Малков - Успение Богородицы

Петр Юрьевич Малков - Успение Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей
Святые отцы о церковных праздниках
Вопрос о том, каковы же были обстоятельства последних земных дней Пречистой Девы, поначалу решался в Древней Церкви неоднозначно. Так, задававшийся им в IV столетии святитель Епифаний Кипрский писал в сочинении «Панарион»: «...Пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена... Но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий. Я не дерзаю говорить, но, размышляя о деле, храню молчание. Впрочем, быть может, мы найдем где-либо следы Святой и Блаженной Девы, когда ничего нельзя найти о смерти Ее. Ибо в одном месте Симеон говорит о Ней: и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк. 2: 35), а в другом — в Апокалипсисе Иоанна, говорится: и устремлялся змей на жену, родившую младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, и взята была Она в пустыню, дабы не похитил Ее змей (Откр. 12: 13-14). Может быть, это исполнилось на Ней; но я не утверждаю этого окончательно, и не говорю, что Она осталась бессмертной; но не утверждаю и того, что Она умерла. Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была Сосуд Честный и Превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о Ней. Итак, умерла ли Она и погребена ли, мы не знаем...»
 
Рассказ о событиях Успения Пресвятой Богородицы, бережно хранимый церковным преданием, дошел до нас благодаря древним апокрифическим сказаниям, посвященным обстоятельствам земной жизни Богоматери после Воскресения и Вознесения Ее Божественного Сына. Прежде всего, это созданное в конце V или же в начале VI века так называемое «Сказание об Успении Святой Богородицы святого Иоанна Богослова». Известны и иные посвященные Успению апокрифические тексты, например, «Сказание об Успении», приписываемое Иосифу Аримафейскому — тому самому, что, в согласии с евангельским рассказом, участвовал в погребении Господа и приготовил для Него гробницу (см. Ин. 19: 38-42).
 

Петр Юрьевич Малков - Успение Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей

(«Святые отцы о церковных праздниках»)
М.: Никея, 2021. — 472 с. 
ISBN 978-5-907307-30-8
 

Петр Юрьевич Малков - Успение Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей - Содержание

Петр Малков - «Переправа к бессмертию»: святоотеческие проповеди на Успение Пресвятой Богородицы
  • Смерть: наказание и дар
  • Событие Успения Пресвятой Богородицы
  • Церковный праздник Успения Пресвятой Богородицы
  • Святоотеческие проповеди на Успение Пресвятой Богородицы
  • Святоотеческие проповеди на Успение: Матерь, Родившая Бога
  • Святоотеческие проповеди на Успение: чистота, святость и духовная высота Богоматери
  • Святоотеческие проповеди на Успение: Богоматерь и ангелы
  • Святоотеческие проповеди на Успение: ветхозаветные пророчества о Богоматери и Ее библейские прообразы
  • Два Завета: от власти смерти, греха и ада — к успению христианина во Христе
  • Святоотеческие проповеди на Успение: умерла или уснула?
  • Святоотеческие проповеди на Успение: событие Успения
  • Успение и телесное воскресение Богородицы как откровение полноты любви и единства жизни Матери и Сына
  • После Успения: трехдневное воскресение Девы
  • После Успения: от гроба к Небу
  • Святоотеческие проповеди на Успение: Пресвятая Богородица — наша Заступница и Матерь
СВЯТЫЕ ОТЦЫ ОБ УСПЕНИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
  • Святитель Герман Константинопольский - Три слова на Успение Пресвятой Богородицы
  • Слово первое на всечестное Успение Пресвятой Богородицы
  • Слово второе на святое Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  • Слово третье на святое и честное Успение Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  • Святитель Андрей Критский - Слово третье на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
  • Преподобный Иоанн Дамаскин - Три похвальных слова на Успение Всепетой Преславной и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  • Первое похвальное слово на Успение
  • Второе похвальное слово на Успение
  • Третье похвальное слово на Успение
  • Преподобный Феодор Студит - Похвальное слово на Успение Святой Владычицы нашей Богородицы
  • Святитель Климент Охридский - Похвальное слово на Преставление Святой Владычицы нашей Богородицы
  • Святитель Григорий Палама - Слово 37-е. На всеблаженное Успение Всенепорочной Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  • Святой праведный Николай Кавасила - Слово на достопоклоняемое и преславное Успение Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы
  • Святитель Димитрий Ростовский - Слово на Успение Пресвятой Богородицы
  • Святитель Филарет Московский - Две проповеди на Успение
  • Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (1851 год)
  • Беседа на празднество Успения и в третий день явления Божией Матери апостолам (1852 год)
  • Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический - Слово в день Успения Пресвятой Богородицы
  • Святитель Феофан Затворник - Слово на Успение Пресвятой Богородицы
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский - Победа над смертью. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы
  • Священномученик Сергий Мечёв - Слово на Успение Пресвятой Богородицы
Приложение
  • Преподобный Максим Исповедник - Житие Девы (dubia) (фрагменты)
  • Похвала и величание и пение Всесвятой, Нетленной и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и сказание о непорочной Ее и блаженной земной жизни от рождения до преставления, описанные блаженным отцом нашим Максимом философом и Исповедником
Список источников и литературы
Источники
Литература
 

