Платон - Федр

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Платон - Федр
Наследие Платона
Тебе известно о моих делах, и то, что, по моим расчетам, их успешное завершение принесет нам обоим пользу, — ты тоже слышал. Полагаю, ты не должен лишать меня того, о чем я тебя прошу, только потому, что я в тебя не влюблен.
 
Влюбленные раскаиваются в своих благодеяниях, едва увлечение пройдет, а у невлюбленных не бывает поры сожалений. Ведь они совершают благодеяния не по необходимости, а по собственной воле, в меру своих возможностей и столь же превосходно, как в домашних делах.
 

Платон - Федр

Серия Наследие Платона
Перевод, введение, интерпретация, указатель имен, примечания А. А. Глухова
Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2017 г. — 232 с.
ISBN 978-88812-848-0
 

Платон – Федр - Содержание

Введение  
  • Форма и контекст
    • Заглавие, предмет или цель написания  
    • Дата написания  
    • Место диалога в платоновском корпусе  
    • Драматическая дата  
    • Топография  
    • Композиция  
  • Темы и проблемы
    • Эротика
    • Риторика
    • Политика
    • Диалектика
    • «Метафизика»
План диалога
Платон. ФЕДР
  • Вступление
  • «Эротическая» речь Лисия
  • Первый перерыв между речами
  • Первая речь Сократа
  • Второй перерыв между речами
  • Вторая речь («палинодия») Сократа
  • Финал диалога
Интерпретация
  • I. Вступление (227а1-230е5)
  • II. «Эротическая» речь Лисия (230е6-234с5)
  • III. Первый перерыв между речами (234с6-237а6)   
  • IV. Первая речь Сократа (237a7-241d3)   
  • V. Второй перерыв между речами (241d4-243e8)   
  • VI. Вторая речь («палинодия») Сократа (243е9-257Ь6)  
  • VII. Финал диалога (257Ь7-279с8)  
Примечания  
Библиография  
Список сокращений   
Указатель имен
 

Платон – Федр – Введение. Форма и контекст. Заглавие, предмет или цель написания

 
Согласно рукописной традиции, диалог «Федр» имеет два варианта подзаголовка: «о прекрасном» (περί καλού) или «об эросе» (περίέρωτος). В рукописях указывается и жанр сочинения: этический (ήθικός) диалог. Хотя все эти уточнения принадлежат не автору, а являются позднейшими вставками, цель написания «Федра» (в античной традиции она обозначалась термином σκοπός) всегда интересовала его читателей и стала камнем преткновения для специалистов; неизвестные переписчики лишь внесли свой посильный вклад в непрекращающуюся дискуссию.
 
Еще неоплатоник Гермий Александрийский (V в. н. э.), чей комментарий к «Федру» дошел до наших дней, сообщает о двух соперничающих мнениях. Одни комментаторы полагали, что предмет диалога — любовь, ведь в его начале помещены любовные речи. Другие в качестве предмета называли риторическое искусство, поскольку диалог завершается беседой о сочинении речей. Был предложен и любопытный компромиссный вариант, согласно которому предмет диалога — душевное начало, ведь в тексте говорится о двух движениях души. Первое движение — эротическое, оно соответствует внутреннему расположению души и ее порыву (εφεσις) к сверхобычному (τα ύπερκείμενα). Второе — риторическое, оно соответствует устремленности (ροή) души в окружающий мир, где душа вынуждена полагаться на языковые средства, необходимые для общения с другими людьми. Это крайне любопытная версия, но сам Гермий в итоге согласился с позицией другого неоплатоника, Ямвлиха, который предложил всеобъемлющий и оттого малоинтересный вариант: «Федр» — диалог о многообразии прекрасного в целом.
 
Однако истинная цель написания диалога могла быть далека от той, которую ему приписывали позднейшие комментаторы, следуя школьной традиции толкования текстов. Проблема, связанная с «Федром», заключается не только в недостатке точных исторических сведений. Автор предлагает читателю парадоксальную игру, ставя под сомнение способность письменного слова выступать от имени своего творца. Вполне ожидаемым следствием этой игры становится шлейф интерпретаций, тянущийся за «Федром» еще с Античности.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Warden