество - как может представляться, куда более возвышенное и прекрасное, чем наша природа, но естество человеческое, чтобы через посредство этого восприятия совершить Крестную Жертву за наши грехи. Мы знаем: Господь соединился с нашим человеческим естеством по любви к людям. И теперь Божественное Слово, прежде абсолютно невидимое и неосязаемое в Собственной сверх-бестелесности, бесконечно превосходящей ангельскую бесплотность, отныне навеки стало видимой и осязаемой плотию (ер. Ин. 1: 14). Причем посредством Вочеловечения Слова все люди сподобились того, что недостижимо даже для прекраснейших и безгрешных ангелов, - оказались по их естеству родными Богу, сродниками по плоти Самого Сына Божия. Бог стал одним из нас, сделался нам сотелесен, единосущен по Своему Человечеству. И вот Он - как истинный Богочеловек, освятив, преобразив, обожив в Себе нашу людскую природу, а также исцелив ее от последствий грехопадения силой Своих Крестной Жертвы и Воскресения, вслед за этим возвел ее - в Своем Вознесении - на Небеса: к Богу Отцу, в область Пресвятой Троицы.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Slava