Николай Сербский - Творения - 12 - Библия и война

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Святитель Николай Сербский (Велимирович) - Творения - Том 12 - Библия и война
Пока ребенок учит азбуку, для него буквы как таковые служат неким родом идолов. Они для него — осязаемая реальность. Читая слова по буквам, дитя отдает им все свое внимание; буквами занят и весь его ум. Вот, прочел ребенок буква за буквой одно слово; спрашиваешь его, что он прочитал, а он не знает. И удивляется, зачем ты его об этом спрашиваешь. Дитя даже не подозревает, что у прочитанных слов есть свой смысл. Очертания, размеры и цвет изображенных букв — только это произвело впечатление на его душу, и это все, что на данный момент знает он о них. Буквы для него — зримая реальность, что и идолы для язычника. Поэтому и ребенок, начинающий учиться по букварю, и идолопоклонник смотрят на свои изваяния со страхом и благоговением.
 
На малых детей похожи и многие взрослые люди — немало их даже среди тех, кто именует себя философами и учеными. Прилагая усердный труд и обливаясь потом, они едва достигают [ступени, на которой могут] читать слова природы по буквам и по складам, [вовсе] не [догадываясь об их истинном] смысле и значении. Между тем образованный человек прочитывает слова, быстро постигая их значение и не думая о буквах. Учителю же [младших классов] предлежит немало трудов и стараний, пока научит он ученика «читать по смыслу». То же самое относится и к окружающей нас природе. [Слепые] почитатели («обожатели». — Ред.) природы сродни обожателям букв. — С виду люди взрослые, а на самом деле — недоросли. Спросите их, что означают некоторые предметы и события, они посмотрят на вас с таким же изумлением, как и малыш с букварем в руке, если спросить его о значении прочитанного.
 

Святитель Николай Сербский (Велимирович) - Творения - Том 12 - Библия и война

Пер. С. П. Фонова; общ. ред. И. М. Числова
М.: «Омофор», «Паломник», 2016. 432 с.
ISBN 978-5-9908295-0-3
 

Святитель Николай Сербский (Велимирович) - Творения - Том 12 - Библия и война - Содержание

СИМВОЛЫ И ЗНАМЕНИЯ
  • Вместо предисловия. Письмо студентам богословского факультета о христианской философии
  • Символы
  • [Объективная] действительность и ее символы
  • Земля, солнце и звезды как символы
  • Познание истины
  • Минералы как символы
  • Растения как символы
  • Живые существа как символы
  • Познание истины
  • Сооружения и приспособления как символы
  • Действия, состояния и роды занятий как символы
  • Знамения
  • Сны как знамения
  • События как знамения
  • Мысли и чувства как знамения
  • Повседневные события и «естественные процессы» как знамения
  • Познание истины
  • Природные явления и катаклизмы как знамения
  • Один человек как знамение для другого
  • Война, голод и мор как знамения
  • Знамения конца света
  • Разница между символом и знамение
  • Познание истины
БИБЛИЯ И ВОЙНА
  • Вводная беседа
    • 1. Вавилон в опасности
    • 2. Дискуссия о войне за ужином
  • I. Вооружение
  • ІІ. Какой будет грядущая война?
  • III. Каковы причины будущей войны?
  • IV. Каин, где брат твой?
  • V. Господь — знамя мое
  • VI. Распутство на войне оборачивается несчастьем
  • VII. Семь приговоренных к смерти
  • VIII. Мародерство — причина поражения
  • IX. Плен и рабство в отместку за грех
    • Книга судей
  • X. Грехи вождей — причина войн и военных поражений
    • Книги Царств и Паралипоменон
  • XI. За благочестие [царей и] правителей в государстве [царит] мир, а на войне [сопутствует] успех
  • XII. Союз со злочестивым приносит зло
  • XIII. Нет пользы от оружия
  • XIV. От чего зависит освобождение из рабства
  • XV. Как малое войско побеждает более сильного противника
  • XVI. Современные войны в свете Библии
  • XVII. Mipoean война в свете Библии
  • XVIII. Итак, где лежат причины будущей войны?
  • XIX. Кто победит в грядущей войне?
  • XX. Исполнение пророческих слов о войнах
  • XXI. Евангелие и война
  • Заключение
ЖАТВЫ ГОСПОДНИ
  • Введение
  • Первая жатва
  • Беседа 1
  • Вторая жатва
  • Беседа 2
  • Третья жатва
  • Беседа 3
  • Четвертая жатва
  • Беседа 4
  • Пятая жатва
  • Беседа 5
  • Шестая жатва
  • Беседа 6
  • Седьмая жатва
  • Беседа 7
НАУКА ЗАКОНА (НОМОЛОГИЯ)
  • I. Введение
  • ІІ. Почему Библия не говорит о «естественном законе»?
  • III. Невозможность бытия «естественных законов»
  • IV. Один законодатель и один закон
  • V. Теории и действительность
  • VI. Библейский закон
  • VII. Истина и ее символы
  • VIII. В чем смысл всемирного потопа
  • IX. Вавилон и Содом
  • X. Синайские скрижали закона
  • XI. Законодатель и законодатели
  • XII. Зависимость человека и природы от нравственного закона
  • XIII. Закон на практике
  • XIV. Неотвратимость нравственного закона в судьбах людей и народов
  • XV. Дух и орудия духа
  • XVI. Нравственный закон управляет судьбами народов
  • XVII. Нравственный закон и так называемый «закон общественный»
  • XVIII. Общественные интересы и проблемы
  • XIX. Закон морали в нехристианских вероисповеданиях
  • XX. Закон как понимает его народ
  • XXI. Новейшая революция в науке
  • XXII. Царский закон
  • XXIII. Последнее средство врачевания
  • XXIV. Ветхий и новый закон
  • XXV. Вселенский порядок — и беспорядок
  • XXVI. Сеятели ветра
  • XXVII. Міровая драма

