Разумовская - Уильям Шекспир - Человек на фоне культуры и литературы - ЛекцииРRО

Оксана Разумовская - Уильям Шекспир - Человек на фоне культуры и литературы
ЛекцииРRO
Писать об Уильяме Шекспире — увлекательная, но неблагодарная работа. Кажется, все, что касается этого великого драматурга, уже сказано, и неизбежен риск скатиться в банальность или удариться в мифотворчество и биографические спекуляции в надежде достичь хоть какой-то оригинальности.
 
В современном мире имя Шекспира стало почти нарицательным. Мы говорим о шекспировских страстях, шекспировской трагедии, шекспировских злодеях, едва ли подразумевая непосредственный первоисточник всего этого. Шекспир для нас уже больше персонаж, чем персоналия, он давно стал символом поэтического гения, драматургии, английского Ренессанса — и, шире, английской литературы, — а также воплощением загадки и мистификации. 
 

Оксана Васильевна Разумовская - Уильям Шекспир - Человек на фоне культуры и литературы 

М. : РИПОЛ классик, 2018. — 334 с.
ЛекцииPRO
ISBN 978-5-386-12171-6
 

Оксана Разумовская - Уильям Шекспир - Человек на фоне культуры и литературы - Содержание

  • Предисловие
  • Пролог
  • Шекспировская Англия. Династия Тюдоров
Акт I. Над водами Эйвона
  • 1. Шаксперы деревенские и городские
  • 2. Шекспир-моряк, Шекспир-учитель... Загадка «потерянных лет»
Акт II. Шекспир в Лондоне. Расцвет
  • 1. Елизаветинский Лондон
  • 2. Totus mundus agit histrionem
  • 3. Друзья, соперники, враги
  • 4. «Раздор гражданский — ядовитый червь, грызущий внутренности государства...»
  • 5.«3абудем все свои тревоги в пирах, веселье, шумном торжестве...» 
  • 6. «Твои стихи текут, волнуя чувства...»
  • 7. «Твои глаза готовы ль плакать, Тит?..»
  • 8. «Вражды минувших дней раздор кровавый...»
Акт III. Зрелость
  • 1. «Рим, ты утратил благородство крови...» .
  • 2. «Кто тьму греха пройдет незаклеймен, а кто и за ошибку осужден...»
Занавес
 

Оксана Разумовская - Уильям Шекспир - Человек на фоне культуры и литературы - Предисловие

 
Один из аспектов образа Шекспира — его выраженная и закрепленная в веках «английскость», тесная связь с набором клише, представляющих вклад Англии в мировую культуру, — позволяет поместить его в массовом сознании где-то на одном уровне с четверкой «Битлз», принцессой Дианой и Гарри Поттером. При этом над произведениями Шекспира пространственно-временные ограничения давно уже не властны, его творчество принадлежит всему человечеству и составляет неотъемлемую часть мирового культурного наследия. Представители разных к    культур и эпох находят в произведениях Шекспира импульс для собственного творчества, например, шотландская трагедия «Макбет» не только вдохновила Николая Лескова на написание «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), но и послужила источником для таких разных экранизаций, как «Трон в крови» (1957) Акиры Куросавы и болливудская драма «Макбул» (2003) индийца Вишала Бхарадваджа.
 
При всей своей известности автор «Гамлета» и «Двенадцатой ночи» разительно отличается от других признанных классиков с «громкими» именами, чьи произведения составляют основу университетских программ. Шекспир кажется более «народным» и демократичным, его статус поэта-самородка, практически самоучки, провинциала, пробившего себе дорогу на сцену большого города, придает его образу особую притягательность в глазах широкой аудитории. Его известность в современном мире превосходит популярность даже самых «раскрученных» звезд кинематографа и литературы. Регулярно появляющиеся новые сценические версии и экранизации шекспировских пьес, театральные фестивали имени Шекспира, издания с роскошными иллюстрациями — все это свидетельствует о живой и непреходящей славе английского драматурга. Никакой другой классик не может похвастаться такими тиражами: согласно рейтингам многих издательских домов, Шекспир уверенно занимает первую строчку по количеству опубликованных экземпляров его сочинений. Празднования двух великих дат (450 лет со дня рождения Шекспира в 2014 году и 400 лет со дня смерти Шекспира в 2016-м) были отмечены творческими и научными мероприятиями международного масштаба и являются еще одним подтверждением того, что Шекспир — не просто покрытое пылью имя на библиотечном фолианте.
 
Благодаря комиксам, мультипликационным фильмам по мотивам его произведений, вольным экранизациям с переносом действия в другие эпохи и страны о Шекспире знают даже те, кто не считает себя большим поклонником серьезной литературы. Шекспир настолько знаменит, что из категории авторов перешел в категорию персонажей, став героем многочисленных фильмов, романов и пьес. Среди самых известных примеров — романтическая трагикомедия «Влюбленный Шекспир» (1998) и историческая драма «Аноним» (2011), а также романы «Книга воздуха и теней» Майкла Грубера и «Псевдоним (б). В поисках Шекспира» Даниэля де Труа. Отдельного упоминания заслуживают беллетризован-ные биографии и научно-популярные сочинения о Шекспире таких знаменитых писателей современности, как Энтони Берджесс («Влюбленный Шекспир»), Питер Акройд («Шекспир» и «Лондонские сочинители»), Эрленд Лу («Органист»).
 

Итак, Шекспир — одновременно символ, персонаж и бренд. Но что скрывается за этим многогранным образом? Почему из множества его знаменитых собратьев по перу именно уроженцу маленького провинциального города, никогда не покидавшему пределы Англии, не придумавшему ни одного сюжета для своих произведений, выпала посмертная слава, превосходящая все мыслимые ожидания? Прижизненная известность драматурга значительно уступала той популярности, которая его ожидала в веках, и не обещала такого поворота судьбы — напротив, Шекспир нередко оказывался в тени более маститых соперников, в которых зрители-современники видели живых классиков (как это было с БеномбДжонсоном*). Земная слава интересовала Шекспира куда меньше, чем, к примеру, другого претендента на роль величайшего поэта Англии, Джона Милтона, с детства отовившего себя к стезе лауреата, избранника Муз. В отличие от Милтона, Шекспир не оставил своим читателям ни дневников, ни трактатов, в которых делился бы своими взглядами на искусство. Более того, он даже не позаботился о прижизненном издании своих пьес, и знаменитое Первое фолио*** появилось на свет только через семь лет после его смерти, в 1623 году. Казалось бы, сам драматург даже не догадывался о той посмертной славе, которая была ему уготована.

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Dorian