Новая философская энциклопедия - Степин

Новая философская энциклопедия - Степин
«Новая философская энциклопедия» в 4 томах подготовлена Институтом  философии Российской академии наук и Национальным общественно-научным фондом. Это второе отечественное издание такого рода и масштаба.
 
Первым была «Философская энциклопедия» в 5 томах (М: Советская энциклопедия, 1960— 1970), включавшая более 4500 статей, сыгравшая положительную роль и в ряде случаев до настоящего времени сохраняющая научную ценность.
 
Однако в целом она уже не отвечает современным требованиям: во-первых, из-за идеологической заданности, которая, как было заявлено издателями, состояла в том, чтобы «содействовать широкому распространению марксистско-ленинской философии»; во-вторых, за последние 30 лет достигнуты значительные успехи в исследовательской работе, появились новые философские идеи, школы, имена.
 
По сравнению с создателями 5-томной «Философской энциклопедии» мы имеем два счастливых  преимущества: можем использовать их опыт и в то же время работать в условиях идеологической раскованности.
 
Наше уважение к труду предшественников выражается в том, что мы предлагаем другую, заново выполненную систематизацию философского знания (отсюда и название «Новая философская энциклопедия»), подчеркивая тем самым, что предыдущая «Философская  энциклопедия» сохраняет свое (как минимум историческое) значение. 
 

Новая философская энциклопедия - в 4-х томах - Рук. проекта В. С. Степин, Г. Ю. Семигин

 
Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; 
Научно-ред. совет: предс.. В. С. Степин, заместители предс: А. А. Гусейнов, 
Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов.-М.: Мысль, 2010
 
ISBN 978-2-244-01115-9 
Том-1 ISBN 978-2-244-01116-6 
Том-2 ISBN 978-2-244-01117-3
Том-3 ISBN 978-2-244-01118-0 
Том-4 ISBN 978-2-244-01119-7 
 

Новая философская энциклопедия  - Рук. проекта В. С. Степин, Г. Ю. Семигин - Постмодернизм

 
ПОСТМОДЕРНИЗМ — тенденции, проявившиеся в  культурной практике и самосознании Запада в течение двух последних десятилетий. Речь идет о пересмотре кардинальных предпосылок европейской культурной традиции, связанных с прогрессом как идеалом и схемой истории, разумом,  организующим вокруг себя весь познаваемый мир,  либеральными ценностями как эталоном социально-политического обустройства, экономической задачей неуклонного прироста материальных благ. Такое переворачивание  привычных—«модернистских» — представлений (отсюда и термин  «постмодернизм») охватывает самые разные сферы культурной  деятельности, и если в кон. 1960-х гг. постмодернизм ассоциируется по преимуществу с архитектурными экспериментами,  основанными на новом образе пространства и стиля («классиками» постмодернистской архитектуры считаются Ч. Дженкс и Р. Вентури), то со временем этот термин получает более  широкое хождение, распространяясь на все области  общественной жизни. В философии этот термин укореняется Ж.-Ф. Лиотаром, предложившим говорить о «постмодернистском  состоянии», для которого характерны открытость, отсутствие жескихиерархий, асимметричных оппозиционных пар (высокое— низкое, реальное — воображаемое, субъект — объект, целое — часть, внутреннее — внешнее, поверхность — глубина,  Восток — Запад, мужское — женское и т. д.).
 
Постмодернизм  сторонится «тотализующих моделей» и связан со сменой  познавательной парадагт,пересмсотюм позиции субъекта какцентра и источника системы представлений. Место субъекта  занимают разнообразные безличные структуры, будь то потоки измерении (Ж Бодрийар), пульсации, связанные с либидо (Ж Лакан), сингулярности (П. Вирилио, Ж.-Л. Нанси),  ирония (Р. Рорти) или же отвращение (Ю. Кристева). В  результате антропоцентризм, характерный для «нововременной», или просвещенческой, картины мира, сменяется  множеством онтологии, выстраиваемых сообразно множеству  «объектов». Значительную роль в разработке этих идей сыграла «деконструктивная» критика Ж. Деррида «метафизики  присутствия». Попытка постичь отсутствие истока, различие, а не тождество как отправную точку самого мышления  приводит Деррида и его единомышленников к переосмыслению статуса события: событие перестает соотноситься с  универсальной истиной бытия. Анализ M Фуко субъективности как исторического конструкта, как своеобразной функции  властных отношений, познавательных практик и закрепляющих их институтов, оказал решающее влияние на становление  «бессубъектной» философии. С этим же связаны и идеи о  «смерти автора» (М. Фуко, Р. Барт, М. Блашо), выражающие  историческую исчерпанность как феномена авторства, так и  традиции герменевтического(«смыслового»)толкованиятекстов, основанной на нем. Многие понятия, заимствованные из  философии постмодернизма, были перенесены в  литературоведение и «арт-критику», утратив исходный смысл и  превратившись в новый «язык власти». Постмодернизм оказал  большое влияние на различные виды искусства, что связано с изменением статуса произведения искусства в наше время (неизбежная вторичность материала и художественного  жеста, сознательно реализуемая стратегия цитирования, пастиш, ирония, игра).
Е. В. Петровская 
 
В постмодернизме велика роль описательного плана, т. е.  характеристики вновь возникшей реальности, и плана  полемического, связанного с переоценкой ценностей мысли и  культуры. Целостная реальность ускользает от слов и  отрицается постмодернизмом. Признаются только описания. Эти описания конституируются как единственная реальность. Подчеркиваются те черты электронной культуры, которые стирают различия между истиной и ложью. Реальность и фантазия сливаются в «виртуальной» действительности, как в «Диснейленде». Карта предшествует территории и создает «территорию», телевизор формирует общество. 
 
