Прокопенко - Замысел Вседержителя

Алексей Прокопенко - Замысел Вседержителя - Библейское учение о Божьей воле и провидении
«История церкви показывает, - пишет историк и богослов Уильям Каннингхем, - что живость и искренность веры у прихожан напрямую зависит от того, какую сторону они занимают в пелагианском споре, - зависит даже в большей степени, чем от их взгляда на сущность Троицы или природу личности Христа».
 
Хотя это утверждение на первый взгляд может показаться несколько преувеличенным, нужно признать, что оно не лишено доли справедливости. Действительно, на протяжении веков многие церкви сохраняли правильное учение о Троице и о природе Христа, однако при этом практическое благочестие у них было в упадке.
 
С другой стороны, многие пробуждения - не последнее место среди них занимают протестантская Реформация в Европе и Первое и Второе великие пробуждения в Америке - были непосредственно связаны с возвращением к теме Божьего промысла и человеческой воли.
 
Книга, которую читатель держит в руках, касается одного из ключевых вопросов, фигурирующих в пелагианском споре, - вопроса о взаимоотношении человеческой и божественной воли. Хотя об этом уже написано множество статей и книг, было бы ошибкой полагать, что тема исчерпана. В современной литературе продолжаются оживленные дебаты по этому поводу.
 

Алексей Прокопенко - Замысел Вседержителя - Библейское учение о Божьей воле и провидении

 
СПб.: Библия для всех, 2013. — 552.
ISBN: 978-5-7454-1282-0
 

Алексей Прокопенко - Замысел Вседержителя - Библейское учение о Божьей воле и провидении - Содержание

 
Список библиографических сокращений
Список сокращений библейских книг

Глоссарий

Введение
  • Суть проблемы
  • Цель настоящей книги
  • Ход рассуждений и содержание глав
Глава 1 История вопроса
  • Доавгустиновская эпоха
    • Иудаизм
    • Ранее христианство и псевдохристианские ереси
  • Августин и пелагианский спор
    • Учение Пелагия и история спора
    • Учение Августина
    • Иоанн Кассиан и полупелагианство
  • Средневековье
    • Досхоластический период
    • Схоластический период
  • Период реформации
    • Учение реформаторов
    • Тридентский собор
    • Арминий
    • Ремонстрация
    • Дортский синод
  • Послереформационный период
    • Дальнейшее развитие лютеранской и реформатской традиций
    • Дальнейшее развитие арминианства
    • Объединение кальвинизма и арминианства в рамках одной Деноминации
    • Теория среднего знания (молинизм)
    • Социнианство
    • Восточное православие
    • Либерализм
    • Неоортодоксия
    • Учение об открытости Бога (open theism)
    • Синтез и классификация взглядов
Глава 2 Божья воля и провидение
  • Воля промышляющая (Божий промысел)
  • Воля предписывающая
  • Взаимоотношение промышляющей
  • и предписывающей воли
  • Провидение
Глава 3 Вечность и предопределение
  • Определения понятий времени и вечности
    • Время
    • Вечность
  • Вечность: временная или безвременная?
    • Библейское учение о вечности: общие наблюдения....
    • Темпоральная вечность: за и против
    • Атемпоральная вечность: за и против
    • Избранные тексты Писания
  • Безвременная вечность и предопределение
    • Причинно-следственные связи
    • Причина логической подчиненности
    • Римлянам 9:11-16
    • Лексическое значение слова «предопределение»
    • Необходимость или избыточность избрания
Глава 4 Предопределение и предузнание: анализ Римлянам 8:29-30
  • Общие наблюдения
  • Прославление
  • Оправдание
  • Призвание
  • Предопределение и предузнание
Глава 5 Ветхозаветные термины, обозначающие Божью волю
  • Термины, обозначающие промышляющую волю
    • (1)  Управление
    • (2)  Мышление, планирование и желание
    • (3)  Устная и письменная речь
    • (4)  Разделение или разграничение
    • (5)  Ремесла
    • (6)  Органы тела
    • (7)  Другие
    • Синтез и обобщение информации
  • Термины, обозначающие предписывающую волю
    • (1)  Устная и письменная речь
    • (2)  Мышление и желание
    • (3)  Управление
    • (4)  Другое
    • Синтез и обобщение информации
Глава 6 Провидение Божье в Ветхом Завете: исход из Египта
  • Безусловность постановления об исходе
  • Основные вехи на пути к исполнению обещания
  • Средства, назначенные Богом для исполнения Его промысла
    • Сверхъестественное действие провидения
    • Провидение, опосредованное людьми или природными
    • факторами
    • Провидение, опосредованное Божьими повелениями
    • Ожесточение фараонова сердца
  • Синтез
Глава 7 Новозаветные термины, обозначающие Божью волю
  • Термины, обозначающие промышляющую волю
    • Цель, намерение, план
    • Решение, вердикт, приказание
    • Выбор, предпочтение
    • Отделение, разграничение
    • Знание (ведение)
    • Зрение (видение)
    • Жребий
    • Синтез и обобщение информации
  • Термины, обозначающие предписывающую волю
    • Повеление
    • Желание или предпочтение
    • Устная или письменная речь
    • Образ действия
    • Синтез и обобщение информации
Глава 8 Провидение Божье в Новом Завете: жизнь апостола Павла
  • Жизнь Павла до обращения
  • Сверхъестественное действие провидения
  • Провидение, опосредованное природными факторами
  •  Провидение, опосредованное людьми
  • Провидение, опосредованное Божьими повелениями ....
  • Условность повеления и непреложность обетования
  • Синтез
Заключение
Библиография
 

