Мандельбойм - Шапиро - Из глубин о разделах Торы – Бемидбар

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Рав Александр Арье Мандельбойм - по урокам Гаона Рава Моше Шапиро - Бемидбар
Из глубин - О разделах Торы - по урокам Гаона Рава Моше Шапиро

Многие годы, по великой милости Всевышнего, мне довелось быть одним из слушателей моего учителя и наставника Гаона Рава Моше Шапиро зцкл. Его уроки открыли для меня новый мир глубокого постижения нашей Святой Торы и произвели настоящий переворот в осознании понятий и событий Торы.
 
И вот, следуя новому пути, открывшемуся передо мной, я решил вникнуть в содержание недельных глав и заняться поисками в книгах, раскрывающих для нас корни основ, на которых строится понимание Торы. И действительно, в заслугу изучения Торы "ради многих", все материалы соединились в книгу, посвященную недельным главам.
 
Маараль в книге Ор Хадаш пишет: если человек не приписывает себе добрые дела, то Всевышний делает скрытое чудо, и через него это дело оказывается связанным с Создателем. Сказано в Писании (Эстер, 2:22): "а Эстер рассказала царю от имени Мордехая". Объясняют наши учителя (Пиркей Авот 6:6), что "Каждый, кто передает чьи- то слова от имени сказавшего их, приносит избавление в мир".
 
Итак, приступая к завершению предисловия, я должен отметить, что принципы, на которых основаны главы книги и комментарии к ним, получены от моего учителя и наставника Гаона рава Моше Шапира и поняты из слов его учения. Я не упоминал имя учителя, потому что некоторые незначительные вещи опустил, а также из-за моего стиля и добавлений.
 
К тому же написанное отражает лишь один аспект и мое личное понимание широких, глубоких и возвышенных понятий, поэтому я воздержался приписывать их раву. Да будет Его воля, "чтобы я не ошибся в установлении галахи". Замечу, что я переработал лишь малую часть из того, что слышал от моего учителя. Примечание для читателя: каждая тема разделена в книге на несколько глав, и последующие развивают идеи предыдущих.
 
Поэтому надо изучать их по порядку, тем более что сложность этих глав постепенно нарастает. Цель настоящей книги - пояснить, по возможности, Тору, что требует значительных усилий и большой сосредоточенности. Более того "все сказанное в Торе касается любого человека и применимо к любому времени". И каждая деталь несет в себе глубокое и важное послание. Это цельный путь к получению знаний, чтобы упрочить их и перевести из "мира мысли" в "мир действия".
 
Да будет воля нашего небесного Отца, чтобы эти слова Торы принесли многочисленные плоды в сердцах учеников, и исполнилась наша молитва: "Отец наш, Отец милосердный, сжалься над нами и дай нашему сердцу способность понимать и постигать Твою Тору, внимать словам ее, учиться и обучать, хранить, соблюдать и выполнять все слова Твоей Торы с любовью...".
 

Рав Александр Арье Мандельбойм - по урокам Гаона Рава Моше Шапиро - Бемидбар

Перевела с иврита на русский язык Лея Беккер
Редактор перевода Гедалия Спинадель
Издательство Ам А-сефер - Народ Книги — 576 с.
Иерусалим — 5778 / 2018 г.
 

Рав Александр Арье Мандельбойм - по урокам Гаона Рава Моше Шапиро - Бемидбар - Содержание

