Мень - Исагогика - Ветхий Завет

Исагогика - Ветхий Завет - Александр Мень
ИСАГОГИКА (от греч. "исагогикос", вводный) - раздел библеистики, трактующий об авторах, литературных особенностях, целях, времени и исторических обстоятельствах составления библейских книг.
 
Исагогика  иначе именуется "Введением в Св. Писание" или библейской критикой.
 

Александр Мень - Исагогика - Курс по изучению Священного Писания - Ветхий Завет

 
ФОНД ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА МЕНЯ
ОБЩЕДОСТУПНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОСНОВАННЫЙ ПРОТОИЕРЕЕМ АЛЕКСАНДРОМ МЕНЕМ
МОСКВА 2000
ISBN 5589831100337
 

Александр Мень - Исагогика - Курс по изучению Священного Писания - Ветхий Завет - Содержание

 
Том 1
Раздел I ВВЕДЕНИЕ
  • § 1. БИБЛИЯ - СВЯЩЕННАЯ КНИГА ОТКРОВЕНИЯ И ЗАВЕТА
  • § 2. БИБЛИЯ И ИСТОРИЯ
  • § 3. БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ. СЛОВО БОЖИЕ И СЛОВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
  • § 4. ЦЕРКОВЬ И БИБЛИЯ. ИСАГОГИКА: ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА СВ.КНИГ
  • § 5. СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНОГО КАНОНА
  • § 6. ТЕКСТЫ, ПЕРЕВОДЫ И ИЗДАНИЯ БИБЛИИ
  • § 7. ЭКЗЕГЕЗА, ГЕРМЕНЕВТИКА: МЕТОДЫ ТОЛКОВАНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
  • § 8. ТЕКСТУАЛЬНАЯ КРИТИКА
  • § 9. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
  • § 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА
  • § 11. ВНУТРЕННЯЯ, ИЛИ "ВЫСШАЯ", КРИТИКА
  • § 12. "БИБЛЕЙСКИЙ МИР" - ЦИВИЛИЗАЦИИ, ОКРУЖАВШИЕ ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ
  • § 13. КРАТКИЙ ОЧЕРК ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА (по данным современной библеистики)
  • § 14. ЕДИНСТВО БИБЛИИ
Раздел II ПЯТИКНИЖИЕ
  • § 15. ПЯТИКНИЖИЕ: НАЗВАНИЕ, СОСТАВ И ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  • § 16. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРИИ ЧЕТЫРЕХ ВАРИАНТОВ МОИСЕЕВА ПРЕДАНИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 16
  • ПРОЛОГ КНИГИ БЫТИЯ (Быт 1-11)
  • § 17. УЧЕНИЕ О ТВОРЕНИИ В ШЕСТОДНЕВЕ (БЫТ 1)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 17
  • § 18. СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОГЛАСНО 2ГЛ. КН.БЫТИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 18
  • § 19. НАЧАЛО ГРЕХА И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ (БЫТ 3-11)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 19
  • АВРААМ. ПАТРИАРХИ (Бытие 11-50) XIX-XVIIвв.доР.Х.
  • § 20. СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ АВРААМА (БЫТ 11,16-26)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 20
  • § 21. АВРААМ - "ОТЕЦ ВЕРУЮЩИХ" (БЫТ 12-25)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 21
  • § 22. ПАТРИАРХ ИАКОВ. СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ (БЫТ 25,19-50;26)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 22
  • МОИСЕЙ ХIII век до Р.Х.
  • § 23. МОИСЕЙ И ИСХОД. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ И ВЛАСТЕЛИН ИСТОРИИ (ИСХ 1-18)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 23
  • § 24. СИНАЙСКИЙ ЗАВЕТ (ИСХ 19-40;ЛЕВИТ)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 24
  • § 25. СИНАЙ - КАДЕШ - ЗАИОРДАНЬЕ (ЧИСЛА, ВТОРОЗАКОНИЕ)
Раздел III ИСТОРИЧЕСКИЕ И УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ (до эпохи пророков-писателей)
ЭПОХА ИИСУСА НАВИНА И СУДЕЙ Около 1200-1040 годов до Р.Х.
  • § 26. БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ. КНИГА ИИСУСА НАВИНА
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 26
  • § 27. ПРОДОЛЖЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА ХАНААН. КНИГА СУДЕЙ
  • § 28. ПРОРОК САМУИЛ И ОСНОВАНИЕ МОНАРХИИ (1 ЦАР 1-15)
  • ЕДИНАЯ МОНАРХИЯ И ЕЕ РАСПАД 1000-910 годы до Р.Х.
  • § 29. ЦАРЬ ДАВИД. ИСТОКИ МЕССИАНИЗМА (1 ЦАР 16-31;2 ЦАР)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 29
  • § 30. СОЛОМОН. ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (3 ЦАР 1-11; 2 ПАР 1-9). КН. ПАРАЛИПОМЕНОН. КН. ПРИТЧЕЙ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 30
  • § 31. РАСПАД ИЗРАИЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ (3 ЦАР 12-14;2 ЦАР 10-12)
  • БОРЬБА С ДВОЕВЕРИЕМ. ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙ 931 - 800 годы до Р.Х.
  • § 32. НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА. ПРОРОК ИЛИЯ
  • § 33. ПРОРОК ЕЛИСЕЙ. КОНЕЦ ВОИНСТВУЮЩЕГО ПРОФЕТИЗМА (4 ЦАР 1-15)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 33
     
