Малков - Рождество Пресвятой Богородицы

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Петр Малков - Рождество Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей
Святые отцы. Богословие церковных праздников

Первый двунадесятый праздник церковного года Когда наступает Новый год? Конечно же, — ответим мы, — он приходит в нашу жизнь вместе с нашим радостным, пусть и бессонным, полночным переходом от декабря к январю. Он вступает в свои права посреди холодной снежной зимы — во время уютного семейного торжества, сопровождаемый светом горящих на елках праздничных огоньков, долгожданными подарками, теплыми взаимными пожеланиями...
 
Однако так было далеко не всегда. В Византии (с VII века) и на Руси (с конца XV столетия) новый год наступал 1 сентября, потому что люди верили: моментом сотворения Богом нашего мира было именно начало осени. Так когда же Господь сотворил небо и землю? — спрашивали себя византийцы. Ну, конечно же в сентябре!
 
Начало нового года являлось для византийцев, так же как и для всех нас, важной точкой отсчета: в их делах, в их надеждах, в их планах на будущее. Правда, сегодня при наступлении нынешнего январского Новолетия современный человек прежде всего думает о земном, ожидая от наступающего года домашнего благополучия, материального достатка, успехов в работе.
 
Для византийцев же наступавший осенний — сентябрьский — Новый год был в первую очередь судьбоносным духовным рубежом, воспринимался ими как значимая веха в их личном духовном обновлении, творческом христианском пересозидании самих себя. Они были убеждены: раз Бог создал небо и землю именно 1 сентября, то и мы, верующие христиане, — подражая Его творческой созидательной силе (ведь человек сотворен по образу Божию), — также призваны, вместе с наступлением Новолетия, к творческому усилию по преображению и обновлению себя во Христе.
 
Тот наступавший Новый год виделся православным византийцам прежде всего как важная точка отсчета в их борьбе со страстями и грехом, в их устремленности к свету Христовой Истины, в стяжании духовных даров Божественной благодати... Первым по порядку праздником церковного года, следующим за празднованием сентябрьского Новолетия — как прославления Творца за созданный Им мир, — как раз и оказывается двунадесятый (то есть один из двенадцати важнейших) праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
 
И это не случайно. Рождение от престарелых родителей долгожданной маленькой Девочки — будущей Богоматери — виделось православным богословам, церковным проповедникам как вполне сопоставимое по своей духовной значимости с сотворением Богом мира и человека. Ведь именно в этот момент — в миг Рождества Пречистой Девы — полагается начало нашему спасению. Вместе с Рождением Марии начинается обновление всего, поврежденного последствиями грехопадения Адама и Евы, мироздания; для самого же людского рода открывается путь к скорой победе над грехом и смертью, к благодатной богопричастности в грядущем Христе.
 

Петр Малков - Рождество Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей

Издательство — «Никея» — 256 с.
Москва — 2017 г.
ISBN 978-5-91761-777-0
 

Петр Малков - Рождество Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей - Содержание

