Григорий Палама - Антирретики против Акиндина

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Григорий Палама - Антирретики против Акиндина
«Антирретики», то есть «Слова возразительные», в которых опровергается учение Григория Акиндина, — одно из самых интересных полемических сочинений святителя Григория Паламы и самое объемное его произведение. В нем мы находим продолжение полемики, с которой читатель настоящей серии имел возможность познакомиться в томе, посвященном избранным трактатам св. Григория.
 

Григорий Палама - Антирретики против Акиндина

Издательство Текст, 2010 год - 368 с.
ISBN 978-5-03298-07-5
 

Григорий Палама - Антирретики против Акиндина - Содержание

Предисловие (О. А. Родионов)
  • Первое из слов возражения к Акиндину, содержащее в себе перечень ересей, впасть в которые подвергся опасности он, а также и те, кто заодно с ним говорит, что сущность и энергия применительно к Богу — одно и то же и совершенно не различаются друг от друга
  • Второе слово возражения к Акиндину, приверженцу ереси варлаамова злославия, писавшему в ее защиту после бегства и соборного осуждения первого
  • Третье слово возражения на написанное Акиндином против Божией божественной благодати и еюбожественно облагодатствованных
  • На написанное Акиндином против света божественной благодати и ею облагодатствованных божественно слово возражения четвертое
  • Еще на написанное Акиндином против света благодати и духовных даров — слово возражения пятое
  • Еще на написанное Акиндином против божественного света и общих божественных деятельностей Отца, Сына и Святого Духа слово возражения шестое
  • На написанное Акиндином против света благодати и тех, кто им в различные времена был просвещен, слово возражения седьмое

Григорий Палама - Антирретики против Акиндина - Предисловие

 
«Антирретики против Акиндина» представляют собой 7 трактатов (их написание датирует сейчас 1342-1345 гг.). В 1-м из них свт. Григорий, опровергая обвинения, выдвинутые в его адрес Акиндином, стремится доказать родство акиндиновой системы с уже осужденными древними ересями, а также с греческой языческой философией, в результате чего акиндинизм предстает как своего рода «всеересь», объединяющая в себе едва ли не все известные заблуждения, подчас противоположные. Во 2-м «Возразительном слове» главным предметом рассмотрения становится проблема тварности и нетварности благодати. Анализ утверждений Акиндина о тварной благодати приводит Паламу к выводу об арианском характере догматического учения его бывшего ученика. 3-й Антирретик особенно насыщен цитатами и аллюзиями из святых отцов, главным образом — из преп. Максима Исповедника, преп. Иоанна Дамаскина, в чуть меньшей степени — Великих Каппадокийцев.
 
Здесь речь идет о христологии, об ипостасном единении Божества и человечества во Христе, об обожении воспринятого Богом Словом человеческого естества, а затем и об обожении святых. Отметим, что именно в этом произведении Солунского предстоятеля с наибольшей полнотой изложено его учение об обожении и его христологические воззрения, что чрезвычайно важно для реконструкции богословской системы этого великого учителя. В 4-м Слове речь идет о том, как возможно видение Божества, и потому главной темой становится нетварное сияние, Фаворский свет. Этому свету посвящены и два замечательных, вдохновенных «гимна» — так именуются в рукописях две последних главы рассматриваемого трактата. 5-й Антирретик доказывает, что божественная благодать, которой приобщаются святые, — нетварна. 6-й трактат выставляет Акиндина в качестве злостного противника Собора 1341 г., после чего опровержение акиндинистских заблуждений строится на рассмотрении значения понятий «сущность», «ипостась» и «энергия», призванном выявить их православное понимание, в корне, как считает святитель, отличное от Акиндинова. Наконец, 7-е Слово против Акиндина, помимо продолжения уже встречавшихся ранее тем, таких, как, например, осуждение языческой философии, повествует о разных противниках Паламы, а также о пребывании Акиндина на Святой Горе Афон.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя alex-klim