Прешел - Источник жизни - Комментарий «Бехагвей ha-села» – Бемидбар

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Прешел - Источник жизни - Комментарий «Бехагвей ha-села» – Бемидбар
Сказано в «Мидраш Танхума» к началу книги Бемидбар (п. 1): «И Г-сподь сказал Моше в пустыне Синай... - об этом говорит Писание: 'Справедливость Твоя - как горы высокие, законы Твои - глубокая бездна...'.
 
'Справедливость Твоя как горы высокие' - то есть милосердие, которое Ты приносишь в мир, заметно всем, как эти горы. 'Законы Твои глубокая бездна' - суд, который Ты вершишь в мире, как глубокая бездна: так же, как бездна сокрыта от глаз, так и суд Твой сокрыт от глаз. А именно: Иерусалим был разрушен 9 ава, но Йехезкель в пророчестве видит это 'двадцатого числа месяца...', чтобы не сообщать, в какой месяц он был разрушен. Но когда Всевышний хочет возвеличить Израиль, Он сообщает: в какой день, в каком месте, в каком месяце, в каком году, относительно какого события. В какой день - 'в первый день месяца', в каком месте - 'в пустыне Синай', в каком месяце - 'на второй месяц', в каком году - 'второго года', от какого события - 'от выхода их из Египта'. Что Он им сказал? 'Пересчитайте все общество сынов Израиля'...». Нужно понять, что имеет в виду мидраш, говоря, что Всевышний «хочет  возвеличить Израиль». О каком величии здесь идет речь? 
 

Источник жизни - Перевод комментария "Бехагвей ha-села" рава Хаггая Прешела – Бемидбар

перевод Шошаны Бродской 
Иерусалим, 5779 (2019)  - 881 с.
 

Источник жизни - Перевод комментария "Бехагвей ha-села" рава Хаггая Прешела – Бемидбар - Содержание

Вступление
Глава Бемидбар
  • «Потому что он причислен к сынам Израиля и к заслугам общества»
  • Заповедь охраны Храма
  • «Каждый у знамени своего»
  • Как выглядели знамена
  • Когда началось коэнское служение Элазара и Итамара?
  • До сборки Мишкана служили первенцы
  • Почему колено Леви было самым малочисленным?
  • Сколько было левитов?
Шавуот
  • Обычай Магариля не стричься до кануна Шавуота
  • «Тору не запоминают те, кто учит ее в комфорте»
  • «И принесите новую хлебную жертву»
  • «Непорочность прямодушных направит их»
  • «Мир не может существовать без Торы»
  • О том, почему по мнению Рамо нужно есть в Шавуот молочные блюда
  • «Тот, кто выйдет из коридора, сам виноват в своей гибели»
  • «Как слышащий из уст Всевышнего»
  • Расстилание травы в бейт-кнессете
  • Кровопускание в канун Шавуот
Глава Насо
  • О святости городов, обнесенных стеной, и законе о высылке из них прокаженных
  • Две новые подробности названы здесь - исповедь и ограбление прозелита
  • Сказал Шимон-праведник: никогда я не ел «ашам» ритуальной нечистоты назира, кроме одного раза
  • Коэн-вероотступник относительно коэнского благословения и других законов
Глава Бэгаалотха
  • «Ты делаешь больше, чем они»
  • «Это намек на свечи Хануки Хасмонеев»
  • «Ведь нет нехватки у боящихся Его»
  • Что значит «находится в дальнем пути»?
  • Второй Песах - один день, и маца, и хамец с ним в доме
  • «В тот день Я восстановлю падающий шатер Давида»
  • «Из уст-х мудрецов»
  • Кто были Эльдад и Мейдад
  • О поступке Мирьям и определении «сплетни»
Глава Шлах
  • Как прозелит принимает заповеди
  • Коэнское приношение от плодов, выращенных вне Израиля, можно отделять после начала их использования
  • О трудности принятия прозелитов для народа Израиля
Глава Корах
  • Два вида грешников
  • «Взять для чести, как пищу царей» .
  • Является ли заповедью съедание трумы?
  • О заповеди выкупа первого приплода осла и ее деталях
  • «Среди сынов Израиля не получите наследный надел»
Глава Хукат
  • «...видя фасад Шатра Откровения»: как это происходило в пустыне
  • Что значит «красная шерстяная нить» («шни толаат»)?
  • «Все общество, которое осталось в целости»
  • «Возьми свой посох»
  • «Из-за того, что сблизились со злодеем Эйсавом»
  • «Как только умер Аарон, и случилась эта война...»
  • Пост в пятницу недельной главы «Хукат», и суть второго и пятого дней недели
Глава Балак
  • Человека ведут той дорогой, которой он хочет идти
  • «Это был ангел милосердия»
  • «Народ, празднующий три раза [в год]»
  • «Муж, который получает все, на что бросит взгляд»
  • «Видит образы Всесильного, падая с открытыми глазами»
Глава Пинхас
  • Колена Биньямина
  • «Неужели исчезнет имя нашего отца...»
  • «Все, что связано с субботой, удвоено»
  • Начало месяца как искупление
Глава Матот
  • Связь между недельной главой «Матот» и «тремя горькими неделями»
  • О случае, когда некто поклялся, что не будет с кем-то встречаться, а тот умер
  • «Возрадуется праведник, видя отмщение»
  • «Исполнил с радостью и не медлил»
  • «Это были честные и праведные люди, проявившие самопожертвование»
  • «После войны с Сихоном и Огом не сказано о кошеровании посуды»
  • Об окунании посуды
Глава Масэй
  • «Начал его отец перечислять все переходы»
  • «Остановились в Ритме - намек на злословие разведчиков»
  • «Милосердием и истиной будет искуплен грех осквернения
  • Имени Б-га»
Отрывок из «Зогар» (гл. Шлах), где восхваляются изучающие Тору
 

