Полонский - Израиль и человечество, новый этап развития - Часть 2

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Пинхас Полонский - Израиль и человечество, новый этап развития - Часть 2
Серия "Современные проблемы иудаизма в свете учения р. Кука"

В 2008 году рав Ури Шерки, один из наиболее выдающихся раввинов нашего времени, прочел в «Маханаим» годовой курс лекций о современных проблемах еврейской жизни и Государства Израиля в свете учения р. Кука. Этот курс затронул много важных проблем, мало освещенных в других источниках и дающих совершенно новый взгляд на многие аспекты нашей жизни. На основе этих лекций рава Шерки мною (П. П.) был прочитан курс лекций-повторений для русскоязычных слушателей.
 
Именно этот последний курс и лег в основу данной книги. Первый том вышел в 2011 году, сейчас мы рады выпустить второй том книги. Работа по обработке остальных лекций продолжается, и мы надеемся в следующем году издать третий, завершающий том серии. Мы хотели бы поблагодарить всех, кто принял участие в выходе в свет данной книги, и особенно организацию «Урим» и «Брит Олам»
 
(в сотрудничестве с которыми был проведен курс лекций и выпускается данный сборник) и Нехаму Полонскую, превратившую конспект лекций в текст книги, а также Софью Кофман, Анну Рудницкую, Зеева Эпштейна, Марину Магрилову, Михаила Энтова, Илью Минкова, Ольгу-Ривку Уманскую, Гершона Левицкого, Эдуарда Бормашенко, Марину Матлину, Ольгу Эмдин, Оснат Кардаш, Ривку Росину, Галину Блейх.
 

Пинхас Полонский - Израиль и человечество, новый этап развития - Часть 2

По материалам курса лекций р. Ури Шерки
Иерусалим – Бейт - Эль
Шавуот 5774 г. – 2014 г.

Пинхас Полонский - Израиль и человечество, новый этап развития - Часть 2 - Оглавление