Святитель Николай Сербский (Велимирович) - Творения - Том 12 - Библия и война - Вместо предисловия - Письмо студентам богословского факультета о христианской философии

 
Много раз вы задавали мне вопрос: есть ли у христианства своя собственная философия или нет? На лекциях по истории философии вас учили, что христианскими философами можно назвать Декарта, Канта, Лейбница, Беркли, Джеймса, Соловьева и других. Слышали вы, что римская схоластика своим официальным философом признала Аристотеля, хотя западный учитель Тертуллиан сказал: «Философы — патриархи ересей». Но вас смущали значительные расхождения во взгляде этих философов на [многие] существенные вопросы. Как могут все вышеуказанные мыслители и называться христианскими философами, если их учения о Боге, о душе, о природе не совпадают? Умоляю вас, братия... —заповедует апостол,—чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1,10). Вы знаете, что в христианском Откровении нет ни одной ошибки или неточности — ни на йоту. Но как тогда стало возможным, чтобы философия, проистекающая из этой веры оказалась разнородной, а не единомысленной, так что, по сути дела, можно говорить не об одном, а о нескольких ее содержаниях? Да еще с такими несоответствиями и противоречиями в утверждениях и трактовках!
 
На ваш вопрос я ответил вам, что у христианства есть свое особое миропонимание и воззрение на жизнь — органическое и систематическое, однако отличное от всех людских умопостроений. И притом весьма отличное. [Помнится], обещал я вам, по возможности, более подробно изложить это христианское миросозерцание. Предлагая теперь вашему вниманию настоящую брошюру, я выполняю данное обещание. Насколько — об этом пусть судит Церковь. Это не моя личная философия — Боже сохрани! — а, как полагаю, система взглядов, которых вселенская Православная Церковь придерживалась с самого своего зарождения и вплоть до сего дня. Скажу вам и о том, что является моим в этом произведении: то, с чем соглашается весь мой лучший жизненный опыт, — то, что изрекли и написали светочи нашей Церкви. Итак, что принял я и усвоил — то вам и передаю.
 
Один английский историк (Эдуард Гиббон), описывая Рим эпохи цезарей, замечает, что в то время народ считал религию истинной, философы — ложной, а государственные деятели — полезной. И сегодня в крещеной Европе можно услышать подобные заявления. Нередко повторяется фраза: «Религия — это философия простого народа». Но спросим — какая религия? Упомянутый английский историк говорит о религии языческой, идолопоклоннической. Если религией называется [именно] это, то усваивать такое название христианству — сущее безумие. Какое согласие между Христом и Велиаром? (ср.: 2 Кор. 6,15). Христианство — не религия в ряду прочих человеческих конфессий, вовсе нет. Христианство — это небесное Откровение истины, Радостная Весть роду человеческому, не от человека или Ангела, а от Самого Бога Творца.
 
Христос сказал: Познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8,32). Свободными от чего? Как раз от религий, от людских философий, от самозваных мировоззрений, от диктата и тирании всех заблуждений Mipa сего, противящихся Истине, под каким бы именем и на каком подносе они бы ни предлагались. В этом смысле и великий апостол поучает: Смотрите, (братия,) чтобы кто не увлек (в серб.: не поработил. — Пер.) вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мгра, а не по Христу (Кол. 2,8). Ведь истина одна, а людских мнений много. Истина всегда та же и присно равна самой себе. У Христовой истины нет параллели ни с какой системой, выстроенной усилиями индивидуального разума того или иного человека.
 
Впрочем, на этом останавливаюсь лишь мимолетно и только для того, чтобы утвердить вас в уверенности, что христианство — это не одна из религий и не одна из философий, а всецело особый, исконный и совершенный организм живой Божественной истины, светозарный и спасительный. И еще для того, чтобы знали вы, с какими мыслями (букв.: убеждением. — Ред.) писал я сие, посвящаемое вам, будущим пастырям и знаменосцам Христовой Церкви. Назвал я это сочинение «Символы и знамения», потому что не сумел отыскать в сербском языке слов со всецело тождественным значением. «Образы» и «подобия» могли бы лишь отчасти выразить то, что передается классическими словами «символы»  и «знамения».
 
 Это произведение не носит ни исчерпывающего, ни окончательного характера. Оно является лишь неким руководством (и, надеюсь, что верным), — то есть пособием (буке.: подспорьем. — Ред.) при вашем собственном созерцании и прочтении чудес Божиего Mipa. Занятый епархиальными делами, я с трудом выкроил время, чтобы написать, хотя бы столько. А потому возлагаю свою надежду [и искренне уповаю на то], что, твердо запомнив и уразумев сии написанные слова, вы в свое время постараетесь более детально разработать и изложить данную тему — во славу Божию и на пользу христианского народа.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя Андрон