Поместные Православные Церкви

Поместные Православные Церкви
Это совершенно оригинальная по замыслу и исполнению книга о Православных Поместных Церквах, подготовленная насельниками московского Сретенского монастыря.
 
История Церквей дается здесь не в фундаментальном, сухом изложении, но в виде отдельно взятых тем и моментов. Житие святого, биография предстоятеля Церкви, рассказ о каком-то одном важном событии прошлого - вот из чего складывается эта книга. Центр ее тяжести - современность и недавнее прошлое. Важная часть книги - в жанре журналистики: интервью, заявления для прессы, путевые заметки.
 
Все это создает необыкновенно живую картину. Каждый материал в отдельности - интересное, общедоступное, не перегруженное специальными деталями чтение. Все вместе дает широкую, впечатляющую картину Вселенского Православия с его немеркнущим духовным светом, но и со всеми человеческими немощами,со всеми проблемами, со всеми вызовами, брошенными Православию его былыми или еще более страшными нынешними противниками.
 
Чтение книги назидательно: оно убеждает, что «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), что Господь никогда не оставит Свое «малое стадо» (Лук. 12,32), «как овцы среди волков» (Матф. 10, 16), идущее к Царству Божию по благодатным пажитям церковным.
 
Единство Православных Церквей - это единство братьев,которые живут в разных концах земли, но не забыли о собственном родстве. Христос послал своих учеников для проповеди Евангелия, не назначив никого из них главным или начальствующим над остальными, хотя у Него был и брат по плоти (апостол Иаков, первый епископ Иерусалимский), и любимый ученик (апостол Иоанн Богослов).
 
Каждый из апостолов получил себе в жребий особую область - не для почестей и прибытка, но для проповеди и свидетельства об Истине даже до смерти. Святые каноны и правила церковные устанавливают совершенно особый характер отношений внутри православного мира, в духе, исполненном христианской любви и взаимоуважения. И хотя на практике среди Поместных Церквей случаются трения и разногласия, как это бывает в каждой семье, однако единство Вселенского Православия остается нерушимым. Показать это и призвана данная книга.
 
 

Поместные Православные Церкви

 
Издательство Сретенского монастыря, 2004
ISBN 5-7533-0290-4
 

Поместные Православные Церкви - Содержание

 
часть I Справочные материалы

I. Константинопольская Православная Церковью
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Патриарха Константинопольского Варфоломея
    4 Епархии
    5 Основные монастыри
    6 Основные духовные учебные заведения
II. Александрийская Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки Петра VII
    4 Епархии
    5 Основные монастыри  
    6 Основные духовные учебные заведения
III. Антиохийская Православная Церковь  
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Патриарха Антиохийского Игнатия IV
    4 Епархии
    5 Основные монастыри  
    6 Основные духовные учебные заведения
IV. Иерусалимская Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Патриарха Иерусалимского Иринея
    4 Епархии
    5 Основные монастыри
    6 Основные духовные учебные заведения
VI. Грузинская Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей  
    3 Биография Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II
    4 Епархии
    5 Основные монастыри
    6 Основные духовные учебные заведения
VII. Сербская Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Патриарха Сербского Павла
    4 Епархии
    5 Основные монастыри
    6 Основные духовные учебные заведения
VIII Румынская Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Патриарха Румынского Феоктиста
    4 Епархии  
    5 Основные монастыри  
    6 Основные духовные учебные заведения
IX. Болгарская Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Патриарха Болгарского Максима
    4 Епархии
    5 Основные монастыри
    6 Основные духовные учебные заведения
X. Кипрская Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Архиепископа Кипрского Хризостома
    4 Епархии
    5 Основные монастыри
    6 Основные духовные учебные заведения
XI. Элладская Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула
    4 Епархии
    5 Основные монастыри
    6 Основные духовные учебные заведения
XII. Албанская Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Архиепископа Албанского Анастасия
    4 Епархии
    5 Основные монастыри
    6 Основные духовные учебные заведения
XIII. Польская Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Митрополита Польского Саввы
    4 Епархии
    5 Основные монастыри  
    6 Основные духовные учебные заведения  
XIV. Чешских земель и Словакии Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Митрополита Чехо-Словацкого Николая
    4 Епархии  
    5 Основные монастыри
    6 Основные духовные учебные заведения  
XV. Американская Православная Церковь
    1 История
    2 Список предстоятелей
    3 Биография Митрополита Американского Германа
    4 Епархии
    5 Основные монастыри
    6 Основные духовные учебные заведения  

