Мейендорф - Введение в святоотеческое богословие

Иоанн Мейендорф - Введение в святоотеческое богословие
Общепризнанная патрологическая классика. Несмотря на то что, "Введение в святоотеческое богословие" лишь конспект лекций Мейендорфа, далеко не покрывающих всего материала, к тому же не учитывающих новейшие достижения патрологии, его с уверенностью можно рекомендовать как один из лучших, если не лучший обзорный труд по богословию Святых Отцов.
 
Научная добросовестность и глубокое погружение в мысль Отцов - качества, обеспечившие Мейендорфу славу и авторитет в православном богословии (не только в нём конечно) сочетаются во "Введении в святоотеческое богословие" с большим охватом материала и "популярностью", доступностью. Так что, это не просто учебник, но книга, которая будет полезна всем, интересующимся святоотеческим богословием (и шире: Православием, философией и т. д.). "Введение в святоотеческое богословие" охватывает время от мужей апостольских до поздневизантийских Отцов.
 
Мейендорф во введение к "Введению в святоотеческое богословие" пишет о своем труде: "Предлагаемый конспект курса лекций по патристике основан на студенческих записях лекций, прочитанных в Свято-Владимирской Духовной Академии (Нью-Йорк) в 1979-81 гг. Предложенный курс не претендует на всеобъемлющий охват относящегося к предмету материала.
 
Скорее цель его заключалась в том, чтобы определить историческую обстановку, основные направления богословской мысли и главные вопросы, нуждающиеся в объяснении и обсуждении."
 
 

Иоанн Мейендорф - Введение в святоотеческое богословие

 
fb2, epub:
Минск, Лучи Софии 2001
ISBN 985-6171-82-2
ISBN 978-985-6171-82-9
 
pdf:
Пер. с англ. Л. Волохонской. Изд. 4-е, испр. и доп.
К.: храм прп. Агапита Печерского, 2002. — 360 с.
 

Иоанн Мейендорф - Введение в святоотеческое богословие - Содержание

  • Предисловие автора
  • Введение
  • ЧАСТЬ I
    • Глава 1. Мужи Апостольские. Свв. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский
    • Глава 2. Борьба с гностицизмом. Св. Ириней Лионский
    • Глава 3. Ранние христианские апологеты. Св. Иустин мученик
    • Глава 4. Тертуллиан
    • Глава 5. Св. Киприан Карфагенский
    • Глава 6. Климент Александрийский
    • Глава 7. Ориген
    • Глава 8. Оригенизм в третьем веке. История арианства.
    • Глава 9. Святой Афанасий Великий
    • Глава 10. Святой Кирилл Иерусалимский
  • ЧАСТЬ II
    • Глава 1. Каппадокийский синтез
    • Глава 2. Святитель Василий Великий
    • Глава 3. Святитель Григорий Богослов
    • Глава 4. Святитель Григорий Нисский
    • Глава 5. Монашеская литература в IV веке: Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский
    • Глава 6. Святитель Иоанн Златоуст
    • Глава 7. Латинские отцы Церкви
    • Глава 8. Блаженный Августин
    • Глава 9. Несторианство и христологические споры
    • Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский
    • Глава 11. Блаженный Феодорит Киррский и Халкидонский собор
  • ЧАСТЬ III
    • Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский)
    • Глава 2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский
    • Глава 3. Завершение Халкидона. Пятый Вселенский Собор
    • Глава 4. Псевдо-Дионисий Ареопагит
    • Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник
    • Глава 6. Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания
    • Глава 7. Патриарх Фотий
    • Глава 8. Преподобный Симеон Новый Богослов
    • Глава 9. Святитель Григорий Палама
    • Глава 10. Православное богословие поздневизантийского периода. Николай Кавасила

Иоанн Мейендорф - Введение в святоотеческое богословие - Введение

 
Среди прочих богословских дисциплин патристикой (или патрологией) называется дисциплина, занимающаяся изучением творений святых отцов Церкви. Когда говорят об отцах Церкви, то обычно имеют в виду великих богословов, таких, как, например, свв. Игнатий Антиохийский, Григорий Нисский, Максим Исповедник, Григорий Палама, ― святых, чьи учения и имена прочно вошли в православное Предание.
С другой стороны, столь же неотъемлемой и неизбежной частью истории христианской мысли являются и такие личности, как, например Ориген ― еретик, но, однако, великий христианский мыслитель богослов. Хотя Ориген и не был отцом Церкви, но без знания его учения невозможно понять логику развития христианского богословия первых пяти веков, так как его учение лежит в основе всех основных течений восточной православной мысли того времени.
 
Понятие «святые отцы Церкви» неотделимо от понятия церковного Предания ― одной из глубочайших основ нашей веры. Священное Предание, как с большим, так и с маленьким «п», в свою очередь связано с понятиями авторитета и отбора. У христиан один Учитель Христос, но Его учение не было закреплено в письменной форме Им лично во время Его земного служения. Поэтому все содержание нашей веры мы получаем, так сказать, «из вторых рук». Новозаветные писания ― есть свидетельство очевидцев, избранных для этой роли самим Господом (Мф.10:1-5; Лк.6:14-15; 24-48 и др.).
 
Им было вверено сохранить в памяти и записать все, что они видели, слышали и осязали (1 Иоан. 1:1). Но новозаветные книги были написаны не сразу после описанных в них событий, а несколько десятилетий спустя. В продолжении этого времени память о жизни и словах Христа передавалась из уст в уста, от человека к человеку, и так возникло устное предание. Это предание существовало в памяти отдельных людей, но было в то же время и выражением веры христианской общины, Церкви. Община эта была создана Христом, и можно сказать, что после Его прихода она существовала всегда. Как обещал сам Спаситель, Его ученики руководимы самим Духом Божиим ― истинным источником жизни христианской общины. В Церкви живет Христос, и Дух Святой научает Его учеников «всякой истине» (Иоан.16:13). Отдельные лица живут не в вакууме, а принадлежат к Церкви, которая есть храм Духа и та среда, где существуют не только отдельные человеческие обычаи и предания, но и единое священное Предание, писанное или неписанное. Святой Дух руководит всем телом Церкви, и потому Церковь, руководствуясь своей полнотой познания и авторитетом, производит отбор того, чему надлежит стать ее Преданием.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя esxatos