Пленков - Государство и общество в Третьем рейхе - Реальность диктатуры

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Олег Пленков - Государство и общество в Третьем рейхе - 2 - Реальность диктатуры
Прежде консервативные историки при рассмотрении нацизма на первый план ставили позитивный аспект диктатуры, а левые — негативный, репрессивный аспект. Сейчас, вследствие развития историографии и ее специализации, историки разных политических убеждений значительно релятивировали свои позиции в этом вопросе. Современный уровень исследований указывает на то, что НСДАП в своей политике по отношению к различным слоям населения была гораздо ровнее, чем другие партии Веймарской республики, и она была ближе всех к народной партии.
 
Большую роль в этом играли такие институты социальной организации Третьего рейха, как ДАФ, НСБО, НСВ, ВХВ, КДФ, «Красота труда». В любом случае можно говорить о постоянном внимании нацистского руководства к социальной сфере, о наличии в этом отношении интегральной стратегии. «Народ» (Volk) — вот центральная категория идеологии и политики нацистской партии и ее вождя; не большинство избирателей, как в демократической системе, а народ как совокупность и единое целое всех немцев; не общество, разделенное классами (Gesellschaft), а сплоченная и единая общность (Gemeinschaft).
 
Иными словами, одним из главных зол Гитлер считал классовое разделение общества, а желанной целью — достижение национальной солидарности. Это представление Гитлер смог внушить огромной части немцев, и подавляющее большинство народа на самом деле оставалось с Гитлером до самого рокового конца. Причиной этого бесспорного успеха является концентрация на позитивном аспекте создания национальной общности, в отличие от советской модели, где преобладали как раз негативные задачи, и террор выступал в качестве главного средства становления нации (по всей видимости, в силу общей нищеты страны и громадного количества всевозможных проблем, вставших на пути поступательного развития России).
 
Гитлеровское же отношение к социальной действительности было отмечено прежде всего стремлением избежать снижения уровня жизни - это было для него чрезвычайно важно. Объявив по приходу к власти классовую борьбу завершенной, нацисты пытались скрупулезно политизировать общество; в процессе этой политизации отношение каждого немца к партии и государству рассматривалось как политический феномен в процессе унификации, по словам Гитлера, «каждый член национальной общности должен был подлежать воспитанию и контролю».
 
Для нацистов важнейшим этапом создания нового немецкого социума было вовлечение в этот процесс самого многочисленного общественного класса в Германии - пролетариата, который сразу стал объектом нацистской охранительной и социальной политики; затем в этот процесс были вовлечены и другие общественные классы. Важно еще раз подчеркнуть, что в процессе создания и культивирования новой «национальной общности» позитивные средства преобладали в этом, как уже указывалось, важное отличие от условий тоталитарной советской действительности, в которой насилие и террор (в целях перевоспитания) были нацелены на сам народ.
 

Олег Пленков - Государство и общество в Третьем рейхе - 2 - Реальность диктатуры

Издательство — Владимир Даль — 671 с.
Санкт-Петербург — 2017 г.
ISBN 978-5-93615-141-5

Олег Пленков - Государство и общество в Третьем рейхе - 2 - Реальность диктатуры - Содержание

  • Объект: Создание и культивирование национальной общности в Третьем рейхе
  • Молодежь как объект манипуляций нацистского режима
  • Историческая перспектива
  • Борьба «Гитлерюгенд» за монополию в молодежном движении
  • Место «Гитлер югенд» в процессе воспитания молодежи вТретьем рейхе
  • Молодежный нонконформизм и Сопротивление
  • Динамика на цистского молодежного движения и сфераобразования
  • Крестьяне и нацистский режим
  • Нацистская «почвенническая» доктрина
  • Крестьянская политика нацистов до войны
  • Нацистская крестьянская политика во время войны
  • Рабочий класс и «народная общность» (Volksgemeinschaft)
  • Первоначальная нацистская унификация рабочего класса
  • Труд и занятость рабочих во время войны
  • Женская политика нацистов
  • Соотношение объективных и с убъективных факторов внацистской женской политике
  • Женская политика и идеологические цели нацистов
  • Организованное женское движение в Третьем рейхе
  • Положение женщины в семье в нацистской Германии    
  • Существо  противоречий среднесословной политики нацистов
  • Немецкий  ирредентизм в качестве объекта активности нацистов
  • Проблема этнических немцев    
  • Использование нацистами проблем фольк сдойч в процессекультивирования национальной общности
  • Духовенство как объект нацистской активности
  • Нацизм и христианство — идеологическое противостояние
  • Немецкие католики и нацизм: антипатия и приспособление
  • Немецкие протестанты, нацизм и немецкое общество    
  • Социальная политика Третьего рейха и ее объект в  исторической перспективе
  • Реальность: Обыденное, морально-этическое и эстетическое измерение жизни в Третьем рейхе
  • Общество и механика пропаганды в Третьем рейхе
  • Общественная м обилизация в Третьем рейхе посредствомпропаганды    
  • Нацистская пропаганда и ее воздействие на немецкое обществодо войны
  • Нацистская пропаганда и общество в войну
  • Сфера искусства в Третьем рейхе
  • Нацистские идеологические претензии в сфере искусства
  • Архитектура и ее значение в процессе национальной мобилизации в Третьем рейхе
  • Изобразительное искусство и его место в культурной политике нацистов
  • Место музыки в нацистской мобилизации общества
  • Художественная литература и ее место в нацистской культурной политике
  • Театр и кино
  • Обыденная жизнь: реакции общественного мнения при нацистах
  • Повседневная жизнь и общественное мнение в Германии до войны
  • Праздники и их роль в общественной мобилизации
  • Немецкая обыденная жизнь и общественное мнение в войну
  • Бомбовая война
  • Германия накануне поражения
  • Сопротивление
  • Коммунисты в Сопротивлении
  • Консервативное Сопротивление и немецкое общество
  • Эпилог
  • Список сокращений

