Малков - Введение в Литургическое Предание

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Петр Малков - Введение в Литургическое Предание
Публикуемый лекционный курс носит обзорный характер.
Это связано со спецификой преподавания изучаемой дисциплины слушателям, нуждающимся не столько в углубленном обзоре истории развития чинопоследований Православных Таинств, сколько в ознакомлении с важнейшими основами богословия Таинств,
а также с существующим ныне в Русской Православной Церкви порядком совершения богослужения.
Список рекомендуемой литературы» курса сознательно ограничен современными русскоязычными изданиями.
 

Петр Юрьевич Малков - Введение в Литургическое Предание - Таинства Православной Церкви

М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2008.-320 с.
ISBN 978-5-7429-0302-4
 

Петр Малков - Введение в Литургическое Предание - Таинства Православной Церкви - Содержание

Предисловие
Глава 1. Предварительные понятия курса
  • § 1. Литургическое богословие
  • § 2. Церковь Христова
  • § 3. Понятие «Литургическое Предание»
  • § 4. Православные Таинства. Понятия «языческого магизма» и «христианского символа»
  • § 5. Таинство и обряд
  • § 6. О совершителях Таинств
  • § 7. Особенности православного и западного понимания Таинств. Тайносовершительная формула. Действительность и действенность Таинств. Вера и Таинства
Глава 2. Таинства Крещения и Миропомазания
  • § 1. Духовный смысл Таинства Крещения
  • § 2. Проблема Крещения младенцев
  • § 3. История и чинопоследование оглашения и Таинства Крещения
  • § 4. Духовный смысл Таинства Миропомазания
  • § 5. История и чинопоследование Миропомазания, обрядов Восьмого дня и Воцерковления
Глава 3. Таинство Покаяния
  • § 1. Духовный смысл Таинства Покаяния
  • § 2. История и чинопоследование Таинства Покаяния
Глава 4. Таинство Брака
  • § 1. Духовный смысл Таинства Брака
  • § 2. История и чинопоследование Таинства Брака
Глава 5. Таинство Елеосвящения (Соборования)
  • § 1. Духовный смысл Таинства Елеосвящения
  • § 2. История и чинопоследование Таинства Елеосвящения
Глава 6. Таинство Священства
  • § 1. Духовный смысл и история Таинства Священства
  • § 2. Чинопоследование Таинства Священства
Глава 7. Таинство Евхаристии
  • § 1. Духовный смысл Таинства Евхаристии
  • § 2. История чинопоследования Таинства Евхаристии
  • § 3. Порядок совершения Литургии святого Иоанна Златоуста. Духовный смысл и историческое происхождение некоторых ее священнодействий
Приложение. Схемы чинопоследований Таинств
Список рекомендуемой литературы
Указатель цитат из Священного Писания
Указатель имен
 

Петр Малков - Введение в Литургическое Предание - Таинства Православной Церкви - § 1 Литургическое богословие

 
Прежде чем говорить о нашем предмете — Литургическом Предании, — нам следует выяснить, что же такое в целом Литургическое Богословие - та наука, составной частью которой и является Литургическое Предание. По определению выдающегося русского православного литургиста архимандрита Киприана (Керна), «под литургическим богословием следует понимать систематизацию богословских идей, заключенных в нашем богослужении, в наших церковных песнопениях, иконографических композициях, последовании праздников, Таинств и вообще во всем церковнослужебном обиходе. Литургическое Богословие должно быть изучаемо в исторической перспективе, при обращении внимания на постоянное развитие и изменение тех или иных чинов или праздников, при сравнении их с богослужебными обычаями других инославных христианских обществ»[1].
 
Рассмотрим чуть подробнее смысл этого определения архимандрита Киприана. Быть может, многие из вас привыкли думать, что Литургическое Богословие, Литургика — это лишь содержание и уставные указания тех толстых книг, которыми мы пользуемся на клиросе и в алтаре, тех фолиантов, по которым совершается служба. На самом деле это не совсем так. Архимандрит Киприан обращает наше внимание на то, что, помимо всех этих книг, в сферу интересов Литургического Богословия входит еще и богословский смысл совершаемых в наших храмах священнодействий, само богословие богослужения, а в нашем с вами случае, в связи с Литургическим Преданием, — и богословие Таинств.
 

[1] Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимиография и эортология. М., 1997. С. 11.

 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя Андрон