Глава 8. Песах – актуализация в современности
  • А. «Умножающий рассказ об Исходе достоин похвалы»
  • 1. Умножение рассказа об Исходе через его актуализацию в современности
  • В.«Пе-сах» («уста говорящие»): свобода, слово и прогресс
  • 2. «Рот» («пе») объединяет все элементы Пасхального Седера
  • 3. Высвобождение Слова
  • 4. Возросшее влияние «еврейского слова» в результате Шестидневной Войны
  • 5. От «10 Речений» через «10 Казней» к «10 Заповедям»
  • 6. Высвобождение свободы: преодоление природного детерминизма
  • 7. Три вида свободы
  • 8. Идея прогресса
  • С. Национальный и религиозный аспекты Исхода 
  • 9. Двойная структура Агады: национальная и религиозная
  • 10. Амбивалентность национальной независимости с точки зрения Мудрецов Торы
  • 11. «И рассказывали об Исходе из Египта всю ночь»
  • 12. Исход в прошлом, в настоящем и в будущем
  • 13. Необходимость убеждения Фараона
  • 14. «Откровение Бога для Египта» – выяснение того, кто настоящий первенец
  • 15. Наше самосознание построено на противопоставлении Египту
  • D. На Море 
  • 16. Испытание свободой: почему Фараон бросился преследовать евреев?
  • 17. Четыре группы евреев
  • Примечания
Глава 9. Избранность Израиля
  • 1. Избранность Израиля – один из центральных принципов иудаизма
  • 2. Два вида избранности: сегула и бехира
  • 3. «Семейства» в отличие от «народов»
  • 4. Вавилонская башня – неудачная попытка объединить человечество
  • 5. Задача Авраама: объединить человечество как мозаику разнообразных
  • 6. Реакция на еврейский народ: одновременно восхищение и отторжение
  • 7. Израиль как «отделенный от народов мира» и как «связанный с народами»
  • 8. Чтобы человечество развивалось, необходимо напряжение, разница потенциалов
  • 9. Феномен «еврейской самоненависти» как реакция на тяжесть избранности
  • 10. Попытки уничтожения еврейства и попытки его подмены
  • 11. В обычной жизни ведущим является бехира, в мессианское время – сегула
  • 12. Еврейский народ является отражением всего человечества
  • 13. Избранность на общенациональном уровне
  • 14. Святость на индивидуальном и на общенациональном уровне
  • 15. Предназначение Израиля – «осуществить полноту бытия человеком»
  • 16. Ввиду избранности Израиля даже и его «естественная» жизнь определяется его миссией
  • 17. Еврейский народ рождается «неестественно», поэтому сам фундамент его существования иной чем у народов мира
  • Примечания
Глава 10. Шавуот – религиозное и национальное содержание        
  • 1. Связь Дарования Торы с «Праздником приношения первых плодов»
  • 2. Вера в Единого Бога и в Откровение не является «естественной потребностью человека»
  • 3. Человек от природы склонен быть идолопоклонником-атеистом
  • 4. Дарование Торы на Синае – не прямое продолжение Исхода, а изменение его цели
  • 5. Израиль удостаивается Откровения Бога – благодаря своим сомнениям
  • 6. Уникальность рассказа «весь народ получил Откровение»
  • 7. Сама Тора об исторической уникальности рождения еврейского народа
  • 8. Синайское Откровение показывает единство религиозного и национального содержания
  • Примечания
Глава 11. Соотношение Письменной и Устной Торы
  • 1. Письменная Тора и Устная Тора – определение понятий
  • 2. Два подхода к соотношению Письменной и Устной Торы
  • 3. Пять линий передачи Учения
  • 4. Разделение «Письменной Торы» и «Закона»
  • 5. Источник Устной Торы в «словах Бога» – без связи с Письменной Торой
  • 6. Различия в характере Письменной и Устной Торы
  • 7. Письменная Тора – голос Небес, Устная – его синтез с мнением народа
  • Примечания
Глава 12. Война и ее религиозный смысл
  • А. Необходимость духовного анализа войны
  • 1. Еврейская традиция в прошлом не придавала пониманию войны должного значения
  • 2. Невозможно игнорировать феномен войны
  • 3. Война неслучайно сопровождает всю историю цивилизации
  • В. Мировые войны и создание Государства Израиля
  • 4. Первая и Вторая мировые войны как неудача христианства, требующая переосмысления пути       
  • 5. Почему христианство не смогло исправить жажду войны у народов мира
  • 6. Техническое развитие без духовного наполнения толкает цивилизацию к войне
  • 7. Созданию Государства Израиля как следствие мировой войны
  • 8. Разрушительная война, несмотря на все ее ужасы, дает человечеству обновление
  • С. Божественное как источник примирения людей
  • 9. Война глубоко заложена в природе человека-получающего
  • 10. Религиозные пути преодоления войны
  • D. Война и приближение к Мессианскому Избавлению
  • 11. «Мы оставили мировую политику по принуждению, внутри которого было также и внутреннее желание»
  • 12. Благодаря распространению гуманистических идей возникла возможность восстановления еврейского государства
  • 13. Война и прогресс человечества
  • 14. Бог использует для продвижения мира те средства, которые выбирают сами люди
  • 15. Достижение еврейского идеала мира требует времени
  • Е. Метафизическое влияние войны
  • 16. Утверждение Декларации Бальфура и вмешательство Провидения
  • 17. Война пробуждает жажду к скрытому источнику жизни
  • 18. На вызов войны откликаются великие души
  • Примечания
Глава 13. День Иерусалима – самый новый праздник иудаизма
  • А. Дата 28 ияра – события этого дня в течение истории
  • 1. Проблематичность празднования Дня Иерусалима
  • 2. День приезда р. Кука в Страну Израиля
  • 3. День смерти пророка Шмуэля
  • 4. День победы над Амалеком
  • B. Сущность Иерусалима
  • 5. Три столицы народа Израиля
  • 6. «Ибо из Сиона выйдет Тора…»
  • 7. Иерусалим как центр святости
  • 8. Иерусалим разделенный и объединенный
  • Примечания
Глава 14. Религия и наука
  • 1. Шесть возможных точек зрения на соотношение Торы и науки
  • 2. Подход 1. «Религиозный фанатизм»: Тора истинна, потому что она от Бога, – и если наука противоречит Торе, значит она просто ошибается
  • 3. Подход 2. «Научный фанатизм»: нам всем известно, что наука – это истина, а поскольку наука противоречит Торе, – тем самым доказано, что Тора ложна
  • 4. Подход 3. «Религиозный инклюзионизм»: Тора объясняет всё, включая науку, и все научные открытия уже прописаны в Торе
  • 5. Подход 4. «Согласование»: Тора – это важно, и наука – это важно, но наука не может опровергнуть Тору
  • 6. Критика первых четырех подходов: разве Тора и наука говорят об одном и том же предмете?
  • 7. Подход 5. «Разрыв»: между Торой и наукой нет связи, потому что в Торе говорится о мире духа, наука же исследует структуру и функционирование материального мира
  • 8. Подход 6. «Созвучие»: наука и религия занимаются разными областями, но влияют друг на друга через интеллектуальную атмосферу общества, и в этом есть Божественный замысел
  • 9. Интеграция в религию эволюционного подхода
  • Примечания

Пинхас Полонский - Израиль и человечество, новый этап развития - Часть 2 - Три вида свободы

