Мень - Читая Апокалипсис

Мень - Читая Апокалипсис
«Читая Апокалипсис» — это книга бесед известного 
православного священника, автора многочисленных книг о Библии, протоиерея Александра Меня об 
Откровении св. Иоанна Богослова.
 
Сегодня, когда
 общество,еще не оправившись от социальных по
трясений последнего десятилетия, стоит на пороге
 нового века и нового тысячелетия, эта книга особенно актуальна. Во все времена человек стремился осмыслить прошлое, осознать настоящее,заглянуть в
 будущее. Особенно усиливаются эти стремления в 
переломные эпохи истории.
 
В эти периоды в народном сознании возникают самые немыслимые пред
ставления, многие из которых часто бывают основаны на вырванных из контекста и своеобразно интерпретированных текстах Библии и, в частности, Апокалипсиса. Предсказания, псевдопророчества подхватываются людьми несведущими и не только вво
дят их в заблуждение, но и становятся источником
 искаженных представлений о Библии.
 
Предлагаемые беседы отца Александра Меня проливают 
свет на самую загадочную книгу Священного Писания. 
Автор показывает, что символический язык Откровения может быть «достаточно прозрачен и понятен»
 каждому, что многочисленные символы, фантастичес
кие образы и видения Апокалипсиса легко раскрываются через образы пророческих книг Ветхого Завета. Беседы, вошедшие в эту книгу, происходили в частном 
доме, в узком кругу прихожан, и сохранились лишь на магнитофонных кассетах.
 
Следует сказать, что ха
рактер бесед отца Александра был достаточно свободным и спонтанным. Это не научный комментарий в строгом смысле слова. Конечно, если бы эти
 толкования были изданы при жизни автора, он бы их
 в значительной степени отредактировал и придал 
им форму, соответствующую современным коммен
тариям. Но и в таком виде книга представляет большой интерес.
 
Как и многие книги отца Александра,
она удивительным образом сочетает доступность и
 простоту изложения с привлечением данных современного богословия. Отец Александр прежде всего
 стремится ответить на главные вопросы, которые 
волнуют людей, раскрыть самую суть таинственной 
книги Библии, сделать ее глубинное содержание достоянием не только узкого круга специалистов, но и 
широкого читателя.
 

Протоиерей Александр Мень - Читая Апокалипсис - беседы об Откровении
 святого Иоанна Богослова

 
Фонд имени Александра Меня, Москва 2000
ISBN 5-89831-006-1
 

Протоиерей Александр Мень - Читая Апокалипсис - беседы об Откровении
 святого Иоанна Богослова - Содержание

 
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Беседы об
 ОТКРОВЕНИИ Иоанна Богослова
ВВЕДЕНИЕ

Глава первая 
- Глава двадцать вторая

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Приложение
 апокалипсис (лекция)

ОТКРОВЕНИЕ св. Иоанна Богослова
(статья из Библиологического словаря)

БИБЛИОГРАФИЯ
 

Протоиерей Александр Мень - Читая Апокалипсис - беседы об Откровении
 святого Иоанна Богослова

 
Многие считают, что читать Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис, простому человеку невоз
можно и даже духовно опасно, что Апокалипсис, на
зываемый «Книгой за семью печатями», полностью 
закрыт. Создается впечатление, будто часть Священного Писания написана не для людей, а вставлена ту
да неизвестно для какой цели. Между тем, как говорит апостол Павел, все Писание полезно и все дано 
нам для просвещения. Следовательно, чтение Апока
липсиса не является чем-то запретным, и содержание его совсем не так непонятно, как кажется. Большая часть Апокалипсиса расшифровывается при 
чтении Священного Писания Ветхого Завета, потому 
что автор не только жил и мыслил его понятиями
 и образами, но и знал наизусть. Чтобы убедиться в 
этом, давайте прочтем Откровение св. Иоанна Богослова, последнюю книгу Нового Завета и последнюю 
книгу Библии.
 
Что такое Апокалипсис? Апокалипсис — это особый 
жанр священной библейской письменности и древ
ней письменности вообще. Слово это означает «от
кровение». Бог открывает нечто отдельным мудрым
 мужам, которые рассказывают миру о том, что совер
шается в глубинах истории, какие силы управляют
 миром, к чему идет человечество и вся Вселенная.
 
Этот жанр отличается от жанра пророческих книг.
 Пророки действовали, и действовали активно в усло
виях своего времени. Они были общественными борцами, служителями Храма. В трудную годину они 
выступали с особого возвышения в Храме. Во время
 богослужения был такой момент, когда пророк должен был произнести речь. В это время на него нисходил Дух Господень, и он конкретно говорил людям о 
том, что будет с ними завтра, что они делают сегодня.
 Он говорил о политических силах, о сталкивающихся 
империях, он призывал их к жизни по закону Божьему.
 
Апокалипсис — это творение писателя, который не
участвует в общественной жизни, — он пишет. И то,
что ему открывается, почти не может быть передано словами. Пророк говорит так, как глаголет Господь, а у апокалиптиков иначе, потому что тайны
 истории и судьбы мира не могут уложиться в сло
весные формулы, и мистики-писатели изображают
 их с помощью метафор, символов, аллегорий, образов. Апокалиптика всегда образна, она всегда связа
на с видениями, с некими картинами. Более того,
 апокалиптика не столько говорит о конкретных со
бытиях времени, сколько изображает грядущее.
 Мир в глазах апокалиптиков — это нечто уже завер
шающееся, уходящее; все их помышления направлены на последнюю борьбу добра со злом. Для пророков злые силы еще не столь очевидны, они выражаются в действиях конкретных носителей зла: греховных царей, жестоких императоров, неверной
 толпы и т. д. Для апокалиптиков темные силы исто
рии — это уже целые демонические полчища злых 
духов, которые приводят в движение империи,
вдохновляют насильников, инициируют отступничество толпы.
 
Апокалиптики не рассматривают историю мира так,
как рассматривали ее язычники. Для них мир не катится вниз, к упадку, но и не представляет картину
 сплошного прогресса. История являет им две сто
роны: возрастание Царства Христа и царства антихриста. Для ветхозаветных апокалиптиков — это 
Царство Мессии и царство Его врага. Но надо сказать, что почти никогда апокалиптические писатели не могли подняться до подлинно библейского 
уровня, в их книгах очень редко светит подлинное
 Откровение. В них больше человеческих грез, мечтаний, фантасмагорий. Это не пророческие видения, а 
лишь их отблеск. Только некоторые апокалиптичес
кие страницы пророческих писаний Захарии, Иезе
кииля, Иоиля (целиком — только Книга пророка Даниила) включены в Библию, потому что у остальных 
апокалиптиков было много чуждых библейскому
 мировоззрению элементов, заимствованных у греков, халдеев и персов. Много апокалиптических пи
саний было в период Нового Завета (Апокалипсис
 Петра и другие), но только один был признан Церковью — это Откровение Иоанна Богослова.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя viz