Адельгейм - Современные проблемы каноники и экклезиологии

Протоиерей Павел Адельгейм - Современные проблемы каноники и экклезиологии в Русской православной церкви: Материалы к лекциям
Наш предмет имеет два названия: Каноническое право и Церковное право. «Каноническое» происходит от греческого icavov, обозначающего измерительный прибор для проведения прямых линий на плоскости, по-русски линейка, метр закройщика или столяра, правило каменщика. Позднее мера, норма, образец, правило (regula).
 
Апостол Павел этим словом обозначил этическую норму (Гал 6:16). В церковной терминологии этим словом принято обозначать дисциплинарные постановления соборов в отличие от вероучительных определений (брод, 6оу|шта) и гражданских законов (vopot, leges).
 
Название «канонические» определяет не содержание норм, а их церковное происхождение. В западной литературе название «канонические» определяет нормы, вошедшие в систему права Corpus juris canonici. Он содержит церковные правила, а также правовые отношения, установленные церковью в пределах церковной юрисдикции. Corpus составляет систему «канонического права».
«Церковным» правом называют систему церковных постановлений и гражданские постановления о церкви. Отношение обоих прав можно представить как два пересекающихся круга, имеющих общий сегмент. Современное «церковное право», если употребить термин в западном смысле, включает «Книгу правил» и ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях».
 

Протоиерей Павел Адельгейм - Современные проблемы каноники и экклезиологии в Русской православной церкви: Материалы к лекциям

Москва: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016 г. —144 с.
ISBN 978-5-89100-165-7
 

Протоиерей Павел Адельгейм - Современные проблемы каноники и экклезиологии в Русской православной церкви: Материалы к лекциям - Содержание

Предисловие
Введение
Глава I. Право в церкви. Периоды формирования канонического или церковного права. Церковные каноны. Гражданский и канонический уставы церкви  
  • 1.1. Право в церкви  
  • 1.2. Периоды формирования канонического или церковного права
    • 1.2.1. Первый период. От начала христианства до признания его императором Константином в IV веке
    • 1.2.2. Второй период: от Константина Великого до Номоканона Фотия. Гражданские законы в качестве источников церковного права
    • 1.2.3. Третий период: от Номоканона Фотия до падения Византии
    • 1.2.4. Толкователи канонов
    • 1.2.5. Церковное право в России  
  • 1.3. Церковные каноны
  • 1.4. Гражданский и канонический уставы церкви
Глава 2. История законов о церкви и церковных уставов от Поместного собора 1917-1918 годов до настоящего времени
  • 2.1. Широкий смысл ленинского Декрета
  • 2.2. Законы о церкви в России в XX веке
  • 2.3. Управление Приходом 1929 года
  • 2.4. Противоречие Закона и Устава в организации Прихода
Глава 3. Устав 1918 года. Уставы советского периода. Уставы 1988,2000,2009 годов
  • 3.1. Устав Прихода 1918 года
  • 3.2. Новые принципы церковных отношений
  • 3.3. История церковных уставов советского периода
  • 3.4. Устав РПЦ МП 1988 года
  • 3.5. Устав РПЦ 2000-2008 годов
  • 3.6. Устав Прихода РПЦ МП 2009 года 6о 3.6л. Точка отсчета
    • 3.6.2. Положение верующих граждан РФ в приходах РПЦ, согласно новому Уставу Прихода
    • 3.6.3. Раскол Прихода
    • 3.6.4. Условия труда в Приходе
    • 3.6.5. Власть епархиального архиерея
    • 3.6.6. Крепостная зависимость клира
    • 3.6.7. Приход лишен прав на имущество
    • 3.6.8. Метаморфозы церковного Устава
    • 3.6.9. Соборность или диктатура?
    • 3.6.10. Устав уничтожает принцип ФЗ-125 об учредителях Прихода
    • З.6.11. Принцип «круговой поруки»
Глава 4. Общецерковный суд
  • 4.1. Легитимность судей Псковского епархиального суда
  • 4.2. Канонические основания церковного суда
  • 4.3. Задачи церковного суда
  • 4.4. Приватизация судебной власти
  • 4.5. Закрытость церковного суда
  • 4.6. Учреждение и компетенция суда
Приложение. Устройство церкви
  • Личный состав церкви
  • Епископ
  • Служение и авторитет епископа  
  • Рождение епископа
  • Власть епископа
  • Обожествление епископа
  • Собор
  • Состав собора  
  • Евхаристическая и клерикальная экклесиология

