Никулина - Богослужебный устав

Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография
Курс «Богослужебный Устав и гимнография» является продолжением курса «Введение в Литургическое Предание», поэтому цель его та же – постижение смысла православного богослужения, через которое мы возводимся в живое общение с Богом.
 
Но в отличие от курса «Введение в Литургическое Предание», посвященного Таинствам Православной Церкви, на нашем курсе изучается так называемое общественное богослужение, богослужение времени, образованное суточным, седмичным и годовым кругами.
 
Наша цель – научиться понимать и любить церковное богослужение в его целостности, научиться чувствовать его динамику, законы и логику развития, смысл, вложенный в его структуру. Это поможет более сознательно участвовать в службах, сделает нашу церковную жизнь глубже и полнокровнее.
 
Задачи настоящего курса – раскрыть назначение, вероучительное и нравственное содержание ежедневных церковных служб, объяснить правила, по которым они строятся, показать особенности праздничного и великопостного богослужения
 
Важнейшей частью курса является изучение богослужебных книг, и в первую очередь, Типикона (Устава), отражающего сформировавшийся в течение многих веков благообразный чин церковных служб.
 
Понимание богослужения неотделимо от литургического богословия. Поэтому в нашем курсе значительное внимание уделяется изучению православной гимнографии, постижению глубокого смысла церковных песнопений.
 
 

Елена Николаевна Никулина - Богослужебный устав и гимнография

 
Издательство Православного Свято‑Тихоновского гуманитарного университета, 2013
ISBN 978‑5‑7429‑0858‑6
 

Елена Николаевна Никулина - Богослужебный устав и гимнография - Содержание

 
Предисловие
    Тема 1. Вводные понятия
        1.1. Богослужебное время
        1.2. Богослужебные книги
        1.3. Богослужебные тексты
    Тема 2. Воскресное и праздничное богослужение. Особенности будничных служб
        2.1. Всенощное бдение
           2.1.1. Общие сведения о Всенощном бдении
           2.1.2. Великая вечерня в составе Всенощного бдения
           2.1.3. Утреня с полиелеем в составе всенощного бдения
           2.1.4. Признаки праздничного богослужения
        2.2. Изменяемые части Литургии
    Тема 3. Православные праздники
    Тема 4. Великий пост
        4.1. Подготовительный период к Великому посту
        4.2. Своеобразие великопостного богослужения
        4.3. Особые воспоминания в дни великого поста
        4.4. Литургия Преждеосвященных Даров
    Тема 5. Богослужение Страстной седмицы
        5.1. Великие Понедельник, Вторник и Среда
        5.2. Великий Четверг
        5.3. Великая Пятница
        5.4.Великая Суббота
    Тема 6. Период пения Цветной триоди
        6.1. Пасха и Светлая седмица
        6.2. Особые воспоминания в период пения Цветной Триоди
    Литература
    Приложения
        Приложение 1. Следованная Псалтирь
        Приложение 2. Схемы служб
        Приложение 3. Практическая осуществимость всего устава всенощной
        Приложение 4. Неподвижные двунадесятые праздники
        Приложение 5. Лазарева суббота и Неделя ваий
        Приложение 6. Утреня Великой Пятницы
        Приложение 7. Канон «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы»
        Приложение 8. О церковном пении, чтении и иконописи
        Приложение 9. Отсчет времени по Св. Писанию, Богослужебному Уставу и современный
        Приложение 10. Пасхальные слова свт. Григория Богослова
        Приложение 11. Орос IV Вселенского Собора и тексты догматиков
        Приложение 12. Из Триоди Постной
 

Елена Николаевна Никулина - Богослужебный устав и гимнография -  Тема 1 - Вводные понятия

 
Наши занятия мы начнем с материала, который уже отчасти известен из курса «Закона Божия». В нем давалось понятие о трех кругах времени, в соответствии с которыми строится православное богослужение. Это суточный, седмичный и годовой круги. Каждый из этих кругов является Божественным установлением. Сутки – это оборот Земли вокруг своей оси, год – оборот Земли вокруг Солнца. Из четырех семидневных фаз состоит месяц лунного календаря. Указания на эти циклы есть и в Священном Писании.
 
Разобраться с богослужебным временем для нас очень важно, поскольку это является основой для дальнейшего изучения структуры церковных служб.
 
Суточный круг богослужения составляют те службы, которые положено совершать ежедневно: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, 9 час. В этот перечень не входит Литургия. Поскольку Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности, Литургия выше всех остальных служб. Она является не частью суточного круга служб, а его вершиной, центром, целью.
 
Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. Почему именно с вечера? С самым простым объяснением этого вы, наверняка, уже встречались. День начинается с вечера, потому что так говорится в Писании: И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:5). В ветхозаветные времена сутки начинались с вечера, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью. Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня – новозаветное.
 
Литургия чаще всего служится после 6 часа. Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб, как мы знаем, обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на Литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и обожению.
 
Каждая из служб суточного круга имеет свою тематику. Темы вечерни и утрени мы уже вспоминали. Тексты повечерия вводят нас в правильное духовное состояние перед отходом ко сну: призывают к покаянию в сделанных за день грехах, напоминают о быстротечности этой временной жизни и Страшном Суде. Полунощница, совершаемая в полночь или в другой час ночи до рассвета, установлена в воспоминание о Гефсиманской молитве Спасителя (Мф. 26:30–46). Ее основная тема – Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах (Мф. 25:1–13), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи…» Тексты полунощницы, по словам архиепископа Аверкия Таушева, располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго Пришествия Христова.
 
При совершении первого часа вспоминается суд Пилата над Господом (Мф. 27:1–2), а также возносится благодарение Богу за наступившее утро и испрашивается Его помощь на грядущий день. Тема первого часа – «мысли и чувствования верующего при наступлении утра». Третий час – это час ниспослания Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1–15). На шестом часе вспоминается распятие Спасителя, на девятом – Его Крестная Смерть.
Темы часов ясно отражены в их тропарях, которые очень красиво поются Великим постом.
 
Тропарь первого часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой».
Тропарь третьего часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися».
Тропарь шестого часа: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».
Тропарь девятого часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя viz