Милгрэм - Как хороший человек становится негодяем

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Стэнли Милгрэм - Как хороший человек становится негодяем - Эксперименты о механизмах подчинения. Индивид в сетях общества
Как социальный психолог я смотрю на мир безо всякого намерения управлять им, а с единственной целью понять его и передать это понимание окружающим. Социальные психологи - часть той самой социальной матрицы, которую они взялись анализировать, а следовательно, они могут опираться на собственный опыт как на источник знаний. Трудность в том, чтобы при этом не засушить окружающий мир, лишив его всей радости, спонтанности и живости.
 
Стремление понять социальное поведение присуще, разумеется, не только психологам, - это нормальное человеческое любопытство. Однако с точки зрения социальных психологов эта задача более насущная, более интересная, поэтому они идут на шаг дальше и превращают ее в дело всей жизни. Исследования из этого сборника велись в течение 20 лет; их целью было изучить, как социум влияет на поступки и опыт отдельной личности.
 
При этом мы исходили из предположения, что личность, на которую влияют социальные силы, зачастую убеждена, что не зависит от них. Таким образом, это социальная психология реагирующей личности, реципиента сил и воздействий, исходящих из внешнего мира как такового. Это, разумеется, лишь одна сторона медали общественной жизни, ведь мы, отдельные личности, также совершаем действия исходя из внутренних потребностей и активно строим социум, в котором живем.
 
Однако изучение комплементарной стороны нашей социальной природы я предоставил другим исследователям. Социум сталкивается с нами не как набор отдельных переменных, а как живой, непрерывный поток событий, чьи составные части можно выделить лишь при анализе и чье воздействие можно убедительнее всего показать посредством логики экспериментов.
 
Более того, социальная психология как раз и претендует на способность реконструировать разнообразные типы социального опыта в формате эксперимента, чтобы прояснить и выявить действие неочевидных общественных сил - и тогда их можно исследовать в терминах причинно-следственных связей. Источник экспериментов, описанных в этой работе, - не учебники, не абстрактная теория, а фактура повседневной жизни. Они опираются на строго феноменологический подход. Каждый эксперимент - это ситуация с открытым финалом, не до конца понятная, неопределенная, чреватая неудачей.
 

Стэнли Милгрэм - Как хороший человек становится негодяем - Эксперименты о механизмах подчинения. Индивид в сетях общества

Психология. Высший курс.
3-е специальное международное издание.
Издательство - «АСТ» - 2018 г.- 378 с.
 

Стэнли Милгрэм - Как хороший человек становится негодяем - Эксперименты о механизмах подчинения. Индивид в сетях общества - Содержание

  • Стэнли Милгрэм
  • Вакцина неподчинения, или Не верь - мысли и действуй критически
  • Предисловие к первому изданию
  • Введение
Часть первая. Личность и власть
  • Введение. Личность и власть
  • Литература
  • Некоторые условия подчинения и неподчинения власти
  • Терминология
  • Выборка испытуемых
  • Общая лабораторная процедура
  • Пилотные исследования
  • Непосредственное восприятие жертвы
  • Близость представителя власти
  • Напряжение
  • Фоновый авторитет
  • Последующие эксперименты
  • Степень покорности и непокорности
  • Постскриптум
  • Литература
  • Как толковать покорность. Факты и заблуждения
  • Литература
  • Реакция испытуемых. Неучтенные этические аспекты экспериментального исследования
  • Информированное согласие
  • Отрицательное воздействие
  • Реакция испытуемого как неучтенный аспект
  • Ролевая игра как возможный выход из положения
  • Предполагаемое согласие
  • Мятежные шестидесятые
  • О Джонстаунской трагедии и ситуационных силах
Часть вторая. Личность и группа
  • Введение. Личность и группа
  • Литература
  • Национальность и конформность
  • Литература
  • Конформность в повседневной жизни норвежцев
  • Этическая сторона эксперимента по изучению конформности. Эмпирический подход
  • Влияние группы и действия, направленные против человекаГ451
  • Метод исследования
  • Процедура эксперимента
  • Контрольная ситуация
  • Результаты
  • Дискуссия
  • Литература
  • Групповое давление как путь к освобождению
Эксперимент I. Исходная экспериментальная ситуация
  • Методика
  • Испытуемые
  • Трактовка результатов
Эксперимент II. Группа как фактор неподчинения
  • Методика
  • Трактовка результатов
  • Гипотеза о произвольности вектора группового влияния
Эксперимент III. Послушная группа
  • Трактовка результатов
  • Литература
  • О размерах толпы и силе ее притяженияГ 601
  • Метод исследования
  • Испытуемые
  • Процедура
  • Анализ данных
  • Результаты
  • Литература
  • Толпы
  • Элементарные характеристики толпы
  • Форма и рудиментарная структура
  • Кольцо
  • Границы
  • Проницаемость
  • Резкость границы
  • Внутренние подструктуры
  • Поляризация
  • Окружающая среда. Зависимость толпы от физических условий окружения
  • Плотность
  • Рационализация толпы
  • Толпа в движении
  • Ускорение
  • Человек и транспортное средство как единое целое
  • Размер толпы
  • Рост
  • Эффект дистилляции
  • Оценка размеров толпы
  • Значение чисел
  • Размер и анонимность
  • Состав толпы
  • Изменения состава толпы
  • Толпы особого состава
  • Поток информации в толпе. Слухи
  • Восприятие толпы как явления
  • Названия и эпитеты толпы
  • Теории толп
  • Теория Гюстава Лебона
  • Свойства толпы
  • Механизмы
  • Критика
  • Психоаналитическое представление о коллективном поведении
  • Гипотеза фрустрации-агрессии
  • Теории заразительности, конвергенции и порождения норм
  • Заразительность
  • Конвергенция
  • Теория порождения норм
  • Социологический подход Смелсера
  • Беспорядки в Беркли
  • Компоненты общественной акции
  • Критика Смелсера
  • Математические теории поведения толпы
  • Заразительность
  • Типы моделей
  • Модели размера групп
  • Итоги
  • Иррациональность
  • Насилие
  • Образ толпы
  • Крайности
  • Методы изучения толпы
  • Опросы
  • Вторичные источники
  • Проективные методы
  • Экспериментальные подходы к коллективному поведению
  • Применение общей экспериментальной литературы
  • Симуляция поведения толпы
  • Полевые эксперименты
  • Другие методы изучения формирования и функционирования толпы
  • Литература
  • Кто вступает в профсоюзы
  • Литература
  • Социальное значение фанатизма

