Мейендорф - Церковь в истории

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Мейендорф - Церковь в истории - Статьи по истории Церкви
Соблазн полного отождествления с миром - с государством, с нацией, с партиями, с идеологиями, с политикой, с общественной деятельностью, с общественным успехом - есть всегдашний соблазн для церковных людей.
Чаще государство и различные идеологии навязываются Церкви сами и пользуются Церковью для своих целей.
Если Церковью пользуются другие, то она не может более выполнять своего служения Богу и миру.
 
Протопр. Иоанн Мейендорф. «Святейший Патриарх Тихон - служитель единства Церкви». 1990 г.
 

Иоанн Мейендорф - Церковь в истории - Статьи по истории Церкви

М., Эксмо – 1056 с.
ISBN: 978-5-04-090555-3
 

Иоанн Мейендорф - Церковь в истории - Статьи по истории Церкви - Содержание

  • П.Б. Михайлов. Историческая теология отца Иоанна Мейендорфа
  • От редакции
СВЯТОЙ ПЕТР: ПРОБЛЕМА ПЕРВЕНСТВА
  • Исторический релятивизм и авторитет христианского догмата
  • Первенство римской кафедры в каноническом предании Церкви до Халкидонского собора включительно
  • Рим и Константинополь
  • Апостол Петр в византийском богословии
  • Собор 381 г. и первенство Константинополя
  • 1367 год: план созыва Вселенского Собора.Ранее не издававшийся диалог Иоанна Кантакузина с легатом Павлом
  • Приложение. Беседа с легатом Павлом
  • Произошла ли во Флоренции встреча между Востоком и Западом?
  • Рим и православие: по-прежнему ли существует проблема «авторитета»?
  • Церковный регионализм: структуры общения или прикрытие сепаратизма?
  • Два взгляда на Церковь: Запад и Восток накануне Нового времени
  • Современное понимание Церкви в православии
ПРЕДАНИЕ И ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО
  • Церковная организация в истории православия
  • Дух, церковное устройство и организация с православной точки зрения
  • Таинства и иерархия в Церкви: православный вклад в экуменический диалог о римском первенстве
  • Епископ в Церкви
  • Один епископ в одном граде
  • Иерархия и народ в Православной Церкви
  • Что такое Вселенский Собор?
  • Вальсамон, империя и варвары
  • Значение Реформации как события в истории христианства
  • Церковь, общество, культура в православном церковном Предании
«ВИЗАНТИЯ ПОСЛЕ ВИЗАНТИИ»
  • Идеологический кризис в Византии (1071 — 1261)
  • Литургия, или Введение в духовность Византии
  • Иконография Божественной Премудрости в византийской традиции
  • Премудрость-София: противоположные подходы к сложной теме
  • Византийские представления об исламе
  • Универсалистские идеологии и исторические реалии в Православной Церкви
  • Святитель Савва, Охрид и Сербская Церковь
ТАИНСТВО БРАКА
  • Брак и Евхаристия
  • Христианский брак в Византии: каноническая и богослужебная традиция
ВИЗАНТИЯ, РУСЬ, РОССИЯ
  • От Византии к России: религиозное и культурное наследие
  • Византия, Православная Церковь и возвышение Москвы
  • Существовал ли когда-нибудь «Третий Рим»?
  • Вселенское свидетельство и поместное самосознание в русском православии
  • Алексий и Роман: очерк по истории русско-византийских отношений (1352—1354)
  • Три литовских мученика: Византия и Литва в XIV столетии
  • Византийское влияние на русскую цивилизацию
ПУТИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
  • Об изменяемости и неизменности православного богослужения
  • Спор о социальной роли Церкви: полемика по поводу церковной собственности на Руси в XVI веке
  • Русский епископат и церковная реформа (1905 г.)
  • Святейший Патриарх Тихон — служитель единства Церкви
  • Образ Церкви: русская богословская мысль в Новое время
  • О путях Русской Церкви
  • Заметка о Церкви
КАФОЛИЧНОСТЬ ЦЕРКВИ
  • Кафоличность Церкви
  • Вселенский патриархат вчера и сегодня
  • Современные проблемы православного канонического права
  • От Византии к Новому Свету
  • Последние шаги к единству
  • Мелкитский патриархат: парадоксы призвания
  • Православная Церковь и миссия: прошлое и современные перспективы
  • Православная Церковь в современном мире
  • Единство Церкви — единство человечества
  • Что сохраняет Церковь в единстве?
Библиография работ протопресвитера Иоана Мейендорфа
Библиографические сокращения
Указатель цитат из Священного Писания и ссылок на него Указатель географических названий Указатель личных имен
 

Иоанн Мейендорф - Церковь в истории - Статьи по истории Церкви - Историческая теология отца Иоанна Мейендорфа

