Прокопенко - Историческая география Израиля

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Алексей Прокопенко - Историческая география Израиля
Зачем изучать библейскую географию?
1. Все библейские события происходили в определенных местах. Очень часто эти места названы по имени, и это не случайно. Господь хотел, чтобы мы знали, о каких именно географических объектах идет речь. География - это мизансцена для всех исторических событий. География - это такая же часть истории, как язык и действующие лица.
 
2. Знание географии помогает понять многие тексты Писания, которые иначе были бы малопонятны.
• В Иеремии 49:16 об Эдоме сказано: «Грозное положение твое и
надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь».
 
3. Знание географии придает живость и яркость другим местам Писания, добавляя красок библейскому повествованию.
• 1 Цар. 14:4-6, 13 «Между переходами, по которым Ионафан искал пробраться к отряду филистимскому, была острая скала с одной стороны и острая скала с другой: имя одной Боцец, а имя другой Сене; 5 одна скала выдавалась с севера к Михмасу, другая с юга к Гиве. 6 И сказал Ионафан слуге оруженосцу своему: “Ступай, перейдем к отряду этих необрезанных; может быть, Г осподь поможет нам, ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих”.
И начал всходить Ионафан, [цепляясь] руками и ногами, и оруженосец его за ним. И падали [филистимляне] пред Ионафаном, а оруженосец добивал их за ним».
 
•  2 Цар. 5:8 «И сказал Давид в тот день: “Всякий, убивая иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида”.
Посему и говорится: “Слепой и хромой не войдет в дом [Господень]”». Слово, переведенное «копье» (евр. צבור, циннор), встречается в ВЗ всего два раза. Второй случай находим в Псалме 41:8: «Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих». В этом стихе оно переведено как «водопад».
В настоящее время считается, что циннор во 2 Царств 5:8 - это водяная шахта, ведущая от потока Г ихон внутрь города. Первым по ней смог подняться Иоав: «И сказал Давид: “Кто прежде всех поразит иевусеев, тот будет главою и военачальником”. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою» (1 Пар. 11:6).
 
1. Знание географии помогает понять причины многих решений, которые принимали библейские герои.
- Почему Христос избрал Капернаум Своей базой для длительного галилейского служения?
- Почему Иисус Навин завоевывал ханаанские города именно в такой последовательности?
- Почему случались те или иные сражения?
- Почему израильтяне принесли ковчег после первого поражения при Авен-Езере (1 Цар. 4:1-3)?
- Почему нужны были укрепленные города в определенных участках страны?
 
5. Знание географии помогает отвечать на некоторые аргументы критиков Библии. Многие критики обращали внимание на то, что исцеление слепых в синоптических евангелиях описывается с разными подробностями: у Матфея слепых двое, а у Марка и Луки - один. К тому же, у первых двух евангелистов исцеление происходит на выходе из Иерихона (Матф. 20:29; Марк. 10:46) а у последнего - на входе в Иерихон (Лук. 18:35). Критики Библии указывали на то, что это явные противоречия.
 
Действительно ли евангелисты противоречат друг другу и Библия содержит неточности и ошибки? В связи с этими текстами возникают следующие вопросы: (1) Это одна и та же ситуация или нет? (2) Если одна, то сколько на самом деле было слепых? (3) Опять же, если ситуация одна и та же, то когда это случилось: когда они выходили из Иерихона (как у Матфея) или когда подходили к Иерихону (как у Луки)? Начнем с того, что рассмотрим один из возможных вариантов решения и отвергнем его. Один из предлагавшихся вариантов заключался в том, что евангелисты говорят о разных событиях. В принципе, такое, конечно, возможно. Но это маловероятно по следующим причинам. Во- первых, описываемые события слишком схожи:
 
- в обоих случаях слепые называют Иисуса мессианским титулом ("Сын Давидов") и просят помиловать их;
- в обоих случаях народ заставляет их молчать;
- в обоих случаях они кричат еще громче (Матф. 20:31; Лук. 18:39);
- в обоих случаях Иисус подзывает их к Себе;
- в обоих случаях Иисус спрашивает, чего они от Него хотят;
- в обоих случаях они выражают желание прозреть;
- в обоих случаях они прозревают тотчас;
- в обоих случаях прозревшие идут за Иисусом.
 