  • Предисловие автора
  • Предисловие редактора перевода «Из глубин»
Бемидбар
  • Глава 1/ Пятикнижие
  • Глава 2/ Сделать себя как пустыня
  • Глава 3/ Бемидбар 3
  • Глава 4/ Бемидбар 4
  • Глава 5/Стан Израиля 1
  • Глава 6/ Стан Израиля 2
  • Глава 7/ Количество сосчитанных 1
  • Глава 8/ Количество сосчитанных 2
  • Глава 9/ Родословная 1
  • Глава 10/ Родословная 2
  • Глава 11/Родословная 3
Насо
  • Глава 12/ Сота 1
  • Глава 13/ Сота 2
  • Глава 14/ Сота 3
  • Глава 15/ Сота 4
  • Глава 16/ Назир 1
  • Глава 17/ Назир 2
  • Глава 18/ Назир 3
  • Глава 19/ Назир 4
  • Глава 20/ Приложение
  • Глава 21/ Приношения вождей 1
  • Глава 22/ Приношения предводителей колен 2
  • Глава 23/ Приношения предводителей колен 3
Беалотха
  • Глава 24/Когда в путь выступал Ковчег (1)
  • Глава 25/ И было, когда в путь выступал Ковчег 2
  • Глава 26/ "И было, когда в путь выступал Ковчег..." 3
  • Глава 27/ "И было, когда в путь выступал Ковчег" 4
  • Глава 28/ И было, когда в путь выступал Ковчег 5
Шлах
  • Глава 29/ Грех разведчиков 1
  • Глава 30/ Грех разведчиков 2
  • Глава 31/ Грех разведчиков 3
  • Глава 32/ Грех разведчиков 4
  • Глава 33/ Грех разведчиков 5
  • Глава 34/ Грех разведчиков 6
  • Глава 35/ Грех разведчиков 7
  • Глава 36/ Грех разведчиков 8
Корах
  • Глава 37/ Величие мира 1
  • Глава 38/ Величие мира 2
  • Глава 39/ Бунт Кораха 1
  • Глава 40/ Бунт Кораха 2
  • Глава 41/ Бунт Кораха 3
  • Глава 42/ Бунт Кораха 4
Хукат
  • Глава 43/ Законы Торы
  • Глава 44/ Законы Торы 2
  • Глава 45/ Очищение оскверненного мертвым 1
  • Глава 46/ Очищение оскверненного мертвым 2
  • Глава 47/ Очищение оскверненного мертвым 3
  • Глава 48/ Очищение оскверненного мертвым 4
  • Глава 49/ Воды Распри 1
  • Глава 50/ Грех Вод Распри 2
  • Глава 51/ Грех Вод Распри 3
  • Глава 52/ Грех Вод Распри 4
Балак
  • Глава 53/ Пророчество Билама 1
  • Глава 54/ Билам 2        
  • Глава 55/ Билам 3        
  • Глава 56/ Билам 4
  • Глава 57/ Билам 5        
  • Глава 58/ Билам 6        
  • Глава 59/ Билам 7        
  • Глава 60/ Билам 8        
  • Глава 61/ Билам 9        
Пинхас
  • Глава 62/ Пинхас ревнитель 1
  • Глава 63/ Пинхас ревнитель 2        
  • Глава 64/ Пинхас-ревнитель 3       
  • Глава 65/ Пинхас-ревнитель 4       
  • Глава 66/ Пинхас-ревнитель 5       
  • Глава 67/ Пинхас-ревнитель 6       
Матот
  • Глава 68/Сыны Гада и сыны Реувена 1
  • Глава 69/ Сыны Гада и сыны Реувена 2
  • Глава 70/ Сыны Гада и сыны Реувена 3
  • Глава 71/ Сыны Гада и сыны Реувена 4
  • Глава 72/ Сыны Гада и сыны Реувена 5
Масэй
  • Глава 73/ Переходы в пустыне 1
  • Глава 74/ Переходы в пустыне 2
  • Глава 75/ Переходы по пустыне 3
  • Глава 76/ Переходы в пустыне 4
  • Сорок два перехода - Сорокадвухбуквенное Имя (3).

Рав Александр Арье Мандельбойм - по урокам Гаона Рава Моше Шапиро - Бемидбар - Пятикнижие

 
Рассмотрим вкратце общее содержание Пятикнижия и место книги “Бемидбар” в этой целостной картине. В книге “Из глубин” (Дварим, в конце беседы 1) говорится, что порядок Торы аналогичен этапам развития народа Израиля - от рождения до конца роста. Книгу Берешит Рамбан называет (в предисловии к Шмот) “Книга Творения”. В ней рассказано о Праотцах - Корнях, из которых вырос еврейский народ. Книга Шмот описывает выход из Египта.
 
Его суть - формирование еврейского народа - этап, подобный рождению младенца. Кроме того, Шмот повествует о принятии Торы на Синае, обретении зрелости. Книга Ваикра дополняет Повеления, данные народу Израиля на горе Синай. В ней описан аспект Союза, заключенного на Синае, подобного брачному союзу. Книга Дварим называется “повторение Торы”. Она повествует о подготовке к завоеванию избранной [Б-гом] земли, на которой еврейский народ достиг подъема, что соответствует аспекту супружеской жизни (как объяснено в книге “Из глубин, Дварим”, глава 2 и далее).
 
Бемидбар. Бемидбар находится между книгой “Ваикра”, повествующей о принятии Торы, и “Дварим” - книге о подготовке к наследованию Святой Земли. Если мы присмотримся, то увидим, что в Бемидбар почти нет заповедей для будущих поколений...
 