Алексей Прокопенко - Замысел Вседержителя - Библейское учение о Божьей воле и провидении - Суть проблемы

 
Суть проблемы нам видится двоякой. Во-первых, некоторые не вполне верные идеи о Божьем замысле обусловлены, на наш взгляд, чересчур узким взглядом на провидение Божье, то есть на то, как Бог осуществляет Свои цели в земной истории. Как пишут Льюис и Дема-рест, «начиная знакомство с этой доктриной, многие сталкиваются с непреодолимыми трудностями, потому что их разум находится в плену у ошибочного представления, будто Бог достигает Своих целей совершенно в отрыве от каких-либо средств или процессов». Иными словами, некоторые люди рисуют себе не вполне корректную картину Божьего провидения. Вольно или невольно в их рассуждениях возникает простая, но неверная логическая связка: если Бог что-либо постановил, то Он всегда исполняет это Сам, сверхъестественным способом. Действие всевозможных опосредующих факторов не принимается во внимание.
 
Подобный способ рассуждений был достаточно распространен в разные периоды христианской истории. Примером могут служить монахи Адрумета в Северной Африке нач. V в., которые после знакомства со взглядами Августина на предопределение отказались принимать порицание в случае согрешения. Они сделали вывод, что если все зависит от Бога, то нужно не обличать человека, а молиться, чтобы Божья благодать исправила согрешающего. Однако кто сказал, что Божье исправление не действует через человеческое обличение!
Такую же логическую ошибку допускает Джон Уэсли, который отрицает предопределение ко спасению по следующей причине: «Если это [предопределение] так, то проповедь напрасна. Избранным она не нужна, ибо они непременно спасутся - с проповедью или без нее». Однако почему проповедь не может быть средством, через которое действует божественное провидение?
 
Многие авторы выступают против учения о безусловном предопределении на основании серьезных предупреждений об опасности отпадения, которые Писание обращает к верующим7. Суть этих доводов хорошо обобщает Дэниел Корнер: «...истолкования сторонников теории о раз и навсегда полученном спасении лишают смысла серьезные предупреждения, сделанные сначала Самим Господом, а затем апостолом Павлом...» Однако почему серьезные предупреждения     не могут быть тем средством, через которое провидение Божье сохраняет избранных от отпадения?
 
Итак, первая проблема, возникающая при обсуждении темы Божьего промысла и человеческой воли, заключается в зауженном представлении о Божьем провидении - представлении, которое не учитывает широкого многообразия средств, которыми располагает Бог и которыми Он оперирует в этом мире.
 
Вторая проблема, на наш взгляд, связана с тем, что многие авторы подходят к богословию не с экзегетической, а с философской стороны. Отправной точкой для них является не подробный анализ всех библейских текстов, говорящих на данную тему, а философские концепции. Однако существенный недостаток философского богословия заключается в том, что каждый автор, рассуждающий в отрыве от экзегезы, рискует наделить ту или иную концепцию содержанием, которое не продиктовано Библией, а привнесено извне. Как правило, это содержание берется из ранее сформированных мировоззренческих предпосылок самого автора.
 
 

Категории: 

Оцените работу сайта и поблагодарите за файл - поставьте лайк, кликнув по сердечку (первое - 1 балл, последнее - 10 баллов): 

Ваша оценка: Нет Average: 9.6 (5 votes)
Аватар пользователя Yerkwantai