Ратцингер - Богословие литургии

Ратцингер Йозеф - Богословие литургии
В сознании человека нашего времени дела Господа, и литургия в  том числе, отнюдь не  считаются срочными. Спешат ради чего угодно, но  дело Божие никогда не кажется неотложным. Можно было бы сказать, что жизнь монашеская – иная, нежели жизнь в миру, и это совершенно верно. Но приоритет Бога, о котором мы позабыли, обязателен для всех. Если больше не важен Бог, масштабы важного сдвигаются. Отодвигая Бога в сторону, человек подчиняет себя необходимости, которая подчиняет его материальным силам, противным его достоинству.
 
Приоритет Бога и богослужения заново был осознан мной после Второго Ватиканского Собора. Недопонимание литургической реформы, широко распространившееся в Католической Церкви, привело к тому, что в литургии все больше выступали на передний план аспекты поучения, человеческой активности и креативности. Дела мирские заставили почти забыть о присутствии Бога. В этой ситуации становилось все яснее, что сама Церковь жива только правильным совершением литургии и что Церковь в опасности: примат Бога в  литургии, а  значит и  в  самой жизни, уже больше не проявляется. Глубочайшая причина кризиса, потрясшего Церковь, заключена в затемнении приоритета Бога в литургии. Все это побудило меня заняться темой литургии гораздо интенсивнее, чем прежде, потому что я знал, что истинное обновление литургии есть основное условие обновления Церкви.
 
Город Ватикан, в праздник св. Бенедикта, 11 июля 2015 г. - Бенедикт ХVІ
 

Ратцингер Йозеф - Богословие литургии

[пер.  с  нем.  О. С. Асписова]
М.:   Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова, 2017. 648 с.
Макет книги подготовлен в ООО «Грифъ».
ISBN 978-5-905889-99-8
 

Ратцингер Йозеф - Богословие литургии - Содержание

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона
Предисловие к русскому изданию трудов о литургии
Содержание
Список сокращений
 