Во-вторых, если бы это были два разных события, то трудно представить себе, как народ во втором случае, после только что произошедшего чудесного исцеления, мог заставлять слепого молчать. Более того, первый исцеленный слепой, скорее всего, все еще продолжал следовать за Иисусом (см. Лук. 18:43), а народ, видевший это чудо, прославлял за это Бога. В общем, едва ли после такого чуда ликующая толпа, сопровождавшая Христа в Иерусалим на праздник, могла опять заставлять слепых молчать и не беспокоить Иисуса. Но если это одно и то же событие, то почему тогда у Матфея двое слепых на выходе из Иерихона, а у Марка - один? Ответ может быть таким. По-видимому, один из слепых чем-то особенно выделялся, так что один из евангелистов (или двое, если считать рассказ Луки за то же самое событие) счел нужным говорить только о нем. Чем же мог выделяться один из слепых?
 

Алексей Прокопенко - Историческая география Израиля

Самара – 2010 г. – 122 с.
 

Алексей Прокопенко - Историческая география Израиля - Содержание

  • Тема 1. Введение в географию     
  • Тема 2. Плодородный Полумесяц
  • Тема 3. Географические зоны Израиля: рельеф местности с запада на восток
  • Тема 4. Климат  
  • Тема 5. Географические зоны Израиля: регионы    
  • Тема 6. Пути и способы передвижения 
  • Тема 7. Датировка израильской истории       
  • Тема 8. Историческая периодизация     
  • Тема 9. Археология   
  • Тема 10. Политические регионы времен НЗ   
  • Тема 11. Ирод Великий и его династия 
  • Тема 12. Иерусалим сквозь века  
  • Используемая литература 

Алексей Прокопенко - Историческая география Израиля - Климат

 
1. Сезоны (времена года)
В Палестине четко различимы два основных сезона:
- Зима - влажное, дождливое, прохладное время года - с октября по апрель;
- Лето - сухое, жаркое время года - с мая по сентябрь.
- Быт. 8:22 «...впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной. лето и зима, день и ночь не прекратятся».
Иногда выделяют также промежуточные сезоны:
- Осень - октябрь и ноябрь;
- Весна - апрель и май.
На эти промежуточные сезоны приходятся главные религиозные праздники Израиля: праздник кущей, пасха и праздник седмиц.
 
2. Вариативность климата
«Израиль занимает промежуточное положение между средиземноморским побережьем и пустыней. Ахарони (The Land of the Bible. C. 8-10) называет климат Израиля “соперничеством” между морем и пустыней. Этот фактор, наряду с резкими перепадами высоты на коротких участках, приводит к большому разнообразию климатических условий в отдельных зонах».
 
3. Температурный режим
Самые жаркие районы - это долина Разлома и южные пустыни. В Центральном (Иудейском) нагорье среднесуточные температуры составляют:
- в январе-феврале - +8 °С;
- в июле-августе - +24 °С.
Однако даже в течение суток температура воздуха может довольно сильно колебаться. Будучи в Израиле в мае-июне, днем в Иерусалиме можно изнывать от жары, а вечером надевать теплую кофту.
 
4. Осадки
В течение всех летних месяцев (с мая по сентябрь) в Израиле практически не бывает дождя. В этот период важную роль для земледелия играет утренняя роса, которую приносят в прохладный ночной период западные средиземноморские бризы. Летняя роса особенно важна для созревания винограда.
- Быт. 27:39 «И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: “Вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше”».
- Втор. 32:2 «Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву».
- Суд. 6:39-40 «И сказал Гедеон Богу: “Не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса”. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса».
- Пс. 132:3 «.. .как роса ермонская, сходящая на горы сионские...»
- Зах. 8:12 «Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою, и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему».
- Ср. Быт. 2:5-6 «.ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли».
- Во время праздника пасхи (в середине апреля) израильтяне традиционно молились, чтобы Господь посылал на землю росу.
 