 
Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926-1992) — последний выдающийся представитель русского православного богословия в XX веке. Он завершает эпоху русского зарубежного богословия. Его имя находится в одном ряду с такими богословами, как протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Георгий Флоровский, А.В. Карташев, В.Н. Лосский, архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Николай Афанасьев, архиепископы Кассиан (Безобразов) и Василий (Кривошеин), протопресвитер Александр Шмеман. Единственным из них он дожил до начала церковного возрождения в России, в которое все они так верили и на которое каждый по-своему работал. Он стал его свидетелем и надеялся быть участником, однако скоропостижная кончина воспрепятствовала этому. Отец Иоанн принадлежит к поколению тех людей русской эмиграции, которые родились уже в изгнании. Его жизнь связана с Францией до самой середины века и с послевоенной Америкой, куда он переехал в 1950 году. Образование он завершил в Старом Свете, а полноценное применение его знания получили уже в Новом. Богословскую выучку о. Иоанн прошел в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже; здесь же прошли первые годы его преподавания. Научные дипломы и степени он получал в светских институтах Франции — в Сорбонне и в Практической школе высших исследований. В 1958 году он защитил в Сорбонне докторскую диссертацию, посвященную жизни и богословию свт. Григория Паламы.
 
За несколько лет до того И.Ф. Мейендорф женился, а годом ранее принял священство и вскоре переехал в Америку, став профессором церковной истории и патристики в Свято-Владимирской православной богословской семинарии в Нью-Йорке. С этим учебным заведением была связана вся его последующая жизнь; после смерти о. Александра Шмемана о. Иоанн стал его преемником на посту декана семинарии (1984-1992), оставив эту должность незадолго до собственной кончины. Годы, проведенные о. Иоанном Мейендорфом в Америке, стали временем интенсивных научных изысканий, творческого труда, преподавания, пастырских забот и активной международной церковной и академической деятельности.
 
Своей научной судьбой и многогранным церковным служением о. Иоанн Мейендорф явил образ православного историка и богослова, обладающего высоким авторитетом в самых разных слоях современной российской церковной аудитории, отмеченной большим разнообразием мнений, пристрастий и предпочтений. Если отвлечься от острых вопросов о Церкви в современном мире, освободиться от проблем взаимоотношений православия с другими христианскими конфессиями, то в академическом плане научную деятельность о. Иоанна следует отнести к исторической теологии. Вот в этом аспекте мы и попытаемся рассмотреть его творчество, а также проследить оказанное им влияние на современные церковные процессы.
 
Под исторической теологией понимается такой тип богословского исследования, в котором совмещаются два направления работы — историческое и богословское, причем их долевое соотношение у разных богословов варьируется; у одних историческое преобладает над богословским, у других, напротив, богословское имеет явное преимущество перед историческим. В лице о. Иоанна мы имеем счастливый случай естественного и сбалансированного сочетания прекрасного и академически безупречного историка с проницательным и церковным богословом. Определяющим признаком исторической теологии является присущий ей исторический характер, признание за историей важнейшего фактора религиозной жизни, собирающего в себе совокупность опыта священного. Применительно к христианскому богословию это означает принятие за отправную точку познания исторического факта пришествия Бога в мир, события Боговоплощения («богословие фактов», как любил его определять о. Иоанн вслед за о. Георгием Флоровским). История же охватывает и последующие судьбы христианской общины, включает в себя историю Церкви, историю богословия, опыт богообщения, присутствие Бога в мире и мира в Боге. Все богатство накопленного христианского опыта составляет церковное наследие, к которому постоянно обращается историческая теология для его изучения, восприятия, приобщения и тем самым продолжения в дальнейшей истории. Подавляющее большинство книг и статейных публикаций о. Иоанна Мейендорфа выполнены в ключе историко-теологическо-го исследования. Два тысячелетия существования христианства представляют для него вселенную богословских смыслов и духовных прозрений. Пристальное изучение и актуализация этой истории для современности составляют основное содержание научных изысканий о. Иоанна.
 
Историческая теология характерна для традиционных христианских конфессий, прежде всего для православия и католичества. В меньшей степени она присуща протестантизму, что легко объяснимо, если принять во внимание, что для исторической теологии точкой отсчета служит Предание в его исторической протяженности и материальной конкретности. Как бы по-разному ни понимали Предание православные и католики, они согласны в одном: церковная история содержит нестираемые преломления Истины, как она явилась древним поколениям верных. Их опыт драгоценен для обеих традиций. Те и другие мыслят себя в единстве и преемстве со своими предками и предшественниками, обогащаясь полученным от них наследием. Потому так богата историко-теологическая традиция в обеих научных школах. Иначе воспринимается фактор истории протестантскими мыслителями и верующими. История, безусловно, имеет и для них свою ценность, однако точкой отсчета во всяком богословском суждении служит фактор личного опыта, непосредственного восприятия священного, которым одарен всякий человек. Поэтому здесь преимущество остается за другим типом богословского исследования, тем, что принято называть философской теологией; она явно преобладает в англо-американской и немецкой богословской науке, в значительной мере связанной с протестантизмом. Историческая теология в этой традиции сводится к специальной дисциплине «истории догматов» (Dogmengeschichte), носящей в основном отрицательный по отношению к истории характер.
 