  • Петр Малков
  • Источник всемирного спасения: святоотеческие проповеди на Рождество Пресвятой Богородицы
  • Первый двунадесятый праздник церковного года
  • История падшего грехом человечества: путь к Рождеству Богородицы
  • Событие Рождества Богородицы
  • Церковный праздник
  • Рождества Пресвятой Богородицы
  • Святоотеческие проповеди на Рождество Пресвятой Богородицы
  • Рождество Богородицы: от Закона к Благодати
  • Рождество Богородицы: начало спасения
  • Святоотеческие гомилии на Рождество Богородицы: догматическое учение о Богоматери
  • Святоотеческие гомилии на Рождество Богородицы: нравственный облик Богоматери
  • Слава Богоматери: залог, начало и источник славы спасаемых
  • Святоотеческие гомилии на Рождество Богородицы: ветхозаветные прообразы Богоматери и пророчества о Ней
  • Святоотеческие гомилии на Рождество Богородицы: богословско-поэтические образы Богоматери
  • Родители Пресвятой Богородицы: святые и праведные Иоаким и Анна
  • Рождество Богоматери: начало земного пути Пресвятой Девы
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О РОЖДЕСТВЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
  • Святитель Андрей Критский Две гомилии на Рождество
  • Пресвятой Богородицы
  • Гомилия первая на Рождество Пресвятой Богородицы
  • Гомилия четвертая на Рождество Пресвятой Богородицы
  • Преподобный Иоанн Дамаскин
  • Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
  • Преподобный Феодор Студит Слово на Рождество
  • Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
  • Святитель Фотий, патриарх Константинопольский
  • Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
  • Святитель Григорий Палама Беседа на спасительное
  • Рождество Пренепорочной Владычицы нашей
  • Богородицы и Приснодевы Марии
  • Святой праведный Николай Кавасила Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
  • Священномученик Сергий Мечёв
  • Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
  • Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
  • Преподобный Иустин (Попович), Челийский
  • Проповедь на Рождество
  • Пресвятой Богородицы
  • Список источников и литературы
  • Источники
  • Литература

Петр Малков - Рождество Пресвятой Богородицы - Антология святоотеческих проповедей - Событие Рождества Богородицы

 
Хотя рождение Пречистой Девы Марии и совершилось в самом преддверии явления в мир Иисуса Христа, мы не найдем какого-либо описания Ее Рождества в каноническом Евангелии. На протяжении двух тысячелетий Православная Церковь хранит повествование о Рождении Богоматери в своей живой памяти именно как истинное Священное Предание, дополняющее и проясняющее для нас содержащийся в Священном Писании рассказ о пришествии на землю Спасителя. Подробности события Рождества Пресвятой мы узнаем из одного из так называемых «апокрифических» (то есть по тем или иным причинам не признанных Церковью подлинными и не включенных ею в канон Священного Писания Нового Завета) евангелий — «Протоевангелия Иакова».
 
Слово «апокриф» — греческое и означает в переводе «тайный», «скрытый», «сокровенный». Древние новозаветные апокрифические книги, создававшиеся в форме псевдоевангелий, деяний и посланий апостольских, апокалипсисов, хотя и претендовали на сходство с подлинными новозаветными текстами, но таковыми не являлись и были отвергнуты Церковью как подложные, как созданные гораздо позднее, чем библейские книги, как принадлежавшие совсем иным авторам, чем это было обозначено в их заголовках. Древним читателям были известны так называемые «Евангелие Фомы» и «Евангелие от Никодима», «Апокалипсисы» Петра и Павла, «Послание апостола Павла к Лаодикийцам» и многие другие подложные тексты, псевдоэпиграфы.
 
Причины создания апокрифов могли быть различными. В каких-то случаях подлог сознательно осуществляли еретики-гностики, стремившиеся навязать Церкви при помощи этих фальсификаций свою оккультную мифологию, свое внешне рядившееся в якобы христианские одежды по сути языческое сознание. Другие апокрифы не были еретическими, хотя и содержали в себе отдельные спорные с точки зрения Священной истории и православного богословия мнения и утверждения, являясь смешением правды и вымысла, но порой все же представляя собой верные записи древних и подлинных пре- даний о событиях евангельской Священной истории.
 
Именно из подобных древнейших апокрифов второго типа мы можем узнать, например, о многих исторических обстоятельствах, связанных с Рождеством Богородицы или же с Ее Введением во храм. Среди таких апокрифов, отразивших в себе наиболее важные факты первых лет земной жизни Пресвятой Богородицы, можно назвать созданное приблизительно на рубеже II - III столетий «Протоевангелие Иакова». Содержащийся в этом древнем тексте рассказ о событии Рождества Пресвятой Богородицы — разумеется, подвергшийся православной корректировке со стороны древнецерковного христианского сознания — использовался Церковью при изложении обстоятельств земной жизни Богоматери.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Traffic12