В зимний период (с октября по апрель) осадки выпадают достаточно часто, в основном, в форме дождя. Из-за плюсовой температуры снег на большей части территории Израиля редок. Впрочем, снег в Земле Обетованной тоже известен. Зимой 1991/92 г. выпало самое большое количество снега за весь период, в который ведутся наблюдения за погодой. В самом Иерусалиме выпало более 90 см снега и был зарегистрирован первый снегопад в Негеве за более чем 50 лет. В горах, особенно на высоких вершинах Ермона, снег бывает чаще.
 
- Пс. 67:15 «.когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне».
- Ис. 55:10 «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест.» В середине зимы (декабрь - февраль) нередко идут сильные ливни. Они играют важную роль для наполнения подземных резервуаров воды. Выйти во время такого дождя на улицу - значит непременно промокнуть до нитки. Однако для земледелия особое значение имеют так называемые ранние и поздние дожди.
 
а). Дождь ранний (евр. йоре) - в октябре-ноябре. Первые осадки после
долгого сухого лета. Обычно это мягкие, легкие дожди, готовящие землю для пахоты. До ранних дождей начать вспахивать землю невозможно, так
как за лето она становится сухой и твердой как камень. Таким образом, от раннего дождя зависит, будут ли вовремя посеяны семена.
 
- Во время праздника кущей (15-21 тишри, т. е. середина октября) традиционно произносилась молитва о ранних дождях: «Ты, Господи, могуч вовеки, Ты воскрешаешь мертвых, Ты силен спасти. Да пошлет Он дождь из небесных источников, чтобы смягчить землю кристальными каплями. Ты соделал воду символом Своего могущества, ее капли освежают все, в чем дыхание жизни, и оживляют тех, кто прославляет Твою способность посылать дождь».
 
- В последний день этого праздника Христос сказал об истинном и неиссякаемом источнике воды. Иоан. 7:37-39 «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой”. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».
 
b). Дождь поздний (евр. малъкош) - в апреле-мае. Дает растениям влагу, необходимую для созревания. Без поздних дождей урожай будет бедным. (С развитием системы искусственной ирригации в настоящее время Израиль не столь сильно зависит от этого фактора, как в библейские времена.)
- Иак. 5:7 «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний».
 
- Иер. 3:3 «За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего...»
Урожай сильно зависит от уровня осадков. Не имея достаточного количества пресных рек и водоемов для полива полей, Израиль полностью зависел от дождей. Управляя движениями ветров и прочими погодными условиями, Господь держал в Своей руке осадки и, как следствие, урожай. Одним из самых суровых наказаний, которого израильтяне всегда боялись, было отсутствие ранних и поздних дождей и летней росы, потому что это означало отсутствие урожая и голод. В этом отношении Израиль коренным образом отличался от Египта, где сельское хозяйство зависело от мощной системы Нила, который еще какое-то время мог продолжать разливаться и орошать поля даже в отсутствие дождей. Поэтому жители Палестины во время засухи нередко направлялись в Египет.
 
- Втор. 11:8-17 «Итак соблюдайте все заповеди Его, которые я заповедую вам сегодня, дабы вы укрепились и пошли и овладели землею, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею; 9 и дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Г осподь отцам вашим дать им и семени их, на земле, в которой течет молоко и мед. 10 Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал ее при помощи ног твоих, как масличный сад; 11 но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, - 12 земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года.
 
13 Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, 14 то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; 15 и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться. 16 Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; 17 и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Г осподь дает вам».
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 7.5 (2 votes)
Аватар пользователя Traffic12