Шахнович - Религиоведение

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Религиоведение - Учебное пособие - Шахнович
Христианство — одна из трех (наряду с буддизмом и исламом) мировых религий — возникло в I в. н. э. Вопрос о его происхождении может быть сведен к рассмотрению двух важнейших проблем: почему и при каких обстоятельствах на окраине Римской империи возникло это новое религиозное направление и что способствовало тому, что зародившаяся в иудейской среде небольшая община за несколько веков превратилась в мощную церковную организацию и одержала победу над традиционной культурой и религией греко-римского мира.
 
Важнейшим историческим процессом, определившим на рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. весь ход развития средиземноморского мира, охватывавшего тогда основные территории проживания цивилизованных народов, было превращение Римского государства в мировую державу. Этот процесс был мучительным и для самого Рима, где в ходе гражданских войн республиканское устройство сменилось империей, и для народов, попавших под римское владычество.
 
Общественный кризис в Римской империи коснулся и сферы религиозной жизни. Вера в традиционных богов была подорвана. С одной стороны, среди образованных римлян распространялись основанные на греческой философии учения, скептически оценивающие традиционные верования, с другой — широкое распространение получают мистические восточные культы, например Исиды и Кибелы
 

Религиоведение

Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.
Под ред. М. М. Шахнович
СПб.: Питер, 2012. 448 с.: ил. 
ISBN 978-5-459-00884-5
 

Религиоведение - Оглавление

Введение
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
  • Глава 1. Ранние формы религии
  • Глава 2. Национальные религии
    • § 1. Религии Древнего Востока
    • § 2. Религии античного мира
    • § 3. Религии Индии
    • § 4. Религии Китая
    • § 5. Религии Японии
    • § 6. Зороастризм
    • § 7. Иудаизм
  • Глава 3. Мировые религии
    • § 1. Буддизм
    • § 2. Христианство
    • § 3. Ислам
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • § 1. Классическая социология религии
  • § 2. Конфессиональная и феноменологическая социологии религии
  • § 3. Социальные функции религии
  • § 4. Типология религиозных объединений
  • § 5. Теория секуляризации
  • § 6. Религия, политика, общество
  • § 7. Методы социологических исследований
АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • § 1. Проблема происхождения религии и формирование антропологического религиоведения
  • § 2. Антропологические теории мифа
  • § 3. Антропологические теории ритуала
  • § 4. Современные направления антропологии религии
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • § 1. Психология религии как наука
  • § 2. Homo religiosus с точки зрения психологии религии
  • § 3. Религиозный опыт
  • § 4. Религиозная вера
  • § 5. Религиозный символизм и мифология: психологические аспекты
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • § 1. Феноменология религии: история и метод
  • § 2. Феноменология религии и история религий
  • § 3. Категория «священное
  • § 4. Феноменология религии о homo religiosus

Религиоведение - Введение 

 
Вы открыли учебное пособие, которое называется «Религиоведение». За сухим названием учебного предмета скрывается область научного знания, исследующая одну из интереснейших сфер человеческой культуры, охватывающую все исторические эпохи и оказавшую и продолжающую оказывать влияние практически на все виды человеческой деятельности. Когда мы произносим слово «религия», у каждого человека возникает множество ассоциаций. Нам представляются Парфенон и собор Святого Петра в Риме, мечеть аль-Масжид аль-Харам в Мекке и Успенский собор в Москве, иконы Андрея Рублева и фрески Джотто, бронзовые изображения Осириса и каменные изваяния Будды. Мы вспоминаем о десяти заповедях Моисея и Нагорной проповеди Христа, о даосских мудрецах и джайнских аскетах, о Лютере и патриархе Никоне и о многом-многом другом. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно человечество. Известны десятки тысяч религий и систем религиозных верований, одни из них связаны с великими цивилизациями, другие — объединяют членов какого-нибудь одного племени. 
 
Для классификации многообразия религий существуют типологии религий, созданные в результате сравнительного анализа на основе различных признаков. Религии разделяются, например: на политеистические, то есть связанные с почитанием множества богов, и монотеистические, приверженцы которых почитают единого Бога; на мертвые, то есть не существующие в современном мире, и живые; на письменные религии (то есть имеющие фиксированные сакральные тексты) и бесписьменные (религии племен, у которых нет письменности). Великий немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель предложил очень сложную классификацию религий. По его мнению, их следует делить на естественные: это китайская религия, которую он назвал «религия меры», индусская — «религия фантазии», буддийская — «в-себе-бытия»; переходные религии: персидская — «религия добра и света», сирийская — «религия страдания» и египетская — «религия загадки»; и религии духовной индивидуальности: это иудейская религия — «религия возвышенности», греческая — «красоты» и римская — «целесообразности». Венчает эту типологическую схему христианство, которое Гегель назвал «религией откровения, истины и свободы». 
 
Наибольшее распространение получило деление религий на: племенные (первобытные), или ранние; национальные, связанные с одной этнической группой; и мировые, перешедшие национальные границы и объединившие представителей разных народов мира. Мы использовали, прежде всего, эту классификацию, выбрав для описания из многообразия религий мира лишь некоторые. Что же такое религия, каково ее определение, каково содержание этого понятия? Религия понимается по-разному: и как система представлений, практик и ценностей, и как истина, и как исторический или социальный феномен, и как благочестие. В одном случае мы употребляем слово «религия» как родовое понятие, в другом говорим — «религии», подчеркивая их многообразие. Выдающийся историк религии Мирча Элиаде писал, что мы употребляем это слово, потому что у нас нет никакого другого взамен, хотя далеко не всегда оно соответствует тому, что мы хотим сказать. Вилфред Кантвел Смит, директор центра по изучению мировых религий при Гарвардском университете, считал, что само понятие «религия» — западноевропейская идея. То, что обычно называется «религиями», по его мнению, следует считать самодостаточными «кумулятивными традициями», иначе говоря, типами культуры. Каждая религия претендует на истинность, но истина связана не с «религиями», а с верой индивида. Религия становится истинной тогда, когда человек признает ее и следует ей.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Андрон