Православная церковная наука - Выпуск I

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты: сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции (16 мая 2019 года) - Выпуск I
100-летняя годовщина начала гонений на православие в России заставляет еще раз обратиться к наследию дореволюционного периода истории нашего Отечества, когда русская религиозная философия и богословие достигли значительных успехов. Российские духовные школы не оставались в стороне от современных им интеллектуальных тенденций и наряду с научно-богословскими прозрениями предлагали свое видение актуальных философских и общественных проблем.
 
Иван Васильевич Попов (муч. Иоанн) стал героем Церкви, который, будучи служителем христианской науки, говорил о недостатках церковной и общественной жизни, стал свидетелем глобальных перемен в истории России и до конца понес все тяготы раннего советского этапа существования страны. Его философские интересы простираются на вопросы происхождения права, значения науки и искусства, преодоления кастовой и культурной разобщенности и, самое главное, нравственного измерения развития всех сфер жизнедеятельности общества. Его взгляды на взаимодействие церковной и государственной структур, на выработку общепринятых этических ценностей становятся актуальными сегодня в новых условиях существования Православия в российском обществе.
 

Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты: сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции (16 мая 2019 года) - Выпуск I

под ред. А.В. Ворохобова
Нижний - Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019 г. - 171 с.
 

Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты: сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции (16 мая 2019 года) - Выпуск I - Содержание

  • Белецкий А.Н., свящ., Зуев А.Н., свящ. РЕЛИГИОЗНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПРОФЕССОРА МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И.В. ПОПОВА
  • Ворохобов А.В., Собко Р.В. (иеромонах Лаврентий). ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО
  • Горбунов С.Н. ПРОБЛЕМА АТРИБУЦИИ ПОСЛАНИЯ К ЕВРЕЯМ В ЭПОХУ РЕФОРМАЦИИ
  • Гуторов Ю.А., Пешков А.А. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ ЕВРАЗИЙСТВА
  • Дьяконов А.В. ПРООБРАЗЫ ГЕРОЕВ-СТАРООБРЯДЦЕВ ДИЛОГИИ П.И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО «В ЛЕСАХ» И «НА ГОРАХ»
  • Евдокимов И.В., свящ. ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ
  • Зуев А.Н., свящ., Белецкий А.Н., свящ., КНИГА ЕККЛЕСИАСТА, ИЛИ ПРОПОВЕДНИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БИБЛЕИСТИКИ
  • Калаганов А.А., свящ., Красноперов Д.В., свящ. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЧИНА ПОВЕЧЕРИЯ
  • Краев В.А., прот., Березин А.А., прот., Дроздов А.М., прот., Цыбышев В.М., прот., Воронов А.А., прот. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ
  • Красноперов Д.В., свящ., Калаганов А.А., свящ., К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ
  • Ларюшкин С.А., прот. К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА НА КУРСАХ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ МОНАШЕСТВУЮЩИХ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
  • Павлов С.Г., Сухомлин С.Н., свящ. «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» САМСОН ВЫРИН В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМАТИКИ НРАВСТВЕННОГО БОГОСЛОВИЯ
  • Парилов О.В. ТЕМА «РУССКОЙ ИДЕИ» В ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА В.С. СОЛОВЬЕВА
  • Пешков А.А., Гуторов Ю.А. ИДЕЯ АПОКАТАСТАСИСА В ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX ВЕКА
  • Плаксин В.А., свящ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕНЕСЕНИЯ РЕЗИДЕНЦИИ МИТРОПОЛИТОВ КИЕВСКИХ И ВСЕЯ РУСИ В МОСКВУ
  • ПЛИСОВ Е.В., ЛУКИШИН А.Н. РЕЧЕВЫЕ АКТЫ В РЕЛИГИОЗНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ПРАГМАТИКИ
  • Семенов А.В., свящ. ОТНОШЕНИЕ В.В.РОЗАНОВА К ОТЛУЧЕНИЮ Л.Н. ТОЛСТОГО ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  • Семикопов Д.В. СЕКУЛЯРНАЯ МИСТИКА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ ХХ ВЕКА
  • Смагин В.П., прот. СВЯТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ПРАВОСЛАВИЯ В ИСТОРИИ ЗАЩИТЫ ИСТИН ВЕРЫ
  • Собко Р.В. (иеромонах Лаврентий), Ворохобов А.В. ОСНОВЫ БИБЛЕЙСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ ИОАХИМА ФЛОРСКОГО
  • Сухомлин С.Н. свящ., Павлов С.Г. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»
  • Уланов М.В., свящ. ПРОБЛЕМА ЗЛА И ТЕОДИЦЕИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЕТАФИЗИКИ И. КАНТА
  • Ураков С.А., свящ. СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ АРХИМАНДРИТА СЕРГИЯ (СТРАГОРОДСКОГО) «ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ»
  • Хамидулин А.М. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А. БЕРДЯЕЕВА И С.Л. ФРАНКА

Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты: сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции (16 мая 2019 года) - Выпуск I - Проблема свободы личности

 
Целью данной статьи является концептуализация идеи свободы в философско-педагогическом наследии В.В. Зеньковского. На базе христианской антропологии им разрабатывались принципы, методы и формы религиозного воспитания и образования в условиях эмиграции. В философско-педагогических воззрениях мыслителя были сформулированы идеи и поставлены вопросы, в значительной мере сохранившие свою актуальность и для современной философии образования [См.: 7]. К их числу можно отнести и проблематику свободы в контексте педагогического процесса.
 
В.В. Зеньковский рассматривает проблему свободы в русле традиции русских религиозных философов. Тема эта очень важна, поскольку, по его мнению, свобода – величайшая загадка и в то же время важнейшая тема антропологии [3, с. 29]. В отличие от многих философов, В.В. Зеньковский не просто анализирует эту проблему, но и указывает способы воспитания начал свободы в человеке, считая, что именно посредством христианского воспитания возможно усвоение дара свободы.
 
Идея свободы у В.В. Зеньковского указывает на самое глубокое и индивидуальное, на нечто, что онтологически человеку присуще, в ней есть не только нечто от Абсолюта, но и нечто отсылающее вперед и преображающее. Свобода дана человеку не как реальность, но как возможность и задача, именно в идее свободы залог автономии человека от природной детерминированности, от личностного прошлого, от привычек и пороков [ср.: 1]. Свобода связана с тем, что дух человека всегда устремлен в бесконечность, не будучи удовлетворен ничем земным, что само по себе уже является залогом свободы. Свобода раскрывает для индивидуума возможность творчества, поэтому задача воспитания в заключается в том, чтобы побудить человека к свободе, вдохновив и взволновав его этой идеей. В этом смысле свобода и дана и задана, поэтому не оправдана педагогическая индифферентность и мнение, что в ребенке свобода есть и без воспитания. В воспитании, считает В.В. Зеньковский, речь идет об «освобождении», то есть о пути к свободе. Однако это утверждение не следует понимать так, словно свобода в ребенке всего лишь потенциальна: она есть и в детской душе, но она глубже сознания, в силу чего она имеет иной смысл, чем свобода в зрелой душе. Но воспитание имеет дело и с эмпирической личностью, с той ее частью, которая связана с миром вещественным и социальным. Духовные силы ребенка (в том числе дар свободы) создают возможность и основу воспитания, но они не создаются воспитанием. В этом смысле воспитание имеет задачу помочь ребенку стать свободным, обрести свободу [6, с. 30]. Но свобода иррациональна, слепое следование ей приводит личность на путь зла. Поэтому возникает своеобразная альтернатива, на которую и указывает мыслитель: «Вне развития свободы нет смысла в воспитании, – оно превращается вне свободы в дрессировку, в подавление личности и унижение ее. Но развивать свободу – не значит ли углублять в детях право «выбора», возможность ухода в сторону зла?» [6, с. 32]. Поэтому воспитание должно связывать свободу с добром, а не со злом [ср.: 2]. Воспитатель должен верить в возможность преображения и просветления души человека, готовить ребенка и к земной жизни, и к вечной. Следовательно, в педагогический процесс неизбежно включается проблема смерти: «Если в свете смерти многое в жизни открывается в своей ничтожности и незначительности, если многое оказывается пустым и ненужным, то еще более ненужным, обидно пустым может оказаться в свете смерти многое из того, чем мы заняты в воспитании» [6, с. 45]. Это обстоятельство ориентирует воспитание на проблему спасения.
 
В работе «Дар свободы» мыслитель обращает внимание на то, что тема свободы и проблематика воспитания к свободе могут быть поняты лишь на основании христианского миропонимания, а вне такого подхода остается или любить свободу, не понимая ее смысла и не овладевая ее силой, или понимать тайну свободы, сознавать бездны, ею открываемые, и потому отрекаться от нее. Из этого тупика педагогика может найти верный путь лишь в том случае, если она подойдет к проблеме свободы в свете Христовой истины [4, с. 4].
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя warden