 

часть  II Публикации

I. Константинопольская Православная Церковь  
    Истории о тайных христианах
    Монастыри Святой Горы Афон  
    Проблема открытия Халкинской богословской школы:история вопроса
    Православная Церковь в Индии
    Греческая обитель в Аризоне
    Каппадокия
II. Александрийская Православная Церковь
    «Африканцы встречают Православие своими чистыми и нежными сердцами». Интервью с Патриархом Петром VII
    Краткая история Патриаршей библиотеки
    Православная Патриаршая семинария в Найроби
    Православная община деревни Каньянджара при церкви Святого Макария
    Православие в Кении
    Православная миссия на Мадагаскаре
    Православная вера добралась до острова Маврикий
III. Антиохийская Православная Церковь
    Слово Блаженнейшего Патриарха Игнатия в Успенском соборе Московского Кремля
    Преподобный Иоанн Дамаскин  
    Тур Абдин - древнейший центр восточного монашества
    Сайднайский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы
    История Богословского института Св. Иоанна Дамаскина  
   «Мне приятно служить русскому народу». Интервью с епископом Филиппопольским Нифоном
IV. Иерусалимская Православная Церковь  
    Приветственное слово Патриарха Московского Алексия
    Патриарху Иерусалимскому Иринею на интронизации
    Справка о порядке избрания предстоятеля Иерусалимской
    Православной Церкви  
    Основание Иерусалимского подворья в Москве - важнейшая веха в укреплении братских отношений
    «Иерусалим занимает исключительное по значению место в мире». Интервью с архимандритом Феофилом (Яннопулосом)
VI. Грузинская Православная Церковь
    Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью
    Святой благоверный царь Давид Строитель «Истина - в бессмертии души» «Приветствую тебя, Кавказ седой!» (путевые заметки, май-июнь 2001 года)
    Православное возрождение в Аджарии  
VII. Сербская Православная Церковь
    Пасхальное послание Патриарха Сербского Павла
    Святой благоверный Владислав, король Сербский
    Святитель Василий Острожский, митрополит Захолмско-Герцеговинский
    Чудеса святителя Василия Острожского
    Сербия монашеская (путевые заметки, февраль 2002 года)
    «Лучшее будущее не может быть основано на преступлении». Интервью с иеромонахом Саввой (Яничем)
    «Пресвятая Богородица помогает всем». Интервью с архимандритом Гавриилом (Вуковичем)
VIII. Румынская Православная Церковь
    Борьба братьев Скрибанов за канонический строй Румынской Церкви  
    Калейдоскоп культурных эпох (путевые заметки, апрель-май 2001 года)
    «Любовь все переносит» Интервью с румынским старцем Иустином (Пырву)
IX. Болгарская Православная Церковь
    Премьер-министр Симеон II и Болгарская Церковь
    Особо чтимые святые Болгарской Православной Церкви
    Врачешский монастырь: возрождение в Болгарии
    Болгария на перепутье (путевые заметки, апрель-май 2001 года)
    Богословский факультет Софийского университета
    Святого Климента Охридского
   «Детям нужны не мертвые формулы, а живое чувство Бога в душе»
X. Кипрская Православная Церковь
    «Для того, кто уповает на Бога, не существует безвыходных ситуаций»  
     По стопам русского монаха и путешественника Василия Григоровича-Барского  
    «Я полюбил Россию еще в школьные годы». Интервью с протоиереем Саввой Михаилидисом
XI. Элладская Православная Церковь  
     Структура Церковного суда Элладской Православной Церкви
     Реакция на визит Папы в Афины
     Обращение к премьер-министру Великобритании Тони Блэру по поводу ситуации в Косово
     Россия и Греческая Церковь: к истории взаимоотношений в XVII-XIX веках  
     Метеора: между небом и землей
    Западные ворота Греции
 XII. Албанская Православная Церковь
    Диалог с исламом с православной точки зрения. Исторический обзор  
    Православная богословская академия Воскресения Христова в Дурресе
    Албанское воскресение
XIII. Польская Православная Церковь  
    Священномученик Максим Саидович
    Супрасльский Благовещенский монастырь
    Храм Святителя Николая в Беловежье
    Александро-Невский собор в Варшаве  
    Неизвестная Польша
XIV. Чешских земель и Словакии Православная Церковь
    Слово митрополита Дорофея на открытии Чехо-Словацкого подворья в Москве
    Святой Ростислав, князь Моравский
    «Верующих осталось очень мало». Интервью с архиепископом Пражским и Чешских земель Христофором
    XV Американская Православная Церковь
    Заявление Священного Синода Православной Церкви в Америке  в связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года
    «Во Христе нет ни американца, ни русского». Интервью с архимандритом Закхеем (Вудом)
    Житие святителя Рафаила Бруклинского
    «Мы все - дети Русской Церкви». Интервью с протопресвитером Фомой Хопко
 