Часть А - Дух литургии
  • Предисловие
  • I. О сущности литургии
    • 1. Литургия и жизнь: о месте литургии в реальности
    • 2. Литургия – космос – история
    • 3. От Ветхого Завета к Новому: облик христианской литургии, сформированный библейской верой
  • II. Время и пространство в литургии
    • 1. Предварительные вопросы об отношении литургии к пространству и времени
    • 2. Святые места. Значение церковного здания
    • 3. Алтарь и направление молитвы на литургии
    • 4. Хранение Святых Даров
    • 5. Священное время
  • III. Искусство и литургия
    • 1. Спор об изображениях
    • 2. Музыка и литургия
  • IV. Облик литургии
    • 1. Обряд
    • 2. Тело и литургия
      • a) «Деятельное участие»
      • b) Крестное знамение
    • 3. Позиции
      • a) Преклонение колен / Prostratio
      • b) Молитва стоя и сидя. Литургия и культура
    • 4. Жесты
    • 5. Человеческий голос
    • 6. Литургическое облачение
    • 7. Материя
  • V. Указатель литературы
Часть В - Typos – mysterium – sacramentum
  • I. Сакраментальное обоснование христианского существования
    • 1. Предварительные рассуждения: кризис идеи таинства в современном сознании
    • 2. Сакраментальная идея в человеческой истории
    • 3. Христианские таинства
    • 4. Смысл таинств сегодня
  • II. К понятию таинства
Часть С - Совершение Евхаристии - источник и вершина христианской жизни
  • I. О значении воскресенья для молитвы и жизни христианина
    • 1. О чем идет речь?
    • 2. Богословие дня Господня
    • 3. Шаббат и воскресенье
      • a) Проблема
      • b) Богословие шаббата
      • c) Христианский синтез
    • 4. Практические применения
      • a) Воскресные богослужения без священника
      • b) Культура выходных и христианское воскресенье
  • II. Является ли Евхаристия жертвой?
    • 1. Постановка проблемы: подход Лютера
    • 2. Новозаветное свидетельство
      • a) Тексты
      • b) Типология ап. Марка: ветхозаветное богословие жертвы
      • c) Типология ап. Павла: критика культа пророками
      • d) Общий центр: мысль о замещении
      • e) К вопросу об актуализации
  • III. Проблема транссубстанциации и вопрос о смысле Евхаристии
    • 1. Подоплека постановки вопроса: возражение Реформации
      • a) Кальвин
      • b) Лютер
    • 2. Современная постановка вопроса
      • a) Философская проблема транссубстанциации
      • К истории понятия субстанции и транссубстанциации
      • Попытка взглянуть на проблему по-новому
      • b) Богословское значение термина
      • Вездесущие Христа?
      • Природно-локальное присутствие Христа?
      • Классификация учения о транссубстанциации в богословии
      • Рецензия
  • IV. Евхаристия – средоточие Церкви
    • Предисловие
    • 1. Происхождение Евхаристии из пасхальной тайны
    • 2. Евхаристия: сердцевина Церкви
    • 3. О правильном совершении Евхаристии
    • 4. Реальное присутствие Христа в евхаристическом таинстве
  • V. Образ и содержание Евхаристии
    • 1. Постановка проблемы: категория «образ» [Gestalt]
    • 2. Становление образа Евхаристии в становлении Церкви
    • 3. Окончательная форма
    • Дополнение 1
    • Дополнение 2
  • VI. К вопросу о структуре литургии
    • 1. Сущность литургии
    • 2. Субъективное соответствие объективной сущности литургии
  • VII. Евхаристия и миссия
    • 1. Предварительное размышление о Евхаристии и миссии
    • 2. Богословие Креста как предпосылка и основа богословия Евхаристии
    • 3. Богословие Евхаристии в Первом послании к Коринфянам
      • a) 1 Кор 5. 6: христианская Пасха
      • b) 1 Кор 6. 12–19: соединиться с Господом
      • c) 1 Кор 10. 1–22: одно тело с Христом, но не магическая уверенность в спасении
      • d) 1 Koр 11. 17–33: установление Евхаристии и ее правильное совершение
    • 4. Мученичество, христианская жизнь и апостольское служение как реальное осуществление Евхаристии
      • a) Мученичество как становление христианина евхаристией
      • b) Богослужение, сообразное с Логосом – христианская жизнь как евхаристия
      • c) Миссия как служение космической литургии
    • 5. Заключительные размышления: Евхаристия как исток миссии
  • VIII. Евхаристия, сommunio и солидарность
    • 1. Евхаристия
    • 2. Communio
    • 3. Солидарность
    • 4. Перспектива: Евхаристия как таинство преображений
  • IX. «Возведен из живых камней»
    • 1. Библейская весть о храме из живых камней
      • a) Ветхозаветные корни
      • b) Исполнение в Новом Завете
    • 2. Как возникло христианское церковное зодчество?
    • 3. Следствия для современности
  • X. К вопросу о положении при совершении богослужения
    • 1. Замечание к вопросу о положении при совершении богослужения
    • 2. Сопроводительное слово к книге: Michael Lang, Conversi ad Dominum. Zu Geschichte und Theologie der christlichen Gebetsrichtung [Михаэль Ланг. К истории и богословскому обоснованию направленности христианского богослужения], 2003
Часть D - богословие церковой музыки
  • I. К богословскому обоснованию церковной музыки
    • 1. Введение: Несколько замечаний к послесоборному диспуту о церковной музыке
    • 2. Церковная музыка как богословская проблема в трудах Фомы Аквинского и повлиявших на него авторов
      • a) Сомнения в церковной музыке у влиятельных богословов
      • b) Обоснование и подоплека богословской критики музыки
      • c) Богословские основания церковной музыки
      • d) Положительное значение богословской музыкальной критики
    • 3. Заключение: Основания кризиса нашего времени
  • II. Образ мира и человека в литургии и его выражение в церковной музыке
    • 1. Превзойти Собор? Новая концепция литургии
    • 2. Философское основание концепта и его сомнительные положения
    • 3. Антропологический образец церковной литургии
    • 4. Следствия для литургической музыки
      • a) Основные положения
      • b) Заметки к современному состоянию
    • 5. Заключительное замечание: литургия, музыка и космос
Библиографические источники
Указатель цитат из Священного Писания
Указатель имен
 

Ратцингер Йозеф - Богословие литургии - Вступительное слово - митрополита Волоколамского Илариона

 
Выход в свет на русском языке книги «Богословие литургии» Почетного Папы Римского на покое Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера) приурочен к 90-летию со дня рождения этого выдающегося иерарха и богослова Римско-Католической Церкви.
 
Йозеф Ратцингер получил европейское признание, еще будучи университетским профессором догматики в Бонне, Мюнстере, Тюбингене, Регенсбурге и одним из самых активных экспертов Второго Ватиканского Собора (1962–1965). Широкую известность приобрела его книга «Введение в христианство» (1968), раскрывающая основы христианской веры доступным для современников языком.
 