 
Есть три вида рабства – и, соответственно им, три вида свободы: Есть рабство юридическое – и освобождением от него является юридическая свобода, как личная так и общенациональная (политическая). Есть рабство перед неизбежными законами природы – и освобождение от него связано с чудесами, побеждающими природный детерминизм. Существует также «рабство отсутствия возможностей»: представление о том, что человек не властен над своей жизнью, что мир не может измениться к лучшему. Это пессимизм, непонимание того, что в мире существует нравственное продвижение, что социум может улучшаться. Освобождение от такого представления – это позиция фундаментального жизненного оптимизма. Оптимизм включает внутреннюю свободу человека, которая дает возможность преодолеть свою собственную природу, свое дурное начало, понять что человек в силах справиться со своими природными склонностями.
 
Выход из Египта разрушил все эти аспекты рабства и дал три вида свободы, которые сосредоточены в Песахе:
  1. свобода политическая – выход рабов на свободу,
  2. свобода от природного детерминизма – казни Египетские,
  3. фундаментальный жизненный оптимизм, свобода от дурного начала – дарование Торы на Синае.
Идея прогресса. Преодоление детерминизма природы влечет за собой осознание необходимости прогресса. Когда человек понимает, что он может изменять мир, – он также понимает, что обязан это сделать. Такое представление о мире было совершенно новым явлением. В Пасхальной Агаде говорится: «если бы Всевышний не вывел наших отцов из Египта, то мы и наши сыновья, и сыновья наших сыновей были бы рабами у Фараона в Египте». Но это довольно странное высказывание! Означает ли оно, что если бы не было Исхода из Египта 3300 лет назад, то древний Египет до сих пор существовал бы, мы до сих пор там бы оставались и над нами была та же власть Фараона? Ведь множество вещей прошли с тех пор и изменили мировой порядок – неужели наше рабство у Фараона осталось бы неизменным?
 
Смысл этой фразы из Агады в том, что Исход из Египта не только установил духовную ценность свободы, но и дал миру идею развития, прогресса, продвижения. Сегодня эти идеи считаются базовыми для человечества, но в то время мысль о том, что порядок вещей может меняться, была совершенно новой. Рав Кук говорит об этом, что если бы мы тогда не вышли из Египта, то «Фараон бы не умер». В процессе Исхода не только конкретный Фараон утонул в море, но Фараон как идея был духовно убит, потерпел поражение. Представление о том, что можно изменить существующий порядок вещей ко всеобщему добру (а это и есть суть мессианства) – это западная мысль, существующая как в религиозных, так и в секулярных версиях, которая в основе своей является еврейской идеей.
 
Идея прогресса, продвижения, развития – совершенно не существовала в тех культурах, которые не познакомились с еврейским подходом к миру. Поэтому Исход из Египта дает человечеству надежду на улучшение жизни, и если бы не он, то мы до сих пор жили бы в стране Фараонов и строили бы пирамиды, и человек даже не знал бы, что можно на что-то надеяться. Идея прогресса была воспринята западной цивилизацией от евреев. В западном мире открытия астрономии, математики, картографии, технологические открытия, изобретение пороха и подобные проявления развития науки привели к культурному и социальному прогрессу. При этом те же самые открытия, сделанные в Китае (например, порох, компас, печатный станок, способность вычислить путь по звездам и благодаря этому совершать далекие плавания были известны китайцам уже в 11 веке), не привели к прогрессу науки и общества.
 
Компас считался магическим предметом, из пороха китайцы делали исключительно фейерверки, а за тридцать лет до похода Колумба китайский император посылал корабли повсюду, чтобы узнать, как выглядит мир, эти корабли доплыли до Африки и Аравии, – но когда они вернулись в Китай, корабли сожгли, т.к. любопытство императора было удовлетворено. Открытия не привели к культурным и социальным изменениям, поскольку в Китае не было и мысли, что «перемены – это хорошо», существует даже известная китайская поговорка-проклятие: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». Когда западный человек видит, что в жизни есть проблемы, он задает вопрос: «Что надо делать, чтобы это изменить?» Сегодня, вследствие контактов с Западом, этот подход в значительной мере проник и на Восток, но в традиционных восточных культурах человек, сталкивающийся с проблемой, задает совсем другой вопрос: «Как с этим жить?».
 
Он не спрашивает, как изменить мир – он спрашивает, как приспособиться к нему. Эта разница в подходах между Западом и Востоком возникла в результате еврейского влияния на Западный мир. Источник идеи прогресса – Исход из Египта. Для восточного мировоззрения, не знакомого с Исходом, мир устроен циклично, а для западного – мир имеет вектор развития, и даже при наличии циклов жизнь развивается по спирали, а не возвращается к прежней точке.
 
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Traffic12