Для исторической теологии характерен определенный набор принципов и основные области применения. Двойные обязательства — исторические и теологические — предписывают соблюдение требований, с одной стороны, добротного исторического исследования, с другой — применимости полученных в ходе исторического исследования результатов для установления вневременной богословской истины. Вместе с тем историческая теология несет на себе признаки собственной историчности, иными словами, она является частью той самой единой истории, которую сама же и изучает. В богословских категориях это означает ее непременную принадлежность церковной традиции; в этом отношении она оказывается составной частью того великого Предания, в изучение которого погружена. Закономерным следствием этого факта является принципиально церковный и конфессиональный характер исторической теологии. У нее же есть и преимущественные области познания. Это прежде всего и больше всего Священное Предание — его природа и судьбы — вопросы его развития и неизменности, наконец, это всегда болезненные вопросы вероучительной истины и инакомыслия.
 
Отец Иоанн Мейендорф по всем признакам принадлежит к богословской традиции исторической теологии, имеющей глубокие корни в русском православии. Среди его прямых предшественников — знаменитые богословы старшего поколения протоиерей Георгий Флоровский, В.Н. Лосский и другие. С о. Георгием Мейендорфа связывали особенные отношения; влияние идей, важнейших публикаций и личного общения с ним имело для формирования о. Иоанна ключевое значение. Поэтому в одном из своих последних выступлений он признается: «Я являюсь абсолютно и почти безоговорочно учеником отца Георгия Флоровского...»[1]. Он действительно оказался наследником и продолжателем того дела, вдохновителем которого был о. Георгий Флоровский, всю свою жизнь стремившийся разгадать божественную загадку истории. Многолетние размышления привели о. Георгия к ясному пониманию богословия истории как наиболее полного постижения историчности мироздания, как главной характеристики существования человека[2]. Его главный тезис таков: высший смысл истории — это смысл богословский, поскольку начало и конец истории, ее Альфа и Омега — это Божественный Логос, и этому пониманию соответствует развернутая им программа богословских исследований, получившая несколько неточное название «неопатристический синтез». Суть ее сводится к набору требований, стоящих перед богословской наукой: 1) историчность, 2) метафизичность, 3) экзистенциаль-ность. Эта программа явно вписывается в рамки исторической теологии. В соответствии с этой программой работали и продолжают работать многие православные исследователи и богословы. Отец Иоанн Мейендорф — один из ее выдающихся сторонников и исполнителей.
 
Совершенно в духе о. Георгия он говорит о богословском призвании христианского историка и историчности богословского сознания. Сверстники и свидетели жизни о. Иоанна протоиерей Николай Лосский и протопресвитер Борис Бобринский вспоминают, как он «часто говорил, что богослов не может не быть историком, так как всякое догматическое определение, уточнение или церковное высказывание всегда рождается в определенном историческом контексте и отвечает на вызовы, искажающие чистоту православного созерцания и исповедания веры. Вместе с этим о. Иоанн считал, что историк церкви обязан быть богословом: если он не богослов, то он рискует не понять категорий, с которыми ему приходится иметь дело, и тогда его историческая наука будет чисто феноменологической и исключительно человеческой»[3]. Этой двугранностью — историка и богослова — отмечена научная и духовная позиция о. Иоанна в ее единстве и непротиворечивости; обе стороны друг друга взаимно обогащают и обосновывают.
 
Отец Иоанн, с одной стороны, прекрасный историк, зарекомендовавший себя как проницательный наблюдатель близких и удаленных во времени процессов церковной жизни. Его историческая компетентность охватывала почти все времена и регионы истории христианства. Он обладал глубоким знанием древних источников, дошедших до нас на языках христианской древности, а также великолепно ориентировался в богатой научной традиции их изучения, которая сама по себе насчитывает уже почти полтысячи лет интенсивного развития. С другой стороны, он проницательный и яркий богослов, никогда не снимавший с себя этой высокой ответственности. И его понимание требований, стоящих перед православным богословием, осознание призвания христианской мысли были для него вполне ясными и неоднократно отчетливо им формулировались. Такое сочетание делает его вклад драгоценным достоянием православной науки.



[1] Мейендорф И., протопрев. Православное свидетельство в современном мире // Он же. Православие и современный мир. Минск, 1995. С. 53. См. также его предисловия к: Lossky V. Visio de Dieu. Neuchatel, 1962. P. 7—9; Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1988. С. V-X.
[2] См. об этом более подробно мою статью: Богословие истории протоиерея Георгия Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 156—179.
[3] Лосский Н., прот.; Бобринский Б., протопресв. Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926-1992) // Преподобный Сергий в Париже: История парижского Свято-Сергиевского православного богословского института. М. : Росток, 2010. С. 425.
 
2017-12-09
 
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя ElectroVenik