Нестерук - Смысл вселенной

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Алексей Всеволодович Нестерук - Смысл вселенной. О скрытой богословской преданности в современном космологическом нарративе: экзистенциально-феноменологическая экспликация
Эта книга ставит перед собой двойную задачу: с одной стороны, она призвана внести вклад в диалог между Христианским богословием и наукой, с другой стороны, она имеет самостоятельный интерес как философская экспликация мотивов, движущих современную космологию с акцентом на центральной роли человеческой личности в формировании смысла того, что называется вселенной.
 
При этом, поскольку человек понимается в контексте отношений с Богом, космическая история, артикулируемая наукой, интерпретируется как включенная в порядок человеческой истории спасения, а не наоборот.
 
В отношении первой задачи данная книга представляет собой дальнейшее развитие идей диалога между наукой и богословием, сформулированных мною ранее в книгах Light from the East. Theology, Science and Eastern Orthodox Tradition. Minneapolis, Fortress Press, 2003 (перевод на русский язык под названием «Логос и Космос. Богословие, наука и Православное предание», Москва: Библейско-Богословский Институт св. Апостола Андрея, 2006) и The Universe as Communion. Towards a neo-Patristic Synthesis of Theology and Science, London, T&T Clark, 2008. Моя позиция в отношении диалога между богословием и наукой претерпела существенные изменения, склоняясь к убеждению, что богословие и наука не могут вступить в такой диалог на равных началах. Православное Христианство подходит к богословию как опыту общения человека с Богом в условиях физической вселенной. Жизнь понимается как богообщение, так что все другие типы человеческой деятельности (включая научное исследование) укоренены в богообщении. Установить диалог между богословием и наукой означает дать богословскую интерпретацию науки, то есть подойти к науке с позиции жизненного опыта, опыта существования вообще, предполагая, что существование не есть само собой разумеющееся, а является событием и даром. В таком подходе симметрия между богословием и наукой не может быть выдержана потому, что существование как богообщение предшествует всем возможным формам экспликации этого существования в науке. Подобная асимметрия в диалоге между богословием и наукой проявляет себя как определенная априорная богословская направленность сознания исследователя, установка, вовлеченность и преданность методу богословской интроспекции содержания научных теорий. Богословская установка означает преднамеренный подход к науке «через призму веры», например, веры в истину существования.
 

Алексей Всеволодович Нестерук - Смысл вселенной. О скрытой богословской преданности в современном космологическом нарративе: экзистенциально-феноменологическая экспликация

Санкт-Петербург: Алетейя, 2017 г. - 504 с.
ISBN 978-5-906910-13-4
 

Алексей Всеволодович Нестерук - Смысл вселенной. О скрытой богословской преданности в современном космологическом нарративе: экзистенциально-феноменологическая экспликация – Содержание

