Мерфи - Эллис - О нравственной природе вселенной

Нэнси Мерфи - Джордж Эллис - О нравственной природе вселенной - Богословие - космология и этика
От авторов. Мы очень рады выходу нашей книги в России, и мы надеемся, что она будет полезной и для российского читателя.
 
Мы уверены, что на исходе эпохи марксистского материализма задача согласования науки с христианской мыслью сохраняет свою актуальность и в Западной, и в Восточной Европе.
 
Идея этой книги возникла у нас в то время, когда один из нас оказался вовлеченным в борьбу с апартеидом в Южной Африке, а другая — в антивоенное движение в США.
 
Нас интересовал вопрос: носит ли диалог между наукой и богословием лишь академический характер или же он должен воплощаться в каких-то конкретных действиях? Ответ, на наш взгляд, во многом зависит от той или иной богословской направленности диалога.
 
Иными словами, он зависит от того, как участник диалога представляет себе природу Божества.
 
Мы полагаем, что идея Бога — сильного, но не навязывающего человеку свою волю силой, подтверждается тем, как мы понимаем божественную деятельность в мире; и эта идея поддерживает христианскую этику, которая способна изменить мир.
 
 

Нэнси Мерфи - Джордж Эллис - О нравственной природе вселенной - Богословие - космология и этика

 
Пер. с англ. (Серия "Богословие и наука")
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004.— 288 с.
ISBN 5-89647-095-9
 

Нэнси Мерфи - Джордж Эллис - О нравственной природе вселенной - Богословие - космология и этика - Содержание

 
Предисловие к русскому изданию
Предисловие
 

ГЛАВА I.  Цели и возможности

1.  Описание проекта
2.  Предпосылки
3.  Эпистемологический базис
4.  Обзор аргументации
5.  Значение нашего проекта
 

ГЛАВА II. Иерархия наук

1.  Вступление: несовершенная иерархия
2.  Уровни комплексности
3.  Свободная воля и детерминизм
4.  Проблема подтверждения и объяснения в иерархических системах
 

ГЛАВА III. Космология

1.  Обзор космологии
2.  Существование жизни
3.  Вопрос обоснования высшей причинности
4.  Необходимость более широкого взгляда
 

ГЛАВА IV. Пересмотр иерархии

1.  Разветвление иерархии наук
2.  Типология наук
3.  «Чистые» и прикладные науки
4.  Прикладные и общественные науки
5.  Искусственные науки
6.  Общественные науки
7.  Пересмотр двух ветвей иерархии
 

ГЛАВА V. Этика, богословие и социальные науки

1.  Обзор аргументации
2.  Социальные науки и необходимость дополнить их этикой
3.  Сущность этики
4.  Этика и богословие
5.  Богословие в сфере общественных наук
6.  Заключение
 

ГЛАВА VI. Сущность ЭТИКИ

1.  Обзор аргументации
2.  Сущность этики: самоотречение
3.  Самоотречение в сфере общественной этики
4.  Этика и эпистемология
5.  Заключение
 

ГЛАВА VII. Реконфигурация социальных наук в свете этики

1.  Эмпирические следствия кенотический этики
2.  Подтверждение кенотических принципов в сфере личных взаимоотношений
3.  Подтверждение кенотических принципов в сфере права
4.  Проблема ненасилия и социология
5.  Возможность изменений на уровне общества
6.  Заключение: наша программа и возражения против нее
 

ГЛАВА VIII. Этика и богословские теории

1.  Необходимость в соответствующем нашей теории богословии
2.  Кенотические идеи Бога
3.  Программа исследований Джона Йодера
4.  Богословие и космология
 

ГЛАВА IX. Этика, космология и богословские теории

1.  Обзор аргументации
2.  Космология и богословие
3.  Космология ичкенотическая вселенная
4.  Отголоски кенозиса в биологии
5.  Непринудительный характер божественного действия и физическая реальность
6.  Согласование с научной картиной мира
7.  Естественно-научный контекст для нравственности
8.  Выводы
 

ГЛАВА Х. Эпистемологическая оценка

1.  Масштабы оценки
2.  Первый этап оценки: обзор данных
3.  Второй этап оценки: прогрессивные программы исследований
4.  Третий этап оценки: крупный план
5.  Заключение
 
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
 

Нэнси Мерфи - Джордж Эллис - О нравственной природе вселенной - Богословие - космология и этика - Предисловие

 
Данная книга представляет собой попытку соединить различные, не схожие между собой, области знания и представить программу для дальнейшего изучения этого синтеза. Наш труд неизбежно окажется несколько схематичным, поскольку каждую главу можно было бы заслуженно расширить до объема отдельной книги. Тем не менее, мы надеемся, что недовольство читателя, вызванное недостаточной проработкой некоторых вопросов, будет компенсировано тем, что мы дадим подробную и согласованную картину божественного замысла, отраженного в устройстве природного мира и человеческого общества, и являющегося основой для решения самых тяжелых нравственных и политических проблем современности.
 
Большая часть книги представляет собой синтез и развитие идей других авторов. Мы воспользовались философией науки и эпистемологией Карла Хемпела, Имре Лакатоса и Алесдера Макинтайра, чтобы разработать аргументацию, необходимую для обоснования нашей теории. Артур Пикок создал модель, позволяющую объединить в одну систему богословие и науку, назвав ее «иерархией наук». Пикок предложил рассматривать богословие как науку, находящуюся на вершине иерархии наук. Новизна нашего синтеза состоит в том, что, во-первых, иерархия на верхних уровнях разделяется на естественно-научную и гуманитарную ветви, а во-вторых, в утверждении, что возглавлять гуманитарную ветвь должна этика.
 
При таком подходе богословие становится наукой, объединяющей обе ветви и способной решить «пограничные» вопросы, возникающие и в космологии, и в этике, но неразрешимые в рамках только этих дисциплин. Особый взгляд на замысел Бога относительно творения, заимствованный нами в основном из работ Джона Ховарда Йодера, образует своего рода мост между естественными и гуманитарными науками.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя sobesednik