Том 2
Раздел I ЭПОХА ПРОРОКОВ-ПИСАТЕЛЕЙ
ПРОРОЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ДО ПЛЕНА ВАВИЛОНСКОГО VIII-VI века до Р.Х.
  • § 1. ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ. СУЩНОСТЬ ПРОФЕТИЗМА
  • § 2. АМОС - ПРОРОК СУДА БОЖИЯ (ок.850года)
  • § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ (ок.740-730годов)
  • § 4. ИСАЙЯ - ПРОРОК СВЯТОСТИ И МЕССИАНСТВА (ок.765-685годов)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 4
  • § 5. ПРОРОК ИСАЙЯ (продолжение)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 5
  • § 6. ОБЛИЧЕНИЕ ЛОЖНОГО ВЗГЛЯДА НА ЗАВЕТ. ПРОРОКИ МИХЕЙ И СОФОНИЯ (VIII-VII века)
  • § 7. РЕФОРМА ИОСИИ. ПРОРОКИ НАУМ И АВВАКУМ (628-609 годы)
  • § 8. ПРОРОК ИЕРЕМИЯ: ЖИЗНЬ И СЛУЖЕНИЕ (до 597 года)
  • § 9. ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ: НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ (597-590 годы)
  • § 10. ПАДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (587). ПРОРОЧЕСТВО ИЕРЕМИИ О НОВОМ ЗАВЕТЕ
  • § 11. ПЛЕН ВАВИЛОНСКИЙ. КНИГА ПЛАЧ. ПРОРОК АВДИЙ (580-575 годы)
  • § 12. ПРОРОЧЕСТВО ИЕЗЕКИИЛЯ О НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ (ок. 573 года)
  • ПСАЛТИРЬ
  • § 13. ПСАЛТИРЬ: ОБЩИЙ ОБЗОР
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 13
  • § 14. ВИДЫ ПСАЛМОВ
Раздел II СВЯЩЕННАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ВРЕМЕН ПЛЕНА И ВТОРОГО ХРАМА
ПЛЕН И ОСВОБОЖДЕНИЕ VI-V века до Р.Х.
  • § 15. ВТОРОИСАЙЯ - "ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ЕВАНГЕЛИСТ" (VI век до Р.Х.)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 15
  • § 16. ВТОРОИСАЙЯ (продолжение)
  • § 17. КОНЕЦ ПЛЕНА. ПРОРОКИ ВРЕМЕН ПОСТРОЕНИЯ ВТОРОГО ХРАМА (538-515 года)
  • § 18. РЕЛИГИОЗНЫЙ КРИЗИС V ВЕКА. ПРОРОК МАЛАХИЯ. КНИГА ИОНЫ (515-445 годы)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 18
  • § 19. РЕФОРМЫ ЕЗДРЫ И НЕЕМИИ. КНИГА РУФЬ (середина V века)
  • УЧИТЕЛЬНЫЕ, или ДИДАКТИЧЕСКИЕ КНИГИ V-IV века до Р.Х.
  • § 20. КНИГА ПЕСНИ ПЕСНЕЙ
  • § 21. УЧЕНИЕ О ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ (КНИГА ПРИТЧЕЙ)
  • § 22. КНИГА ИОВА
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 22
  • § 23. КНИГА ЕККЛЕСИАСТА
  • § 24. КНИГИ ТОВИТА И ЕСФИРИ
  • § 25. КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА (ок.190года)
  • АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ И БОРЬБА ЗА ВЕРУ IV-II века до Р.Х.
  • § 26. ПЕРВЫЕ АПОКАЛИПТИКИ. БЛАГОВЕСТИЕ О ВОСКРЕСЕНИИ (IV век до Р.Х.)
  • § 27. ЭЛЛИНИЗАЦИЯ. ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ. КНИГА ВАРУХА. 1-2 МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ. ГОНЕНИЕ АНТИОХА IV
  • § 28. КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА (60-е годы II века)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 28
  • § 29. ХАСМОНЕИ. АПОКРИФЫ И НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ (II-I века)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 29
  • НА РУБЕЖЕ ДВУХ ЗАВЕТОВ II-I века до Р.Х.
  • § 30. РУКОПИСИ МЕРТВОГО МОРЯ. ЕССЕЙСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ к § 30
  • § 31. ТРАДИЦИЯ ДИАСПОРЫ. КНИГА ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА
  • § 32. ОБЕТОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ (обзор важнейших тем и символов Ветхого Завета в связи с Новым)
ПРИЛОЖЕНИЯ
  • 1. КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ к 1 тому
  • 2. КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ко 2 тому
  • 3. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ БИБЛЕИСТОВ-ВЕТХОЗАВЕТНИКОВ
  • 4. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
  • 5. СХЕМА СВ. ИСТОРИИ, СОГЛАСНО ГИПОТЕЗЕ 4-Х ТРАДИЦИЙ
  • 6. ПЕРЕЧЕНЬ НЕКОТОРЫХ ГОМИЛЕТИЧЕСКИХ ТЕМ ПО ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ
  • 7. ВАЖНЕЙШИЕ МЕССИАНСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА ВЕТХОГО ЗАВЕТА
  • 8. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
  • КАРТЫ
  • ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
 