С развитием культуры постмодернизма возникло  своеобразное разделение труда между Америкой и Францией. США первенствуют в производстве кинокартин, телевизионных программ, компьютерных игр; Франция первенствует в осмыслении и критике того, что возникает. Эта критика  сливается с антиамериканизмом. В Америке господствует  апологетика «видеотии»: самый яркий апологетический текст принадлежит Маршаллу Маклюену. 
 
Французские постмодернисты (Ж. Бодрийар, П. Бурдье, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Лиотар) атакуют логоцентризм западной метафизики, «метафизику фонетической письменности», книжную культуру Нового времени,  навязывающую человеку ограниченный взгляд на мир, отношение между знанием и властью и др. 
 
М. Фуко отвергает «натурализацию» картезианской мысли, превращение законов аристотелевской логики в законы  природы, псевдорациональную гегемонию мысли белых состоятельных мужчин. Отступление от норм трактовалось Новым временем как болезнь, женственность — как  иррациональность, цветная кожа — как неполноценность. Пафос Фуко — защита «другого», защита «плебса», ставшего объектом  тонких форм насилия. 
 
Труды Фуко охватывают много областей, но всегда  сосредоточены на проблеме власти, в т. ч. сексуальной. Его теория тела стала важнейшим источником современного  феминизма, продолжающего анализ Фуко. Согласно Д. Батлер,  бинарная концепция пола — искусственная конструкция.  Бинарные классификации ( в т. ч. грамматическая категория рода) в явной или скрытой форме рассматривают мужское как  норму. Согласно феминистической теории, наследственная гетеросексуальность и фаллоцентризм понимаются как система власти. Эта власть утверждается самим языком — он фаллоцентричен. От Фуко подхвачена и идея, что юридические системы власти создают субъектов, которых они потом  представляют. Следовательно, женщинам бесполезно добиваться эмансипации от политической системы, которая их  конституирует в качестве объекта манипуляции и контроля.  Мужская цивилизация должна быть разрушена до основания. За этими гротескными теориями стоят, однако, реальные  сдвиги. Социальные движения захватывают сферу культуры и  гораздо меньше — экономические отношения. Сексуальные меньшинства, этнические группы, экологические активисты, религиозные фундаменталисты стремятся к иным целям, чем прежний социализм. Многие группы травмированы  психологически и бунтуют против господствующих психологических норм. 
 
Критики постмодернизма отмечают, что это движение  интеллектуальной элиты, не затрагивающее «молчаливого  большинства». Однако «молчаливое большинство» просто не видит, что Новое время кончилось и начался поворот неизвестно куда, эпоха дрейфа, потери и обновления ориентиров.  Постмодернизм сравнивают с Александрийским периодом древности. Как и тогда, ныне господствует эпикуреизм и скептицизм.  Подобно Понтию Пилату, постмодернизм спрашивает: «Что есть истина?», будучи заранее уверен, что еще не родился тот, кто скажет: «Я есть истина». Однако есть обстоятельство, которое подрывает эту историческую аналогию: возникновение и  развитие телевидения. Некоторые приемы телевидения (напр., коллаж) использовались сначала в прозе, в эссе, в  пластических искусствах. Теперь же мы видим обратное влияние  телевидения на искусство. Техногенная цивилизация, создавшая телевидение, вызвала необратимые сдвиги во взгляде  человека на мир. Их отразил постмодернизм. Но все попытки  увековечить современное состояние мира, нынешний стиль  восприятия жизни необоснованны. 
 
Безответственность телевидения должна быть преодолена.  Разрушительное влияние телевидения на частную, политическую жизнь, на культуру отмечали К. Поппер, Г.-Х. Гадамер и др. История культуры — это история обуздания новых стихий.  Телевидение предоставляет огромные возможности для  интеграции современного человека, неспособного достичь цельности в обществе, стихийно движущемся к разобщению и хаосу. В современной культуре господствует нежелание знать, куда  движется человеческое общество. Это бегство от истории  приводит к идее о конце истории, принимает форму искусства без «почвы и судьбы», ушедшего в мир снов и свободной игры форм. Место Бога, абсолюта, бессмертия объявляется пустым. Все предметы воспринимаются как бы на поверхности и  держатся на пороге пустоты, цепляясь друг за друга. Нет иерархии глубин, иерархии значительного и ничтожного. Культура постмодернизма освобождает европейцев от  европоцентризма, но одновременно освобождает и от всякого центра, от всякого фокуса, в котором собирается  множественность мира. Это расшатанное состояние духа Запада  получает новый смысл в афро-азиатских культурах. Для  интеллектуалов «третьего мира» очередная деконструкция вчерашних кумиров становится теоретической деконструкцией западной цивилизации в целом. Возникает соблазн утверждения своей, антизападной культуроцентричноста, своей национальной и конфессиональной спеси. Преодоление постмодернизма  требует нового духа. 
Г. С. Померанц 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.6 (10 votes)
Аватар пользователя andrua