Олег Пленков - Государство и общество в Третьем рейхе - 2 - Реальность диктатуры - Крестьяне и нацистский режим

 
Аграрная сфера была единственной частью социально-экономической политики нацистов, в которой они имели относительно завершенную концепцию. Еще 6 марта 1930 г. на собрании функционеров партии были сформированы основные идеологические и экономические принципы этой программы. Нацистская аграрная политика требовала исключения сельского хозяйства из рынка, создания сословной крестьянской организации и системы наследования крестьянских дворов с опорой на расовую теорию. Совершенно новым в программе было требование создания сословных судов и исключительного права государства на продажу и покупку земли.
 
После прихода к власти нацисты начали осуществлять аграрную программу почти в полном объеме другие сферы экономики так и не дождались обещанных преобразований.Такое внимание нацистов к крестьянскому труду и аграрной сфере не было беспрецедентным в немецкой традиции: дело в том, что крестьянскую семью, крестьянский труд и жизнь на селе в Германии начали идеализировать еще во времена ранних романтиков. Этот процесс усилился в период индустриального шока XIX в., связанного с феноменом отчуждения и с увеличением численности, на первый взгляд, морально никак не ориентированного и не привязанного ни к каким нравственным ценностям пролетариата.
 
Индустриализация, с одной стороны, несла в себе новые возможности в улучшении качества жизни и поднятии уровня потребления, а с другой - она же была причиной непреодолимых социальных проблем и жесткого классового противостояния. Крестьянский же мир выгодно отличался от мира бурной и атомизированной городской жизни своей целостностью: он продолжал объединять работу и праздник, хозяйственную и культурную жизнь; крестьянская семья была микрокосмом, воплощением мечты о целостном образе работы и жизни. Еще в XIX в. известный крестьянский идеолог Вильгельм Рильса писал об «аграрной романтике» и «враждебности к урбанизации».
 
Немецкий историк Райнхард Зидер справедливо считал, что идеализированные представления о крестьянской жизни и побудили нацистов считать ее уменьшенной моделью немецкой народной общности. Геббельсовская пропаганда представляла сельское общество как «колыбель немецкой расы и немецкой крови». В ранних программных заявлениях нацистов звучала враждебность по отношению к индустриализации, что было следствием фиксации Гитлера на идее «жизненного пространства» с ее аграрной романтикой и антиурбанизмом. Гитлеровские ориентиры не были оригинальными: повсюду в Европе имела место реакция общественности на урбанизацию.
 
Так, в 1942 г. французский правый публицист Дриё Ла Рошель, определяя фашизм, писал, что он представляет собой радикальную нравственную революцию, направленную на восстановление физического здоровья нации, ее достоинства, на героическое восприятие жизни в противовес большим городам и машинному производству. Именно аграрная романтика и антимодернистские представления определяли гитлеровскую концепцию общественно-политического развития немецких восточных земель, в которых, по его замыслам, не могло быть места крупной промышленности. Идеальным типом немецкого поселенца Гитлер считал крестьянина-воина, который на Востоке должен был утверждать превосходство германского расового типа.
 
Объективная картина эволюции аграрной сферы не была утешительной для аграрных романтиков. Хотя производство сельскохозяйственной продукции росло, но его доля в ВНП постоянно падала: с 1850 г. до 1913 г. - с 46 % до 23 %, с 1924 г. до 1932 г. 800 тыс. га было за долги продано с торгов (в 1931 г. - 5789 дворов, в 1932 г. 7060 дворов). В итоге 30 тыс. крестьян потеряли свои дворы, полученные ими в наследство. Давление цен мирового рынка, растущие налоги и падение спроса имели следствием серьезное падение крестьянских доходов, а государственные дотации и государственная помощь доставалась преимущественно не мелким и средним крестьянским хозяйствам, а восточноэльбским юнкерам, ведущим крупное и эффективное товарное производство.
 
Вынужденные покупать импортные корма, немецкие крестьяне после 1929 г. стояли на грани краха; социальный продукт на селе драматически сократился. Именно поэтому долгое время аграрный сектор был в центре внимания нацистских властей. После прихода нацистов к власти господствующие позиции в нацистской аграрной политике занимал эпигон мистической теории «крови и почвы» («Blut und Boden», берлинские остряки сразу окрестили ее «Blubo») Вальтер Дарре, который еще летом 1930 г. возглавил аграрно-политический аппарат партии (Agrarpolitischen Apparat). Его главной задачей стало завоевание симпатий немецких крестьян на сторону нацистов.

 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Traffic12