Александр Мень - Исагогика - Курс по изучению Священного Писания - Ветхий Завет - Предисловия

 
ПОЗНАНИЕ СЛОВА БОЖЬЕГО, запечатленного в Свящ. Писании, есть важнейшая сторона христианской жизни и богословия. Труды Отцов Церкви и богословов создали на протяжении веков обширный духовный комментарий к Библии, который был тесно связан с повседневным деланием христианина, его религиозноонравственным бытием в мире. Ежедневно звучащее в православных храмах Слово Жизни Вечной дает верующим «указание пути в Царство Божие» (свт. Иннокентий, митрополит Московский).
 
Подобно церковной историографии, литургике, канонике и другим богословским дисциплинам, библеистика со времен Оригена и блж. Иеронима широко пользуется вспомогательными данными различных отраслей знания: археологии, филологии, источниковедения. Но до того как был заново открыт мир Древнего Востока, на фоне которого протекала священная история, этот научный комментарий к Библии опирался на довольно скудный объем материалов. За последние полтора века многочисленные находки памятников Востока и расшифровка древних текстов внесли немалый вклад в решение исторических, текстуальных и исагогических проблем, важных для понимания и толкования Ветхого Завета. В частности, был пролит новый свет на датировку и авторство отдельных частей и книг Писания. Это, разумеется, не касалось самой боговдохновенности канонического текста, вера в которую не зависит от тех или иных научных выводов.
 