Стэнли Милгрэм - Как хороший человек становится негодяем - Эксперименты о механизмах подчинения. Индивид в сетях общества - Мятежные шестидесятые

 

Если американец не желает убивать других людей за свою страну, его бросают в тюрьму. И наше поколение, как и любое другое, усвоило, что общество наказывает и поощряет своих членов в соответствии не с тем, как человек следует велениям собственной совести, а с тем, как его действия, по мнению властей, удовлетворяют потребности более крупной социальной системы. Так было всегда. Иисус Христос был хорошим человеком по любым меркам индивидуальной морали, однако представлял собой угрозу структуре римской власти. Каждая эпоха порождает высоконравственных людей, которые поневоле вступают в конфликт с государством именно из-за своей моральной чистоты. Задача демократии в том и состоит, чтобы сузить брешь между личной совестью и потребностями общества.
 
Отказ от военной службы - преступление лишь в чисто техническом смысле: он карается государством. Однако отказники - не преступники, а полная их противоположность. Во-первых, они действуют исходя из нравственных идеалов, а не вопреки им. Во-вторых, действия преступника нацелены на личную выгоду, а отказник готов терпеть лишения, только бы не пострадали нравственные идеалы. В-третьих, преступник стремится уклониться от закона, а отказник добровольно сдается властям. Но и революционером отказника не назовешь: он признает законность власти, просто не готов служить ей конкретными аморальными способами. Наконец, он и не отщепенец, поскольку тот, кто не так любит свою страну, мог бы просто уехать за границу и избежать тягот тюремного заключения.
 
Психиатр Уиллард Гейлин поставил перед собой цель изучить мотивы и мышление группы людей, оказавшихся в тюрьме за отказ от несения военной службы. Он рассуждает и о недостатках тюремной системы и в конце концов выражает сомнение, что заключение как таковое - это практика, достойная цивилизованных людей. «Чем больше я об этом думаю, тем чудовищнее мне кажется, что один человек может лишить другого пяти лет жизни просто в наказание». Разумеется, он прав, и когда- нибудь клетки для людей наверняка сочтут пережитком нашей варварской эпохи. И вдвойне позорно, когда люди попадают в тюрьму за то, что не пошли против совести. На самом деле шансы попасть за решетку у разных людей разные, все зависит от того, насколько хитер отказник, есть ли у него деньги, и найдет ли он хорошего юриста, который поможет обойти закон.
 
Если он приведет надежных свидетелей, которые подтвердят, что он человек глубоко религиозный, вполне возможно, что он получит статус лица, уклоняющегося от службы в армии по религиозно-этическим соображениям. Неравенство призывников перед законом - одна из сквозных тем глубокого и умного исследования Гейлина. Все, кого изучал Гейлин, - отказники в особом смысле слова. Когда человек решает, что не пойдет служить в вооруженные силы, то оказывается на перепутье. Он может уйти в подполье (стратегия, лучше всего подходящая жителям негритянского гетто, где плохо налажен государственный учет). Может покинуть страну. Может уклониться от призыва, нашептав свои мнимые сексуальные секреты на ухо психиатру в призывном центре.
 
Особенно идейные отказники идут в армию с целью развалить ее изнутри, и с точки зрения военных, несомненно, именно они опаснее всего. Те, с тем говорил Гейлин, избрали иной путь. Они отказались от призыва и сдались властям, готовые сесть в тюрьму. Но даже в тюрьме еще остаются варианты - каждый сам решает, продолжать ли сопротивление, отказавшись в чем бы то ни было сотрудничать с тюремной администрацией, или стать примерным заключенным. Как правило, отказники избирают второй путь - позицию, соответствующую их моральным убеждениям. Жизнь в тюрьме ужасна, и с каждым днем все очевиднее, что наказанием становится не просто время, вырванное из нормальной жизни, но и погружение в своего рода социальный ад, в котором изнываешь от скучной, бездушной авторитарной рутины и вынужден защищаться от товарищей по несчастью.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Traffic12