Прокопенко – Бытие

Бытие - это первая книга, с которой сталкивается человек, начинающий читать Библию. Это первая книга закона Моисеева, которая задаёт исторический и богословский контекст для остальных книг Пятикнижия. Это фундамент, на котором зиждутся все книги Ветхого Завета.
 
И это одна из книг, наиболее часто цитируемых новозаветными авторами. Таким образом, без хорошего знания книги Бытие невозможно глубоко и правильно понимать ни Закон, ни другие ветхозаветные книги, ни Новый Завет. В книге Бытие полагается начало отношениям Бога с человеком и человека с Богом. Она показывает начало греха и проклятия, а также начало прощения и искупления. В этой книге мы находим описание первых заветов Бога с людьми. В связи с этим книгу Бытие можно без преувеличения назвать началом и основанием священной истории - истории искупления.
 
Неудивительно, что данная книга во все времена привлекала внимание толкователей Писания, пасторов и богословов. С древнейших времён появлялись толкования на всю книгу или отдельные ее части. На одном только английском языке в настоящее время имеются многие десятки толкований Бытия как в составе комментариев на все книги Библии, так и в виде отдельных книг. Однако, к сожалению, на русском языке ресурсов для изучения Бытия не так уж много. Поэтому появление ещё одного русскоязычного комментария, несомненно, не будет лишним.
 

Прокопенко Алексей – Бытие – Комментарий

СПб.:  Библия для всех, 2012. — 596 с.
 

Прокопенко Алексей – Бытие – Комментарий - Оглавление

Список библиографических сокращений
Список сокращений англоязычных переводов Библии
Список сокращений библейских книг
Предисловие
  • Бытие: введение
  • Пролог: Бог Творец, дни творения, теории происхождения земли - Бытие 1
  • Пролог: сотворение человека - Бытие 1:26-31
  • Пролог: день покоя - Бытие 2:1-3
  • Толедот неба и земли - Бытие 2:4-25
  • Грехопадение - Бытие 3
  • От плохого к худшему - Бытие 4
  • Толедот Адама - Бытие 5
  • Когда люди умножились - Бытие 6:1-8
  • Толедот Ноя - Бытие 6:9-9:29
  • Толедот сынов Ноевых: список народов - Бытие 10
  • Великое рассеяние - Бытие 11:1-9
  • Толедот Сима. Происхождение избранного народа Божьего - Бытие 11:10-26
  • Толедот Фарры. Благословение Божьих обещаний - Бытие 11:27-12:9
  • Благословение защиты - Бытие 12:10-13:4
  • Благословение богатства - Бытие 13
  • Благословение победы - Бытие 14
  • Благословение завета - Бытие 15
  • Благословение милосердия - Бытие 16
  • Благословение завета с потомками - Бытие 17
  • Благословение пророчества - Бытие 18
  • Благословение спасения родственника - Бытие 19
  • Благословение обличения - Бытие 20
  • Благословение исполнения обетований - Бытие 21
  • Благословение искупления Исаака - Бытие 22
  • Благословение в скорби - Бытие 23
  • Благословение женитьбы сына и благословение смерти - Бытие 24:1-25:11
  • Толедот Измаила - Бытие 25:12-18
  • Толедот Исаака. Продажа первородства - Бытие 25:19-34
  • Повторение старой истории - Бытие 26:1-33
  • Благословение путём обмана - Бытие 26:34-28:9
  • Путь в Харран - Бытие 28:10-29:14
  • Иаков в Месопотамии - Бытие 29:15-30:43
  • Примирение с Лаваном - Бытие 31
  • Правильный путь к благословению - Бытие 32:1-33:17
  • Опасная медлительность - Бытие 33:18-34:31
  • Исполнение обета - Бытие 35
  • Толедот Исава - Бытие 36
  • Семейные трагедии - Бытие 37-38
  • Страдания Иосифа - Бытие 39-40
  • Возвышение Иосифа - Бытие 41:1-45:24
  • Израиль в Египте - Бытие 45:25-47:27
  • Завещание Иакова - Бытие 47:28-49:33
  • Удивительное провидение - Бытие 50
Библиография
 