Протоиерей Павел Адельгейм - Современные проблемы каноники и экклезиологии в Русской православной церкви: Материалы к лекциям - Предисловие

 
Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало собой наступление нового этапа в истории Русской православной церкви. Принято считать, что этот период, продолжающийся до сих пор, характеризуется радикальной переменой в отношениях церкви и государства, снижением давления на церковь и контроля религиозной жизни граждан со стороны светской власти. Также этот период стал в России временем возрождения и развития церковной жизни, когда самые разные люди, и священнослужители, и миряне, стали создавать, часто на пустом месте, православную церковную жизнь. При этом кто-то ориентировался на ее дореволюционные формы, кто-то продолжал следовать обычаям, сложившимся в советские годы, считая их за норму, а иные искали образ церковной жизни, адекватный современности, но корнями уходящий вглубь христианской традиции. В виду большей внешней свободы и упомянутых различий во взглядах в эту пору обострились внутри церковные отношения.
 
Именно в это уникальное и чрезвычайно сложное в духовном отношении время прот. Павел Адельгейм (1938-2013) стал одним из лучших специалистов по церковному праву в Русской православной церкви. По его собственному признанию, к экклезиологии и церковному праву он всерьез обратился в 1993 году, когда обострились вопросы о сущности Церкви и образе жизни в ней. Отец Павел считал, что если в советское время скорби и неправда в церкви исходили от ее гонителей, то в 1990-е годы «внешние» стали добрее, а вот отношения внутри церкви напряглись. В частности, он писал: «Церковь является средой обитания для христианина, как вода для рыбы. От качества воды зависит ее жизнь. Так в церкви-приходе, общине, епархии — жизнь должна соответствовать Евангелию. Пока соответствует, народ Божий живет как рыба в воде. Когда жизнь в церкви утрачивает евангельский дух, человек задыхается и спрашивает: почему?».
 
Взгляды о. Павла на церковную жизнь сформировались в 1960-е годы в Ташкентской епархии, где он в то время служил вместе с исповедниками веры архиеп. Гермогеном (Голубевым), архим. Серафимом (Суторихиным), архим. Борисом (Холчевым). «В те годы, — писал о. Павел, — церковь была другая. Там было живое человеческое общение, серьезное отношение к богослужению и проповеди. Первостепенной задачей была духовная жизнь... Епископ посещал священника дома и в храме, каждое посещение было праздником. Священник не был исключен из обсуждения церковных проблем. Епископ доверял клирикам и делился своими трудностями, а клирики старались поддержать его, чем могли».
 
В 1990-е годы, служа в Псковской епархии, о. Павел столкнулся с иной действительностью в церковной практике и мужественно, с евангельской простотой, дерзновением и смирением старался дости: гать соответствия норм, содержащихся в канонических документах и церковном Предании, с нормами и преданиями современной епархиальной жизни, сложившимися в советское время и искажающими сам смысл подлинной церковной жизни. Несмотря на предельную остроту ситуации, он терпеливо, последовательно и вдумчиво разбирался в канонических нюансах церковно-приходских реалий, полагая, что на «ложных нормах формируется порочная экклезиология»3. Выступления и публикации о. Павла носили острый, но неизменно правдивый, глубоко церковный и мирный характер. Столкновение с чуждыми Церкви началами и стало настоящей причиной его убийства в 2013 году.
 
Лекции по проблемам каноники и экклезиологии прот. Павел Адельгейм читал в Свято-Филаретовском институте для студентов магистерской программы в 2008-2012 гг. Учебный курс складывался постепенно и основывался на опыте практической деятельности и многочисленных публикациях автора по этой тематике. В лекциях затрагивались вопросы канонического статуса священника в епархии, роли и ответственности мирян в церкви и их канонического положения, актуальности исполнения решений Поместного собора Православной Российской церкви 1917-1918 гг., деятельности церковного суда и др. К каждому новому учебному году о. Павел специально готовился, перерабатывал лекции и подбирал новые материалы к ним.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Warden