Предисловие  
Введение  
  • Размышления о вселенной и тайна человеческого бытия
  • Богословская преданность как утверждение центральной роли личности в диалоге Христианства и науки
  • «Богословская преданность» как познание в любви
  • Богословская преданность как соборное и церковное познание
  • Богословская преданность и критика секулярного мышления
  • Богословская преданность в феноменологическом модусе
  • От образа вселенной в «кожаных ризах» к вселенной в божественном Образе
  • Заключение к введению и план книги
Глава 1. Вселенная и человек: космология и антропология как две части книги бытия
  • Неизбежность философских рассмотрений в физической космологии
  • Специальный статус космологии как естественнонаучной дисциплины: от субстанции к «трансцедентальной эффективности», или от каузальности к интенциональности
  • Природа манифестации вселенной и онтологическая установка
  • Феноменологический взгляд на космологию как экспликация человеческого
Глава 2. Космология и экзистенциальная феноменология: изучение вселенной на пересечении естественных и гуманитарных наук
  • Космология через призму человеческого и исторического
  • Существование и субъективность
  • Положение человека во вселенной и парадокс субъективности  
  • Космология как экспликация личностного центра раскрытия вселенной  
  • Дилемма между объектно-ноэматическим и субъектно-ноэтичесим взглядом на космологию: парадокс субъективности и нетестируемость космологии
  • Космология и воля человека
  • Экспликация взаимосвязи элементов естественных и гуманитарных наук в космологии
Глава 3. Конституирование «идентичности» вселенной: апофатизм и трансцендентальные ограничители в космологии
  • Познаваемость вселенной и ее эксплицируемость
  • От космологического принципа как трансцендентального ограничителя в познании вселенной к апофатической космологии
  • Конституирование вселенной: общий анализ
Глава 4. Вселенная как конструкт: эпистемологические предпосылки и когерентная методология обоснования в космологии
  • От космологического принципа к конструкту начальных условий вселенной
  • Рациональность конструкта вселенной в интенциональности веры
  • Когерентность эпистемологического обоснования в космологии
  • Когерентность обоснования и математизация в космологии
Глава 5. Космология и телеология: целесообразность в исследовании вселенной
  • Введение
  • Космологический принцип и эксплицируемость вселенной
  • Целесообразность научного исследования и космология
  • «Вселенная в целом» как телос космологического объяснения
  • Эксплицируемость вселенной как ее телос
  • Концепция «Большого взрыва» как пример формальной целесообразности в космологии
  • Космология и телеология: вместо заключения
Глава 6. Проблема происхождения вселенной через призму телеологической способности суждения, или метаморфозы кантовских антиномий
  • Сотворение мира в греческой философии и патристике
  • В каком смысле космология «может» говорить о творении мира: эволюция или начальные условия
  • Физико-математическое оформление трансцендентального требования по построению начального условия вселенной пространственного типа
  • От дуализма в структуре мира к трансформации кантовский антиномий
  • Модель Хокинга в свете телеологической способности суждения
  • Вместо заключения: от антиномии телеологической способности суждения в отношении основания вселенной к антропологии
Глава 7. Происхождение вселенной и событие рождения: феноменологические параллели
  • Проблема случайной фактичности вселенной и современная космология
  • Основание темпоральности вселенной и сознание
  • Феноменология рождения
  • Пример из Христианской литературы: Рождество Христово и тайна воплощения Бога во плоти
  • Почему сотворение мира «не раньше и не позже»: сокрытость события рождения и начала вселенной как невозможность их позиционирования во времени
  • От феноменологии рождения к Большому Взрыву как телосу космологического объяснения
  • Вместо заключения: феноменологический параллелизм между событием рождения человека и происхождением вселенной в противоположность принципу генетического подобия
Глава 8. Вселенная как насыщенный феномен: христианская концепция творения в свете современной философии и космологии
  • Сотворение мира как его наличная данность человеку
  • Сотворение в естественной установке сознания или как не следует рассуждать о твари и тварности
  • Тварное и смысл бесконечности
  • Вселенная как насыщенный феномен или экспликация личностного абсолютного
  • Вселенная в феноменальности событий
  • Удержание представления о сотворении в рубриках тварного и аналогии опыта
  • Сотворение и сознание
  • Вместо заключения
Библиография
Именной указатель
 

Алексей Всеволодович Нестерук - Смысл вселенной. О скрытой богословской преданности в современном космологическом нарративе: экзистенциально-феноменологическая экспликация - Введение

 
Наука выросла из богословия, и все ученые, независимо от того являются ли они атеистами или теистами,... признают по существу богословский взгляд на мир.
(Paul Davies, Are we alone?, p. 90-91)
Будучи единственными в мире само-осознающими существами, мы, в то же время, являемся сознанием мира...Мы не можем осознавать самих себя, не осознавая при этом мира и того, что в нем. Чем лучше мы знаем мир, то есть чем больше мы осознаем его, тем больше мы имеем представление о себе.
(Dumitru Staniloac, Experience of God, p. 3)
Если человеческая личность стремится к бессмертию, она должна в ее индивидуальной и коллективной жизни осуществить модальность истинно существующего, то есть логику отношений, находимых в космической гармонии.
(Christos Yannaras, The Meaning of Reality, p. 133.)
 