Источник жизни - Перевод комментария "Бехагвей ha-села" рава Хаггая Прешела – Бемидбар - Предисловие переводчика 

 
В Предисловии к комментарию к Пятикнижию рабби Авраам ибн Эзра приводит свою классификацию комментариев к святым текстам. По его мнению, их можно подразделить на пять разновидностей, или «путей». Со свойственной ему иронией, он критикует некоторые из них: 
 
«Первый путь - долог и широк, и постижению людей нашего поколения недоступен. Если представить истину как точку в центре окружности, то этот комментарий будет как сама широкая линия окружности, вращающейся вокруг этой точки, [но не совпадающей с ней]...» Под этим «путем» рабби Авраам ибн Эзра подразумевает слишком длинные и запутанные комментарии с вкраплением бездоказательных теорий, идей мудрецов народов мира и углублением в философствование, не имеющее практического значения. 
 
«Второй путь избрали неискренние, и среди них евреи, которые возомнили, что достигли той самой точки, однако - они не знают ее местоположение...» Здесь рабби Авраам говорит о саддукеях и всех, кто осмеливается комментировать Тору, не опираясь на традицию, полученную от мудрецов прошлого. 
 
«Третий путь - темнота и мрак, он вообще за пределами окружности, в центре которой находится точка [истины]. Это путь тех, кто во всем видит тайны и верит, что слова и законы Торы нельзя понимать буквально...» Рабби Авраам критикует позицию тех, кто слишком увлекается тайнами Торы в ущерб прямому смыслу, требующему исполнения заповедей.
 
«Четвертый путь близок к точке [истины], и его избрали многие. Таков путь мудрецов в землях греков и Эдома. Они не смотрят на грамматику, а опираются на мидраши... Но после того, как мидраши были записаны в книгах нашими мудрецами, зачем переписывать их еще раз? Кроме того, иногда один мидраш противоречит другому. В этом есть смысл, но он не объяснен...» Рабби Авраам приводит многочисленные примеры того, как чрезмерное увлечение «драшем» затрудняет понимание «пшата». 
 
И, наконец, он описывает тот путь, которого, по его мнению, должен придерживаться честный и б-гобоязненный комментатор Торы: «Пятый путь - тот, которого придерживаюсь я сам. Это прямая дорога перед лицом Б-га, и только перед Ним я трепещу и держу ответ... Я стараюсь найти точное значение каждого слова и только после этого объясняю его, насколько хватает моих сил...» Рабби Авраам не чуждается и «драша», беря пример с великого переводчика Пятикнижия на арамейский язык - прозелита Онкелоса: «А если в некоторых местах он приводит мидраши, то мы знаем, что он больше нас знаком с традицией, и таким образом хочет осветить сказанное с другой стороны... И за 'драшем' не теряется 'пшат', ведь 'у Торы 70 лиц'...».
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat hurricane