Мень - Русская религиозная философия

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Протоиерей Александр Мень - Русская религиозная философия
Вы, наверное, помните фильм Тарковского
 «Андрей Рублев». Перед всеми этими трагедиями 
русской жизни и простой крестьянин, и князь не
вольно должны были задумываться: каково при
звание человека, где правда, а где ложь, на что
 ориентироваться. И когда мы думаем, что они от
носились слишком легко к этим вопросам, то мы
 заблуждаемся.
 
Они понимали это не хуже нас, а
 лучше, потому что наш век, в конце концов, пришел к безумной идее (безумной в дурном смысле
 слова) о том, что нравственность, этические нор
мы — это нечто традиционное, что люди их просто придумали, договорились, что вот это хорошо, а это плохо. Но при такой релятивизации
 нравственности она быстро начинает разрушаться, и вдруг оказывается, что все общество стояло
 на этом фундаменте, и без него оно шатается, оно
 падает.
 
Все мы сегодня свидетели этого ужасного
 процесса. А люди Средневековья (как теперь го
ворят, «глухого темного средневековья») понимали, что, когда человек переступает через заповедь Божию, он не просто нарушает какой-то договор, он нарушает нравственный миропорядок,
 объективный нравственный миропорядок, он, 
как говорили в старину, идет «против рожна».
 

Протоиерей Александр Мень - Русская религиозная философия

Храм Святых бессребренников Космы и Дамиана в Шубине, Москва, 2003
Фонд имени Александра Меня, 2003 г.
Книга включает в себя лекции, прочитанные 
прот. Александром Менем в 1989-90 гг.
ISВN 5-89831-030-4
 

Протоиерей Александр Мень - Русская религиозная философия - Содержание

  • Предшественники Владимира Соловьева
  • Владимир Соловьев
  • Сергей и Евгений Трубецкие
  • Религиозно-философские взгляды Льва Толстого
  • Встреча
  • Дмитрий Мержковский и Зинаида Гиппиус
  • Николай Бердяев
  • Отец Сергий Булгаков
  • Отец Павел Флоренский
  • Семен Франк
  • Георгий Федотов
  • Мать Мария

Протоиерей Александр Мень - Русская религиозная философия - Предшественники Владимира Соловьева

 
Скоро 90 лет, как умер великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьев. В начале 
этого года я вел телерепортаж из комнаты, где он
скончался. Он умер в имении князя Сергея Тру
бецкого, тоже замечательного философа и публициста, ректора Московского университета, близ
кого друга Владимира Соловьева. Сейчас эта ком
ната превращена в бильярдную, и до этого я туда 
приходил украдкой, чтобы служить панихиду на 
месте смерти великого мыслителя. Во время ре
портажа мы подняли вопрос о том, чтобы эта
 комната была превращена в мемориальную.
 
Вы,
 вероятно, знаете, что «Узкое» принадлежит Ака
демии наук, там находится дом отдыха Академии 
наук, так что от этой организации зависит и ре
шение вопроса о мемориальной комнате. Когда
 в 1920-е годы решался вопрос о том, кому будут
 ставить памятники в Москве и Ленинграде, то в
 списке философов было имя Соловьева, правда,
 потом его вычеркнули. Трудно сказать, кем был Соловьев. Он был
 философом, но он при этом был богословом, социологом, критиком, политиком. Универсальная
личность! И в этом отношении он действительно
 похож на Пушкина. Как будто бы произошел ка
кой-то творческий взрыв в его лице. Но как Пушкин появился не случайно, не на
 пустом месте, так и Соловьев имел большую пре
дысторию.
 
Как Пушкину предшествовали прото
поп Аввакум, Сумароков, Фонвизин, Державин, Ломоносов, так и Соловьеву предшествовало раз
витие философских и религиозных идей в
 XVIII—XIX вв. Он суммировал многое из того, что
 было там найдено, нащупано, что было открыто.
 Но поскольку об этом периоде уже написано до
вольно много, я буду говорить кратко. Владимир Соловьев положил основание оригинальной, я бы сказал, неповторимой русской
 религиозной философии XX в., которая включа
ет в себя такие имена, как Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Семен Франк, Павел Флоренский, 
Николай Лосский и многие-многие другие.

 
Опять-таки взрыв! Опять-таки целая плеяда, огромное течение, которое было прерван о бурными событиями войны и революции. Большая
 часть участников этого движения оказалась за рубежом. И сейчас их имена снова возвращаются к 
нам. Что же представляет собой русская филосо
фия, почему она до сих пор удивляет мир? Почему нам необходимо ее знать или, по крайней мере, иметь о ней какое-то представление? Рассмотрим три элемента: те, кто предшествовал Соловьеву, сам Соловьев, и те, кто из него 
вытекают, как из истока реки. Сегодня я остановлюсь на предшественниках Соловьева. Я должен
 просить у вас извинения за то, что буду краток,
 потому что тысячелетнюю историю мысли охва
тить в небольшом объеме довольно трудно.
 
Уже при первых шагах древнерусской киевской культуры у ее писателей, проповедников,
 мыслителей проявились первые попытки осмыслить сложнейшие проблемы бытия. В XI в. митрополит Иларион ставит острейшие богословские вопросы, в частности, вопрос о законе и благодати. Это очень важный вопрос. Все
 религии древности так или иначе ориентировались на закон. Закон — это то, что нам понятно:
 это система, это структура, это запрет, это повеление. Когда мы начинаем учить детей, мы говорим
им: это нельзя делать, а вот так надо делать. И поэтому закон как форма религиозной жизни неизбежен в начале развития культуры. Но наступает
 такой момент, когда открывается иной мир. Закон
 повелевает и запрещает.
 
А в благодати открывается источник новой силы. Здесь уже нет запрета,
 который сажает человеческую волю на цепь или
 ставит ей барьер, а здесь есть имманентная, внутренняя сила, которая побуждает его к творчеству,
 к добру, к красоте, к самоотвержению. Вот эта антитеза закона и благодати, которую потом так блестяще раскрыл Соловьев в своей книге «Духовные
 основы жизни», — над ней еще в XI в., через 70 лет
после крещения Руси, размышлял митрополит
 Иларион в «Слове о законе и благодати». Книгой
 это нельзя назвать, это «слово», небольшое эссе,
 по-нашему. Он пишет, что обращается не к невежественным людям, а к людям, которые понимают
суть вопроса, к людям образованным. То есть у него уже тогда была серьезная аудитория, с которой
он мог говорить о таких сложных вещах.В дальнейшем русская религиозная мысль
 выражалась преимущественно в нравственном
 русле, через блестящие проповеди, образцом которых служили византийские творения, проповеди Смолятича или Кирилла Сурожского. Здесь
 ставились вопросы, самые важные для человеческой жизни: о том, что есть добро и что есть зло.
 Вопросы, которые актуальны всегда.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Андрон