Размышления о вселенной и тайна человеческого бытия Предлагаемая читателю книга не является книгой о физической космологии, и она не занимается научно-популярной интерпретацией модных космологических теорий. Эта книга также не о «мета-космологии», то есть метафизическом расширении космологии, которое часто следует по пятам космологических теорий и идей, используя последние как полигон для иллюстрации известных философских проблем. Эта книга о смысле современных представлений о вселенной, исходящем из бытия человека, то есть смысле, который соотносит представления о вселенной с метафизической и богословской загадкой человеческого состояния в мире. Тем самым эта книга позиционирует себя в русле диалога между религией и наукой, а точнее, Христианским богословием и космологией. При этом задачей этой книги не является сравнение космологических идей с идеями о мировом бытии в различных философских или богословских системах. С точки зрения автора было бы нелепым соотносить, например, космологические представления отцов ранней церкви (укорененные в древнегреческой философии и астрономии) с экспериментальными или теоретическими результатами современной физической космологии. Аналогично, кажется разумным воздержаться от прямолинейной сравнительной герменевтики текстов Священного писания и современных трудов по космологии в попытке выявить некие скрытые лингвистические параллели: такое сравнение носило бы произвольный и случайный характер, не обоснованный ни потребностями богословия, ни логикой науки. Автор проводит философско-богословский анализ космологии, исходя из представления о фундаментальной несимметричности между космологией, как определенной формой деятельности и мышления, и рефлектирующим над ней философско-богословским сознанием. Эта несимметричность состоит в том, что несмотря на то, что философско-богословские мотивы неявно входят в состав любых рассуждений о вселенной, даже если они облечены в форму теоретико-физических уравнений, космология как научная дисциплина не в силах осуществить экспликацию этих мотивов. Мотивы, о которых здесь идет речь, проявляются в лишь в такой установке сознания, для которой очевидно специфическое положение человека в мире, будучи включенным во вселенную и, в то же время, содержащим вселенную как представление и артикулированную реальность внутри своего сознания.
 
Отсюда следует, что какое-либо наивное и прямолинейное «сравнение» или установление корреляций между современными математически оформленными космологическими идеями и богословски выраженным опытом общения с Богом, если и имеют какой-либо смысл, то лишь в контексте проблематики человека как носителя и выразителя как космологии, так и богословия. Ядром и основным содержательным моментом самого диалога между наукой и религией является человек, изнутри которого и происходит распад интенциональностей сознания на объектный и отчужденный мир с одной стороны, и на исходное предлежащее основание как мира, так и самого сознания, артикулирующего этот мир, то есть Бога, с другой стороны. При этом как богословие, так и космология оказываются переплетенными друг с другом просто в силу парадоксального положения человека как физико-биологического организма в этом мире, но и как носителя Божественого образа не от этого мира.
 
Проясним последний момент. Если задать вопрос «Зачем космология нужна богословию?», то приходит на ум простой эмпирический ответ. Поскольку сама возможность богословия определяется возможностью воплощенных носителей этого богословия, т. е. человеческих личностей, то для того, чтобы богословствовать, нужны необходимые физические и биологические условия существования этих личностей, которые, как нетрудно понять, укоренены в космических условиях. Именно космология эксплицирует эти необходимые условия. Отсюда следует, что любое богословское положение, выражающее опыт Божественного в мире, неявно содержит в себе истину о самом мире, в котором этот опыт имеет место.
 
Если же обратить предыдущий вопрос и спросить «Зачем богословие нужно космологии?», то реакцией на него будет следующее наблюдение. Космология рассуждает о фактическом состоянии дел в физической вселенной, не проясняя смысла этой случайной фактичности и, тем самым, не проясняя смысла достаточных условий, лежащих в основании возможности познания и экспликации вселенной человеческими личностями. Богословие интерпретирует этот момент, указывая на то, что только человек обладает рациональной способностью выходить за рамки физически конечного, то есть за пределы своего тела и непосредственного жизненного пространства, и интегрировать в своем конечном сознании представление о бесконечном и непреходящем. Сознание и разум являются такими характеристиками человеческого состояния во вселенной, которые не могут быть объяснены посредством сведения их к физическому, оставаясь, тем самым, невыразимой тайной, прояснение и интерпретация которой возможны только с помощью апелляции к богословию сотворения человека в Божественном образе. Соответственно, любое космологическое представление о мире является неявно богословски нагруженным, ибо оно основано на Божественном даре веры в реальность благого творения Благого Бога и на даре мысленного и словесного артикулирования вселенной как благодарственного приношения творцу.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя ASA