Мейендорф - Рим-Константинополь-Москва

Иоанн Мейендорф - Рим-Константинополь-Москва - Исторические и богословские исследования
Статьи, посвященные различным историческим и богословским вопросам, возникавшим в течение столетий между Востоком и Западом.
 
В них обсуждаются некоторые аспекты расхождений между двумя частями христианского мира, дается оценка некоторым попыткам исцелить раскол. Кроме этого, в них также рассматриваются проблемы, связанные с падением Византии и возрастанием роли России как основного центра православной миссии и мысли.
 
Подходящий к концу XX век был свидетелем, может быть, наиболее значительной попытки экклезиоло-гического сближения - постановлений Второго Ватиканского собора.
 
Собор этот частично следовал тому «возврату к [святоотеческим] источникам» и «литургическому движению», который после второй мировой войны восстановил в европейском (особенно французском и немецком) римо-католичестве престиж восточно-христианского богословия.
 
Документы собора хотя и не разрешают всех проблем, все же вновь утверждают экклезиологию, основанную на местной евхаристической общине, богословие епископата, основанное на соборности, понятие мирян как «народа Божия». Все это было общей почвой для диалога с православной Церковью. 
 
 

Протопресвитер Иоанн Мейендорф - Рим-Константинополь-Москва - Исторические и богословские исследования

 
М: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 320 с.
ISBN 5-7429-0123-2 
 

Иоанн Мейендорф - Рим-Константинополь-Москва - Исторические и богословские исследования - Содержание

 
Введение            

Рим и Константинополь            

  • Имперские структуры и «апостоличность»
  • Развитие экклезиологических идей
  • Заключительное слово: раскол и попытки единения
  • Заметка об источниках 
  • Основные источники      
  • Второстепенные источники         

Византия как центр богословской мысли на христианском Востоке         

Два понимания Церкви: Запад и Восток накануне нового времени          

  • Исихастское возрождение            
  • Восток и Запад: постепенное расхождение           
  • Восток вступает в «темные» века              

«Строители мостов» в раннем средневековье. Заметки о значении восточной святоотеческой мысли для Иоанна Скота Эриугены       

Богословие в тринадцатом столетии

  • Методологические контрасты  
  • Запад: Университеты и монашеские ордена         
  • Богословские встречи    
  • Монашеское богословие              

Состоялась ли во Флоренции встреча между Востоком и Западом?    

  • Флорентийский Собор - исполнение византийских надежд             
  • То, что не произошло во Флоренции        
  • Православный мир около 1440 г. и русская реакция  
  • Заключение: что же сказать о Флоренции?       

От Византии к России: Религиозное и культурное наследие     

  • Византия и Русь в средние века  
  • Византийское наследие в России нового времени                

Существовал ли когда-либо «третий Рим»?

  • Заметки о византийском наследии в России         
  • Флорентийский собор и падение Византии: последствия для России
  • Кризис «византинизма»  
  • Слово заключения: что такое византинизм?

Новая жизнь во Христе: Спасение в православном богословии     

  • Течения в сотериологии
  • Христос Спаситель         
  • «Новый Адам»                 
  • Заключение: этика Воскресения

Христианское Благовестие и социальная ответственность

  • Три эсхатологии                             
  • Наследие Византии        
  • Новое время                     
  • Заключение       

Взгляды на Церковь: Русская богословская мысль нового времени

  • Философское пробуждение и богословие мирян        
  • «Софиология»: В. С. Соловьев и его последователи       
  • Заключение: остающийся потенциал
  • Библиографические заметки       
Примечания       
Именной указатель
 

Иоанн Мейендорф - Рим-Константинополь-Москва - Исторические и богословские исследования - Введение

 
Сближение с православием, что, несомненно, было одной из основных мотиваций второго Ватиканского собора, потонуло в своего рода триумфализме «модернизма», в котором Церковь теряла самую свою сущность. Это, в свою очередь, привело к значительному ослаблению римо-католиче-ства, в особенности в индустриальном западном обществе Европы и Америки.
 
При развитии этих драматических процессов для большинства западных христиан православная Церковь представлялась далекой и неприемлемой. Ее богословское свидетельство было слишком слабым, чтобы быть услышанным. Лишь немногие специалисты знали о существовании православной альтернативы западным течениям. Это отсутствие православного свидетельства было фактически столь же трагично, как и во времена Реформации XVI-X VII веков, когда оно могло бы помочь преодолеть разделение между Римом и протестантством. В те времена православие было отделено от Запада турецким владычеством на Балканах и Ближнем Востоке.
 
В наш XX век подобную же роль сыграл «железный занавес». В православных Церквах Восточной Европы, в особенности в Русской Церкви, интеллектуальные и духовные центры были уничтожены, духовная элита физически обезглавлена, богословие задушено отсутствием публикаций и критики. Тысячи и тысячи истинных мучеников за веру свидетельствовали о силе христианства. Но многие ли на благополучном Западе уделяли внимание их свидетельству? После Второго Ватиканского собора, конечно, существовала дипломатически поддерживаемая знаменательная связь между Римом и вселенской патриархией Константинополя. В это время состоялся такой впечатляющий акт, как «снятие анафем» в 1965 г. Взаимные визиты подчеркивали тот экуменически важный факт, что Рим признал своего рода «равный ему центр», существующий вне общения с ним. Однако все, что из этого логически вытекало, не обсуждалось по существу.
 
При папе Иоанне Павле II римо-католичество активно восстанавливает структуры власти и дисциплины, ослабевшие при двух предыдущих папах. Это делается медленно, но верно во имя хорошо известного принципа «Петрова» авторитета. Будущее покажет, восстановит ли Римская Церковь в полноте ту монолитность, которая была ей присуща до Второго Ватиканского собора, или же это окажется невозможным. Тем временем экклезиологические различия между Востоком и Западом остаются четко очерченными.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя dim