Мейендорф - Византийское богословие

Иоанн Мейендорф - Византийское богословие - Исторические тенденции и доктринальные темы
Новое сканирование клуба
Краткое популярное изложение православного вероучения. Первая часть разбирает его исторически, вторая - систематически. Несмотря на популярный характер, "Византийское богословие" отличается научной строгостью и глубиной мысли. Не надо смущаться названием - под "Византийским богословием" имеется ввиду богословие Вселенских Соборов и поздних византийских споров.

"Исторические тенденции", первая часть "Византийского богословия" охватывает историю богословия от Халкидонского Собора до поздних византийских споров: христология, иконопочитание, византийские монахи и гуманисты, монашеская философия, каноника, споры с Западом и другие вопросы.  Вторая часть, "Доктринальные темы" разбирает такие темы византийского богословия как Творение, человек, Св. Дух, Триединный Бог, Таинства, Евхаристия, Церквь в мире.
 
 

Иоанн Мейендорф - Византийское богословие - Исторические тенденции и доктринальные темы

 
Пер. с англ. В.Марутика
Мн.: Лучи Софии, 2001. - 336 с.
ISBN 978-985-6171-85-0
 

Иоанн Мейендорф - Византийское богословие - Исторические тенденции и доктринальные темы - Содержание

 
Введение. Основные черты и главные источники богословия в Византии

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

  • 1. Византийское богословие после Халкидона
  • 2. Христологический вопрос
  • 3. Иконоборческий кризис
  • 4. Монахи и гуманисты
  • 5. Монашеское богословие
  • 6. Экклезиология: Канонические источники
  • 7. Раскол между Востоком и Западом
  • 8. Столкновение с Западом
  • 9. Lex orandi 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

  • 10. Творение
  • 11. Человек
  • 12. Иисус Христос
  • 13. Святой Дух
  • 14. Триединый Бог
  • 15. Сакраментальное богословие: Жизненный цикл
  • 16. Евхаристия
  • 17. Церковь в мире
  • Заключение. Антиномии
Библиография
 

Иоанн Мейендорф - Византийское богословие - Исторические тенденции и доктринальные темы - Основные черты и главные источники богословия в Византии

 
Потребуются века борьбы и сверхчеловеческих усилий для того, чтобы превзойти эллинизм, освободив его от естественных привязанностей и этнических и культурных ограничений, прежде чем эллинизм станет, наконец, универсальной формой христианской Истины.  
 
Античная культура оказалась достаточно гибкой, чтобы допустить внутреннее "преображение"... Христиане же доказали, что можно переориентировать культурный процесс без возврата в прошлое и развивать культуру в новом духе. Тот самый процесс, который по-разному определяют как "эллинизацию христианства", скорее можно трактовать как "христианизацию эллинизма". 
 
Император  Константин (324—337) положил  конец  периоду  конфронтации между  христианством  и  Римской  империей.  Он  покинул  древнюю столицу империи и перенес центр политической и культурной жизни "цивилизованного мира" того времени на берега Босфора, где был расположен древний греческий город  Византии.  Город  официально  назвали  Константинополем, "Новым Римом", и он оставался столицей империи, которую именовали "Римской" еще более одиннадцати веков, вплоть до подпадения под владычество турок в 1453 г. 
 
Константинополь  стал  неоспоримым  центром  восточного  христианства, особенно  после  исчезновения  древних  христианских  центров  в  Египте, Палестине  и  Сирии.  Епископ  Константинополя  принял  титул "вселенского патриарха".  На  Балканах,  на  просторах  Восточной  Европы,  на  Кавказе константинопольские  миссионеры  обращали  в  христианскую  веру  население огромных  территорий.  По  сути  дела, "Новый  Рим"  явился  колыбелью цивилизации  для  Ближнего Востока  и Восточной  Европы,  подобно  тому  как "старый Рим" стал таковой для латинского Запада. 
 
В  настоящей  книге  описываются  категории  богословской  мысли,  как  они формировались  в  рамках  Византийской  христианской  цивилизации,  ее философии  жизни,  ее  Литургии  и  искусства,  и  как  они сохранились  в современном  Восточном  Православии.  Центральной  темой  византийского богословия, или интуицией, является убеждение, что человеческая природа не есть  статичная, "замкнутая",  автономная сущность,  но — динамичная реальность, в своем существовании определяемая ее отношением к Богу.
 
Это отношение  представляется  процессом  восхождения  и  общения — человек, сотворенный по образу Божию, призван добровольно достичь "божественного подобия",  его  отношение  к  Богу  есть  как  данность и  задача,  так  и непосредственный  духовный  опыт  и  ожидание  еще  большего  видения, достигаемого в  свободном  усилии  любви.  Динамизм  византийской антропологии без труда противопоставляется статичным категориям "естества" и "благодати", господствовавшими в мышлении поставгустиновского западного христианства;  этот  динамизм  может  оказаться  существенным  критерием  для современного богословского поиска нового понимания человека.
 
Как культура и цивилизация Византия давно мертва; но особенности ее влияния на  историческое  развитие  человеческого  общества  остаются  открытыми  для исследования.  Со  времен  Гиббона  историки указывают  на косность общественного  строя,  скудость  творчества  в  научно-технической  сфере, сакрализацию  представлений  о  государстве  как  на  главные  недостатки византийской  действительности.  Но  в настоящей  книге  мы  утверждаем,  что Византия внесла подлинный и непреходящий вклад в историю человечества в сфере  религиозной  мысли.  Постоянная  притягательность  византийского искусства  и замечательный  факт  выживания  восточного  христианства  после самых драматических социальных перемен — вот самые явные знаки того, что Византия  действительно  открыла  что-то  фундаментально истинное  о человеческой природе и о ее отношении к Богу. 
 
 

Мейендорф ИоаннМейендорф Иоанн, прот. (1926 - 1992 гг.)

 
Учёный с мировым именем, патролог, историк Церкви. Вошёл в золотой фонд патрологии своими исследованиями паламизма. Выпускник Св.-Сергиевского Института, один из активных участников становления Православной Церкви в Америке, участник межконфессионального диалога.

 

 

 

 

 

 

 

 


Модуль Цитата из Библии Византийское богословие - на Эсхатосе


 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.3 (4 votes)
Аватар пользователя Rocit