В православной библеистике в отношении современных методов библейской экзегезы не сложилось единого общецерковного суждения. Однако ряд выдающихся, прежде всего русских православных историков и богословов, осуществил рецепцию историко-критических методов и выводов. Среди них — профессор С. Н. Трубецкой, профессор Московской Духовной Академии И. Д. Андреев, профессор Киевской Духовной Академии Н. М. Дроздов, А. В. Ельчанинов (впоследствии священник), который в сотрудничестве с П. А. Флоренским и С. Н. Булгаковым создал краткий курс истории религии, изложив тему Свящ. Писания под углом зрения новых достижений библеистов.
 
Ведущее место в этих исследованиях принадлежит академику Борису Александровичу Тураеву (1868–1920). Он читал лекции в духовной школе, сотрудничал в журнале «Богословский вестник», состоял членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. За свою недолгую жизнь Тураев приобрел репутацию ученого с мировым именем, сочетавшего глубокую преданность православию с подлинно научным подходом к изучаемым вопросам. В его наследие входит двести книг и статей (не считая четырехсот заметок в периодической печати).
 
Востоковед, филолог, историк Церкви, Тураев особенно много сделал для изучения коптского и эфиопского христианства. Итогом его работ явилась двухтомная «История Древнего Востока». В этой книге Тураев посвятил несколько разделов ветхозаветной тематике, используя результаты библейской науки того времени.
 
Традицию, идущую от Б. А. Тураева, продолжил русский богослов Борис Иванович Сове, который сформулировал принципы этой традиции на I Конгрессе православных богословов в Афинах (1936 г.). В том же направлении работали и другие русские библеисты (проф. А. В. Карташев, протопресв. А. Князев). Их установки нашли положительный отклик и у библеистов Элладской Православной Церкви.
 
Богословы Римско-Католической Церкви сначала отнеслись отрицательно к использованию методов историкоокритической экк зегезы. В посланиях Папской библейской комиссии первых лет нашего века была предпринята попытка отстоять исагогику в том виде, как она существовала до XVIII в. Только выход энциклики папы Пия XII «Divino afflante Spiritu» («Божественное вдохновение Духа») в 1943 г. открыл путь католическим богословам для усвоения и применения выводов библейской науки. В настоящее время указанные выводы и методы получили права гражданства и в католическом богословии, причем не только в специальных трудах, но и в семинарских курсах, в катехизической и популярной литературе.
 
Принцип «свободного изучения Писания», введенный в экзегетику вождями Реформации, позволил протестантским ученымм богословам, особенно в XIX–XX вв., достичь значительных успехов в исследовании Библии. Они проделали большую работу по текстуальной, литературной и исторической критике Свящ. Писания. Однако протестанты-фундаменталисты до сегодняшнего дня придерживаются принципов старой исагогики.
 
Следует отметить, что нередко исследователи Свящ. Писания, уделяя много места научнооисторической стороне библеистики, делают это в ущерб духовнообогословскому пониманию Слова Божьего. Задача православной науки о Свящ. Писании состоит в органическом соединении историкоокритического подхода с подходом к Библии как божественному Откровению.
 
В силу различных причин этот двуединый метод, впервые примененный Б. А. Тураевым и другими православными исследователями, не получил еще должного развития в отечественной библеистике. Поэтому учебные руководства, составленные для духовных школ, построены без достаточного учета традиции, идущей от Б. А. Тураева. Предлагаемый краткий курс преследует цель хотя бы отчасти восполнить этот пробел и тем самым воздать должное «первопроходцам русской библейской критики». Археологические открытия, сделанные уже после смерти Тураева, в принципе не ослабили ценности его концепций; они сохраняют актуальность и сегодня.
 
 
01/03/2016 - точная копия книги в формате djvu.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.1 (11 votes)
Аватар пользователя Tov