Прокопенко Алексей – Бытие – Комментарий - Когда люди умножились - Бытие 6:1-8

 
История. Причины потопа и его сроки
История  о  Всемирном  потопе  нашла  отражение  в  двух  древних  мифах:  поэме  «Атра-хасис»  и  поэме  о  Гильгамеше.  Считается,  что  в  той части,  где рассказывается  о  потопе,  поэма  о Гильгамеше заимствует материал  из  мифа  «Атра-хасис».  Самые  древние  из  сохранившихся  копий  «Атра-хасис»  датируются  древневавилонским  периодом (1950 ­ 1530  гг.  до Р. Х.),  однако  основное  содержание  мифа,  скорее  всего,  восходит к ещё более раннему периоду.
 
Поэма  о Гильгамеше  не упоминает  причин  возникновения  потопа,  а «Атра-хасис»  в  качестве  причины  называет  следующее:  люди  умножились  на  земле  и  стали  производить  слишком  много  шума.  «Не  прошло тысячи двухсот лет,  как умножились люди».  Их  шум мешал  спать богу  войны  Энлилу,  и  он решил  послать  на  людей эпидемию.  Однако  Энки,  участвовавший  в  сотворении  человечества,  не  хотел,  чтобы  его  творение  погибло,  и научил человека  под  именем  Атра-хасис,  что  нужно сделать,  чтобы эпидемия  остановилась.  Не  прошло  ещё  тысячи  двухсот лет,  как  люди  вновь  умножились  на  земле  и  стали  производить  много шума.  Энлил  вновь  стал  мучиться  бессонницей и  послал  на людей засуху  и  голод.  Но  Энки  вновь  научил  Атра-хасис,  как  вернуть  дождь  на землю и прекратить голод.  По-видимому,  ещё через тысячу двести лет Энлил  уговорил  богов  навести  на  землю  потоп,  чтобы  уничтожить  все  человечество.  Однако  Энки  открыл  этот  план  Атра-хасис  и  сказал  ему, что нужно построить корабль.
 
Система  счета у  древних  вавилонян  была  шестидесятеричной.  Если от  сотворения  людей  до  потопа  прошло  три  периода  по  1200  лет,  Скорее всего, это описательное наименование. «Атра-хасис» означает «чрезвычайно мудрый». В поэме о Гильгамеше, помимо имени «Атра-хасис», он также называется именем «Утнапиштим».
 
В  наиболее  хорошо  сохранившейся  редакции  этой  поэмы,  опубликованной  в, в данном месте отмечена лакуна (там же, с. 29). Когда люди умножились сумма получится равной 3600,  т.  е.  60x60,  что  представляет собой самое круглое  число.  По  всему  видно,  что сроки даются весьма приблизительно.  И тем не менее,  примечательно то,  что в  памяти поколений сохранилось  представление  об  относительно  коротком  периоде  между  сотворением и потопом -  периоде,  исчисляемом тысячами,  а не миллионами лет (ср.  1656 лет в 5-й главе Бытия).
 
Хотя  книга  Бытие  тоже  говорит  об  умножении  человечества  перед потопом (ср.  6:1, «Когда люди начали умножаться на з е м л е .» ),  причина потопа названа отнюдь не мифологическая.  Согласно Бытию,  потоп объясняется не тем, что люди своим шумом помешали Богу спать,  а тем, что все  человеческое  общество  развратилось  (см.  ниже).  Таким  образом,  в книге  Бытие  возникновение  потопа  объясняется  причинами  духовно-нравственного порядка.
 
Экспозиция
Начало  6-й  главы  книги  Бытие  (ст.  1-8)  показывает  причины  Всемирного  потопа,  который  будет  подробно  описываться  в  Толедоте  Ноя (6:9-9:29).  Однако  понимание  сути  произошедших  событий,  а значит,  и причин потопа, зависит от того,  как истолковать фразы «сыны Божьи»  и «дочери человеческие» в стихах  1-4.
Правильное  истолкование  данного  отрывка  отчасти  зависит  от  верного  прочтения  2-го  стиха.  Этот  стих  точнее  перевести  так:  И  увидели сыны Божьи дочерей  человеческих,  что  они  красивы,  и  брали себе женщин [или:  жён] из  всех,  кого  избирали.
 
Какого рода события описываются этими словами?
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя aleksandroid