Заключение. Нацив (в “Эмек Давар”, в предисловии к “Бемидбар”) пишет: “Суть этой книги (Бемидбар) - изменение путей влияния и воздействия Творца на народ Израиля при входе в Эрец Исраэль. Происходящее в пустыне соответствовало качеству Тиферет (красоты, гармонии), исходившему через десницу Моше, человека, стоявшего выше законов природы. А в Земле Израиля все происходило в соответствии с природными рамками, в которых было скрыто Провидение Царства Небес. Это изменение началось еще в пустыне”. То есть книга Бемидбар - важное звено роста святого народа.
 
Эта книга описывает постепенное внедрение Торы в жизнь народа Израиля в пустыне, что стало новым этапом, после периода сверхъестественного управления. Во время переходов евреев по пустыне началось изменение и смена его типа - от руководства, свойственного поколению пустыни, к руководству, соответствующему Земле Израиля, понятию жизни по Торе в святой Земле, что было необходимо для выявления смысла и совершенствования еврейского народа.
 
Глава 2 - Сделать себя как пустыня. Вот первая фраза этой книги: “И Б-г сказал Моше в пустыне Синай...”. Наши Мудрецы объясняют, почему Тора отметила место, где Он открылся Моше (Мидраш Раба, Бемидбар, 1:7): “Я сказал Всевышний Моше в пустыне Синай..." - каждый, кто не уподобляет себя пустыне, в которой ничего никому не принадлежит - не может приобрести мудрость и Тору. Поэтому сказано “в пустыне Синай”. Что же значит «уподобить себя пустыне? Какая связь между понятием и местом “пустыня”? Ведь передано нам от прошлых поколений, что все слова наших мудрецов связаны с сутью вещей, о которых они говорят.
 
Объяснение Мидраша. Сфат Эмет дает чудесное объяснение (Бемидбар, 5633 год): Слово «пустыня» (мидбар) происходит от слова разговор (дибур) и веление, как я написал в другом месте. Десять речений (диброт) излагались в соответствии с повелением Всевышнего. И так человек должен принимать веления Творца, полностью умаляя себя перед Ним и стремясь выполнить Его волю. Написано в книге Зоар, что слова "и говори их" означают подготовку к принятию Торы: трепет и страх осознания того, что у самого человека нет жизни, и надеется он только на жизненность, которую черпает из Торы".
 
Слова Сфат Эмет дали нам возможность понять Мидраш: «Я вел стадо через пустыню», - сказал Творец Моше: «В будущем народ Израиля выйдет из Египта в заслугу того, с кем я говорил при заключении союза с Авраамом, и нет пустыни (мидбар) кроме разговора (дибур), как написано: «и Твоя пустыня прекрасна» (Шмот Раба 2:4). Ведя стадо овец Моше Рабейну, намеревался совершить действие, которое пробудит заслугу, позволяющую народу Израиля, выйти из Египта. И поэтому вел стадо через пустыню, - чтобы напомнить о заслуге нашего праотца Авраама, который стремился исполнить речения Всевышнего. А в заслугу Авраама и все евреи, называемые "святое стадо", стремятся исполнять речения Творца из поколения в поколение - и в заслугу этого мы вышли из Египта.
 
Добавляют Мудрецы (там): "И вел стадо через пустыню" - сказал раби Йеошуа: "Почему последовал в пустыню? Видел, что евреи поднялись из пустыни, как сказано (Песнь 3): "Кто это, поднимающаяся из пустыни?" - означает, что были у них в пустыне и ман, и перепела, и колодец, и Мишкан, и Шхина, священничество [коэны], царство и облака славы" (Шмат Раба, 2:4). Народ Израиля достиг своих ступеней - получения Торы, присутствия Шхины и подготовки к входу в Землю Израиля, в пустыне, которая символизирует Божественное Провидение. Здесь явно видно, что все устремлено к единственной и единой действительности. Это место, в котором нет иного существования, кроме истинной реальности. Поэтому название книги - Бемидбар.
 
Содержание книги Бемидбар. Место откровения Творца, упомянутое в начале книги, и название этой святой книги указывают на ее основной смысл. Эта книга описывает, как народ Израиля покорно устремился к Творцу, отрекаясь от собственного эго. Как сказано: "Ты шла за Мной по пустыне, по незасеянной земле». И еще написано (в молитве Ошанот в Суккот): "Вел нас как послушное стадо". И также (молитва о росе в Песах): "Ужасная, которую Ты вел, как стадо". Таким образом, мы сможем понять связь между книгами Пятикнижия. Шмот и Ваикра раскрывают дарование Торы, а Дварим описывает вход в Землю Израиля. И между ними книга Бемидбар, в которой Тора, данная народу Израиля, вошла и впиталась в души и тела еврейского народа. Написанное в Торе воплотилось в мире через тех, кто ее получил.
 
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Hurricane