Митрофанов - Князь Евгений Николаевич Трубецкой

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Протоиерей Георгий Митрофанов - Князь Евгений Николаевич Трубецкой — философ, богослов, христианин : монография
«История русской культуры, вся она в перебоях, в приступах, в отречениях или увлечениях, в разочарованиях, изменах, разрывах. Всего меньше в ней непосредственной цельности». Именно такие черты обнаруживал в развитии русской духовной культуры один из ее наиболее глубоких исторических исследователей и проницательных богословских интерпретаторов протоиерей Георгий Флоровский.
 
Однако, всякое справедливое обобщающее определение тенденций духовной культуры необходимо предполагает наличие в этой культуре таких творческих проявлений, которые, не подпадая в качестве частных случаев под данное определение, в то же время выразительно подчеркивают его общую справедливость. Возможно, наиболее выдающимся среди подобного рода не подпадающих под определение протоиерея Георгия Флоровского проявлений русской духовной культуры в области религиозной философии явилось творчество князя Евгения Николаевича Трубецкого (1863-1920). 
 

Протоиерей Георгий Митрофанов - Князь Евгений Николаевич Трубецкой — философ, богослов, христианин : монография

Санкт-Петербургская духовная академия
СПб.: Изд-во СПбПДА, 2018. 136 с.
ISBN 978-5-906627-59-9 
 

Протоиерей Георгий Митрофанов - Князь Евгений Николаевич Трубецкой — философ, богослов, христианин : монография - Содержание

ВВЕДЕНИЕ 
  • Творчество Е. Н. Трубецкого 
  • Философское творчество Е. Н. Трубецкого в научно-исследовательской литературе 
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Гносеология как философское введение в религиозное мировоззрение Е. Н. Трубецкого 
  • Проявления интуиции Безусловного в человеческом сознании 
  • Безусловное Всеединое сознание как подлинно сущее 
  • Безусловное всеединое сознание как Абсолютное. Абсолютное и другое 
  • Абсолютное в гносеологии как предельное понятие по отношению к религиозному мировоззрению Е. Н. Трубецкого. Гносеологическая неосуществимость доказательств бытия Божия 
  • Религиозно-философская критика гносеологического иррационализма в творчестве Е. Н. Трубецкого 
ГЛАВА ВТОРАЯ. Онтология как философское обоснование православной церковной традиции в религиозном мировоззрении Е. Н. Трубецкого 
  • Антиномия Абсолютного и другого как основная онтологическая антиномия в человеческом сознании. Религиозно-философское преодоление этой антиномии в метафизическом учении Е. Н. Трубецкого о втором Абсолютном 
  • Божественное откровение, философски осознанное как откровение Абсолютного, в качестве определяющего начала онтологии Е. Н. Трубецкого 
  • Богочеловечество Христа как явленная полнота Божественного откровения в Церкви. Разрешение философской онтологии в православной экклезиологии 
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Космологические воззрения Е. Н. Трубецкого 
  • Замысел Божий о мире как София-Премудрость Божия и ее отношение к творению 
  • Критика софиологии В. С. Соловьева и протоиерея Сергия Булгакова в творчестве Е. Н. Трубецкого 
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Философское обоснование христианской понерологии в творчестве Е. Н. Трубецкого 
  • Человеческая свобода и Божественный Промысл в понерологии Е. Н. Трубецкого 
  • Онтологическое обоснование реальности ада в понерологии Е. Н. Трубецкого 
ГЛАВА ПЯТАЯ. Христианская сотериология в творчестве Е. Н. Трубецкого 
  • Христианское учение об Искуплении и онтологизм религиозной философии Е. Н. Трубецкого 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 
 

Протоиерей Георгий Митрофанов - Князь Евгений Николаевич Трубецкой — философ, богослов, христианин : монография - Заключение

 
Среди религиозно-мировоззренческих тем, проявившихся в философском творчестве Е. Н. Трубецкого, следует упомянуть определенно наметившуюся в произведениях последних лет жизни мыслителя тему эсхатологического понимания истории. Будучи глубоко созвучными с эсхатологическими предчувствиями его ближайшего духовного друга и философского единомышленника В. С. Соловьева, размышления Е. Н. Трубецкого о приближающемся конце человеческой цивилизации и мировой культуры в высшей степени символично завершают его главное религиозно-философское произведение «Смысл жизни», написанное в годы трагического завершения тысячелетнего периода христианской истории России. Эсхатологическая проблематика не получает в творчестве Е. Н. Трубецкого столь последовательного религиозного осмысления с точки зрения церковной традиции и столь глубокого рационального обоснования в важнейших категориях его философии, какое получили рассмотренные выше богословские темы. Данная проблематика разрабатывается Е. Н. Трубецким преимущественно в связи с размышлениями над теми разрушительными тенденциями человеческой истории, которые отчетливо проявили себя в период Первой мировой войны и гражданских междоусобиц в России начала XX века, и на которые неоднократно указывала общественно-политическая публицистика Е. Н. Трубецкого. Тем не менее, общая духовная направленность эсхатологических раздумий философа над важнейшими историческими процессами в современный ему период жизни позволяет если и не подвести окончательный религиозно-мировоззренческий итог творчества Е. Н. Трубецкого, то выявить основополагающую религиозно-экзистенциальную тенденцию, которая превратила это творчество в уникальный опыт философского обоснования религиозного мировоззрения.
 
Прозревая в обрушившихся на Европу в начале XX века беспрецедентных исторических бедствиях черты надвигающейся на христианский мир неотвратимой духовной катастрофы, Е. Н. Трубецкой указывает на неспособность не только европейской цивилизации, но и глубоко секуляризовавшейся, носящей лишь название «христианской» европейской культуры противостоять охватывающим человечество соблазнам духовного нигилизма и политического утопизма. «Вся мировая культура, — пишет Е. Н. Трубецкой, — поражена недугом, который грозит стать смертельным... В течение его могут быть долгие перерывы, возможны даже относительно долгие периоды кажущегося выздоровления и благополучия. Но рано или поздно он возьмет свое. Провал современной государственности — явление всеобщее: он уже сказался для всех в самом факте всемирной войны и, так или иначе, его до дна переживут все». Неоднократно подчеркивавший преходящий характер всех форм социально-политической и культурно-исторической жизни, вдохновляющихся чуждыми церковной традиции идеалами, Е. Н. Трубецкой не ограничивается бесстрастной констатацией этой, ставшей для многих очевидной в начале XX века особенности мировой истории. Вопреки игнорирующему в своем ослеплении идеей бесконечного прогресса реальности человеческой истории гуманистическому мировоззрению Е. Н. Трубецкой утверждает не только духовно-историческую неизбежность, но и религиозно-промыслительную необходимость конца мира, в котором зло утвердилось в качестве непреложной нормы бытия.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя magistr