Помимо догматического и литургического богословия, академические интересы Й. Ратцингера лежат в области патристики, средневековой мысли, апологетики и библеистики. Последним крупным трудом Бенедикта XVI, увидевшим свет в то время, когда он занимал высший пост в Римско-Католической Церкви, стало его фундаментальное исследование «Иисус из Назарета», вышедшее в том числе и на русском языке. С именем папы Бенедикта XVI связывают защиту традиционных христианских ценностей, отстаивание их актуальности для современного секулярного общества. Значимой вехой церковного служения Йозефа Ратцингера стало его пребывание на архиепископской кафедре Мюнхена и Фрайзинга (1977–1981) и в должности префекта Конгрегации вероучения (1981–2005). В 2005 году кардинал Ратцингер стал Папой Римским с именем Бенедикта XVI, а в 2013 году впервые за последние 600 лет истории папства добровольно оставил престол Римских епископов.
 
Папа Бенедикт не раз открыто говорил о глубокой симпатии к Православию и всегда считал, что в богословском отношении католикам ближе всего православные. Не случайно он стал одним из первых членов Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью после ее учреждения в 1979 году. Как ученый, Ратцингер предпринял много усилий для прояснения вопроса о примате Римского епископа, стремясь сместить акценты с юридического представления на его понимание как особого рода христианского свидетельства и служения единства в любви. Он всегда был против каких-либо вероучительных компромиссов, справедливо указывая на то, что принципиально возможное единство между Востоком и Западом должно быть тщательно подготовлено, созреть духовно и практически, в том числе благодаря глубоким богословско-историческим исследованиям.
 
Мне хотелось бы, чтобы выход книги «Богословие литургии» в России не только стал данью уважения к ее автору, но и привлек внимание нашего читателя к обсуждаемой в ней проблематике. Для этого имеется немало оснований. Помимо того, что существует не так много переводов сочинений Й. Ратцингера на русский язык, издаваемый труд посвящен одной из основных (наряду с учением о Церкви) тем его научного творчества и пастырского попечения, которая одновременно особо значима для православных верующих, – теме богослужения. В центре литургического богословия Ратцингера находится Евхаристия, осмысление ее жертвенного характера, реального присутствия Христа в Святых Дарах. Должное внимание уделяется обрядовому символизму, а также вопросу о состоятельности или несостоятельности схоластической терминологии для описания евхаристической тайны и теме правомочности концептуальных новшеств в современной сакраментологии (учении о таинствах). Богослов стремится раскрыть глубинную связь между духовно-телесным существованием человека, константами его исторического бытия и таинствами Церкви, данными ей Богом для освящения мира, показать ложность как спиритуалистических и номиналистических, так и материально-магических концепций.
 
Размышления Ратцингера отличаются христологической направленностью. Краеугольным камнем своей аргументации он делает Боговоплощение, уделяя меньше внимания Святому Духу, пневматологии. Здесь, впрочем, проявляется характерная методологическая черта католического богословия. Автору удается органично сочетать анализ актуальной проблематики, современную постановку вопросов, историко-систематический метод с опорой на Священное Писание и Предание Церкви, на богатства не только западной, но и восточной святоотеческой литературы. Важно, что в центре внимания всегда остается сотериологическая перспектива, религиозная практика, общинная и личная молитва, – то, что непосредственно служит спасению человека. Подчеркивается также космическое измерение и общественное значение христианского богослужения.
 
Й. Ратцингер противостоит стремлению к поверхностной «креативности», к выхолащиванию истинного содержания и назначения литургии как живой связи с Богом и Его творением, порой проявляющимися в современном западном христианстве. В этом отношении некоторые вопросы, затрагиваемые в книге (обрядовые нововведения и литургические эксперименты вроде богослужений без священника), относятся к сфере сугубо католических проблем. Однако важно, что тем самым отечественный читатель, много наслышанный о модернистских тенденциях в современном католичестве, познакомится и с критическим взглядом одного из самых крупных католических богословов на болезненные разрывы с традицией, проявившиеся после Второго Ватиканского собора, на трудности путей обновления.
 
Будучи тонким ценителем и знатоком классической европейской культуры, автор дает глубокий богословский анализ музыкальной составляющей литургии, принципов организации священных пространства и времени, метко оценивает современные – удачные и неудачные – искания в этой области. Многие тексты Ратцингера пронизаны полемикой с протестантизмом и новоевропейской философией, влияние которых на католическую мысль стало особенно заметным после провозглашения курса на открытость и диалог.
 
Надеюсь, что эта книга не только внесет лепту в расширение представлений о католичестве у отечественного читателя, но и послужит толчком к разработке нашими авторами тех моментов, которые пока не нашли должного осмысления в православном богословии, например антропологических аспектов литургии, богословских оснований церковной музыки. Книга может дать пищу к размышлениям о проблемах существования Церкви в условиях современного мира, в непростом диалоге с секулярным обществом и культурой.
 
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.5 (6 votes)
Аватар пользователя Андрон