Поместные Православные Церкви - Константинопольская Православная Церковь

 
История Константинопольской Церкви тесно переплетается с историей одного города - Константинополя (ныне Стамбул), или просто «Города», как его до сих пор называют греки. Именно благодаря ему Константинопольская Церковь получила первенство чести в семье Поместных Православных  Церквей. Когда Константинополь стал новой столицей Римской империи (330), местная епископская кафедра заняла второе место после Римской, как об этом говорится в третьем правиле Второго Вселенского Собора: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим». После отпадения Римской кафедры от Вселенского Православия Константинопольская Церковь получила место «первой среди равных».
 
Хотя на протяжении последних столетий неоднократно рассматривались варианты перенесения Константинопольской кафедры в города других стран, эти проекты так и не были осуществлены. И даже сейчас, когда основная часть паствы Константинопольской Церкви рассеяна по всему миру, ее центр по-прежнему остается в Стамбуле, где проживает немногим более двух тысяч православных. В основном, это престарелые греки, число которых стремительно сокращается, в то время как их потомки уже давно переселились в Грецию.
 
Свой особый статус Константинопольская Церковь получила, главным образом, в силу политических обстоятельств. Об этом, помимо вышеприведенного правила, ясно говорится в двадцать восьмом правиле Четвертого Вселенского Собора: «Престолу Ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу Новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с Ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем».
 
Таким образом, епископская кафедра «Нового Рима» получила равный статус с престолом  «Ветхого Рима» в силу того, что первый - Константинополь - стал «градом царя и синклита». И уже позже распространились предания о том, что Константинопольская Церковь была основана ап.Андреем Первозванным и первым ее епископом стал апостол от семидесяти Стахий.
История Константинопольской Церкви может быть разделена на пять имеющих четкие границы периодов.
 
Первый период - «торжества Православия». Начался в 330 году. Его конец условно можно ограничить 843 годом,когда была одержана окончательная победа Православия над иконоборчеством.
Второй период, «Крестовых походов», завершился в 1204 году захватом Константинополя крестоносцами.
За начало третьего периода можно принять 1261 год, время освобождения Константинополя от римской власти, и продолжить его до 1453 года, когда город был окончательно захвачен турками.
Четвертый период, период турецкого господства, завершился образованием независимого греческого государства в 1821 году и объявлением независимости Элладской Церкви.
Пятый, современный период, начинается 1833 годом и продолжается до настоящего времени.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.6 (5 votes)
Аватар пользователя igoreck