Петр Юрьевич Малков - Успение Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей - Священномученик Сергий Мечёв - Слово на Успение Пресвятой Богородицы

 
Оканчивая годовой круг богослужения, мы присутствуем на великом празднике Успения Пресвятой Богородицы и скоро, с благословения Церкви, начнем с праздника Рождества Пресвятой Богородицы новый церковный год.
Кто ищет от Церкви пищи для своей души, кто не легкомысленно смотрит на порядок и последовательность праздников церковного года, тот должен внимательно посмотреть и на сегодняшний праздник: вдуматься в его смысл.
Дважды на протяжении церковного года Церковь ставит нас лицом к лицу с великим таинством смерти. На Страстной Седмице мы присутствуем при смерти нашего Творца и Спасителя и сейчас присутствуем при смерти Величайшей из Его творений, созданных по образу и подобию Божию, — Пресвятой Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы.
 
Что же такое смерть? «Сон является верующим смерть», — говорит церковная песнь. Эту тайну Христос впервые открыл Своим апостолам, когда сказал им: Лазарь, друг наш, уснул... Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном (Ин. 11:12-13).
 
Обычно считают, что сон отличается от смерти тем, что он есть нечто временное, ибо после сна всегда наступает пробуждение. И мы веруем, что после смерти и Воскресения Спасителя смерть преодолена и побеждена Им, и нас всех ждет всеобщее воскресение. Смерть! где твое жало? (1 Кор. 15: 55). Смерти больше нет, а есть сон — успение. Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11: 26).
Мы с вами преступно небрежно относимся к смерти, а между тем смерть — это единственное, что неизбежно ожидает каждого из нас. Человек в своей духовной жизни измеряется не своими добродетелями и не тем, как он живет, а своей смертью.
Много было людей, простаивавших подолгу на молитве, раздававших свое имение и многими подвигами подвизавшихся, но для них конец жизни был не успением, а смертью.
 
Духовный возраст христианина измеряется его отношением к смерти: думает ли он о ней, боится ли он ее, ждет ли ее. Если ты боишься смерти, то помни, что она не есть что-то естественное, присущее нашей природе, но лишь через грех вошла в тебя смерть (ср. Рим. 5:12). Смерть есть то, чего человек может избежать.
 
Отношение к смерти теснейшим образом связано для христианина с его отношением к своему телу. Одно из двух: или наша жизнь кончается со смертью тела, или смерть есть временное рассечение Божиим хотением естественнейшего союза души и тела.
В первом случае все кончается здесь, на земле, и тогда нечего успокаивать себя какими-либо утешениями. Тогда и тело умершего есть, как говорит Л.Н. Толстой, «противная и ненужная вещь», которая «мешает живым». Поэтому он завещал своим близким: «Когда я умру, уберите скорее эту падаль».
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Slava