Ратцингер - В начале сотворил Бог

Ратцингер - В начале сотворил Бог
Библия — не учебник естествознания и никогда им не будет.
 
Это религиозная книга, а потому из нее нельзя получить естественнонаучной информации, нельзя узнать, как протекало возникновение мира, с точки зрения истории природы; из нее можно получить лишь религиозное знание.
 
Все прочее есть образ, способ сделать доступнее нечто более глубокое, главное.
 
Нужно видеть различие между формой изложения и самим излагаемым содержанием. Форма выбрана из того, что было понятно в ту эпоху, из представлений, которыми в то время люди жили, говорили и мыслили, в которых они могли понимать самое большое, главное.
 
Но остается и по-настоящему имеется в виду только это главное — суть, проступающая сквозь образный строй. 
 
 

Йозеф Ратцингер - Бенедикт XVI - В начале сотворил Бог - О творении и грехопадении

 
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2009 г. - vi + 137 с 
Перевод Вадима Витковского 
Im Anfang Schuf Gott: Vier Munchener Fastenpredigten uber Schopfung und Fall
Серия: Современное богословие
ISBN   5-89647-126-2
 

Йозеф Ратцингер - Бенедикт XVI - В начале сотворил Бог - О творении и грехопадении - Содержание

 

В начале сотворил Бог

Предисловие
Вводное замечание к новому изданию
Проповедь первая. Бог-творец
  • 1. Различие формы и содержания в рассказе о творении
  • 2. Единство Библии как масштаб истолкования
  • 3. Христологическая мерка
Проповедь вторая. Смысл библейских рассказов о творении
  • 1. Разумность веры в творение
  • 2. Вечное значение символических элементов текста
    • A) Творение и культ
    • Б) Субботняя структура творения
    • В) Эксплуатация земли?
Проповедь третья.
  • Сотворение человека
  • 1. Человек - взятый из земли
  • 2. Подобие Божье
  • 3. Творение и эволюция
Проповедь четвертая.
  • Грех и спасение
  • 1. Тема греха
  • 2. Границы и свобода человека
  • 3. Первородный грех
  • 4. Ответ Нового Завета

ВЕРА В СОТВОРЕНИЕ МИРА И ЕЕ СЛЕДСТВИЯ

  • 1. Оттеснение веры в творение в Новое время
  • 2. Три способа скрывать понятие творения в мышлении наших дней
  • 3. Вера в творение как принципиальное решение в антропологии
 

Йозеф Ратцингер - Бенедикт XVI - В начале сотворил Бог - О творении и грехопадении - Оттеснение веры в творение в Новое время

 
Замутнение веры в творение, которое повело, в конечном итоге, к его почти полному забвению, теснейшим образом связано с духом Нового времени: оно есть сюновополагающий момент в духовном облике этой эпохи. Мы можем даже сказать, что основания Нового времени как таковые являются и основаниями для исчезновения «творения» из поля зрения той идеи, которая определяет развитие общества.
 
Поэтому наша тема вводит нас в центр драмы Нового времени как таковой и в центр сегодняшнего кризиса, который и есть кризис нововременного сознания. Революционный переход от Средневековья к новому духовному устройству предстает в XV—XVI веках в трояком образе и каждый раз по-разному ведет к отказу от веры в творение. В первую очередь, тут нужно упомянуть философию Джордано Бруно. На первый взгляд кажется странным приписывать ему забвение веры в сотворение мира, ведь он настаивал именно на новом открытии космоса и его божественности. Но именно в этом повороте к божественному космосу и происходит радикальный отказ от веры в творение.
 
Возрождение происходит здесь в форме совершенно явного отказа от христианского с целью вновь восстановить греческое в его языческой чистоте. Это означает, что сам мир предстает покоящейся в себе божественной полнотой. Творение же означает для Бруно зависимость мира от чего-то иного, находящегося за его пределами. Но эта христианская идея зависимости мира представляется ему лишением мира его силы, и от нее нужно защищать мир как нечто, основанное на себе самом, нечто само по себе божественное: контингентность отдельных вещей неоспорима, но контингентность мира в целом неприемлема.
 
В конечном счете, это есть (пока еще эстетствующая) прелюдия выбора, который все отчетливее проявляется в сознании Нового времени: мысль о зависимости, заложенная в вере в сотворение мира, не принимается; в ней видят главное ограничение человеческой свободы, на котором основаны все дальнейпше ограничения и которая поэтому должна быть устранена в первую очередь, если нужно добиться реального освобождения человека.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя Павел