Рогозин - Откуда все это появилось

Павел Рогозин - Откуда все это появилось?
Классика евангельского христианства
Мы живем в такое время, когда люди желают твердо знать, во что они верят и почему верят, а если что отрицают, то на каком основании?
Поэтому духовным деятелям то и дело приходится встречаться с теми, кого такие общие ответы, как «наука доказала», «церковь учит», или «это ведет свое начало от апостолов»— совершенно не удовлетворяют.
Многие, не довольствуясь общим признанием вековых наслоений в христианской церкви, хотели бы знать, когда и при каких обстоятельствах эти наслоения появились, а также, что говорит по каждому отдельному вопросу авторитет христианства — Священное Писание.
 
При составлении настоящей книги я и наметил поэтому двоякую цель. Во-первых, познакомить читателя с историческим происхождением некоторых церковных правил, установлений и обихода и, во-вторых, показать, что говорит о них Слово Божие.
Затрагивая вопросы, по настоящее время окутанные туманом вековых споров, и называя вещи их собственными именами, независимо даже от моих личных взглядов и убеждений, я вполне учитываю, что истинные слова не всем будут приятны, а поэтому мой труд у многих не встретит должного отношения.
 
Савонаролу, известного Флорентийского проповедника правды, казнили за то, что он старался открыть людям, как далеко христианская церковь тех времен ушла от «простоты во Христе» (2 Кор. 11, 3).
Яна Гуса сожгли на костре.
Мартин Лютер чудом избежал той же участи.
 
Так было и так будет, с тою только разницею, что тогда уничтожали «автора» тезисов, а теперь, пожалуй, ограничатся только его тезисами.
Во всей человеческой истории трудно найти вражду, которая бы длилась дольше, чем вражда, разделяющая христианство ортодоксальное по традициям, с христианством личным по убеждению.
Поэтому я горячо молюсь, чтобы касаясь самых больных мест вероучения той или иной христианской группировки, не только не поддаться какому-либо недоброму чувству, но даже мысленно не осудить кого и, тем самым, не погрешить против Бога и ближнего.
Держаться всецело Слова Божия и во всех спорных случаях предоставить последнее и заключительное слово Священному  Писанию.
 
Быть совершенно свободным от малейшей духовности гордости. Не допустить презрительного отношения к вещам, которые по-прежнему остаются для некоторых читателей священными.
Быть абсолютно свободным от страха пред людьми и от преклонения пред человеческим авторитетом, зная, что не тот еретик, кто нарушает людское установление, а тот, кто не считается с прямыми требованиями Божьими, заключенными в Св. Писании.
Каждый вопрос рассмотреть и осветить в духе любви, памятуя, что отсутствие последней делает человека недальновидным и недобрым.
Наконец, помнить, что цель настоящего исследования заключается, конечно, не в том, чтобы доказать кому-то ошибочность его суждений и одновременно утвердить истинность суждений моих, а в том, чтобы беспристрастно ответить на вопрос: «откуда все это появилось?» и указать, что говорит по этому поводу Св. Писание. Пусть же любовь Христова усладит всю горечь истины, дабы книга эта действительно достигла своей цели.
 
Среди многих источников, как русских, так и иностранных, которыми я пользовался при составлении этой книги, я хочу особенно отметить следующие: «Изложение христианской православной веры» протоиерея Петра Смирнова; «Очерки церковной истории » Курца; «История церкви»— Евсения; «Догматическое богословие православной, католической, восточной церкви» — доктора богословия архимандрита Антония; «Всеобщая история»— П. Виноградова, «Римская история» Ф. Моммсена в переводе В. П. Неведом с кого; «Рассказы по русской истории» — С. П. Мельгунова и В. А. Петрушевского; «Всеобщая история Христианской церкви» К. П. Е.; «Православное противосектантское руководство» (излож. по соч. Д. И. Боголюбова протоиереем И. Богоявленским) и др.
Да послужит эта книга благословением для каждого, кто с нею встретится. Да смягчит Господь сердце и да просветит ум читателя предубежденного — в этом мое желание и моя молитва.
 

Павел Рогозин - Откуда все это появилось?

Спутник «Пробуждения» № 11
Миссия «пробуждение»
Ростов-на-Дону, 1993
 

Павел Рогозин - Откуда все это появилось? - Содержание

  • Введение
  • Небесное и земное...
  • Предания
  • Поклонение мощам
  • Молитва святым угодникам и Деве Марии
  • Иконопочитание
  • Молитва за умерших
  • Индульгенция
  • Канонизация
  • Исповедь
  • Покаяние
  • Крещение
    • Что такое крещение?
    • Спасает ли крещение?
    • Ведет ли обычай крещения детей свое начало от апостолов?
    • Как и почему возник обряд крещения детей?
    • Что говорит о крещении детей Слово Божье?
  • Миропомазание
  • Елеосвящение
  • Евхаристия
    • Догмат пресуществления противоречит Св. Писанию
    • Догмат пресуществления противоречит фактам
    • О причащении детей
  • Непорочное рождение самой Девы Марии
  • Непогрешимость Папы
  • Непогрешимость Православной церкви
  • Священство
  • Безбрачие священников
  • Монашество
  • Рукотворенные храмы
  • Каждение
  • Употребление четок
  • Церковные богослужения
  • Церковное пение
    • Откуда появились церковные песнопения
  • Сектантство
  • Возрождение
  • Спасение
    • Может ли верующий человек еще при жизни знать, что он спасен?
    • Искупление
    • Покаяние
    • Обращение
    • Любовь
    • Свидетельство Писания
    • Свидетельство Духа Святого
    • Почему нам необходимо иметь уверенность в спасении?
  • Хронология

Павел Рогозин - Откуда все это появилось - Поклонение мощам

 
«Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19)
 
Со смертью первомученика Стефана церковь христианская вступила в долгий период страшных гонений. Не было христианской общины, верующие которой не засвидетельствовали бы истинности Св. Писания и своей преданности Иисусу Христу мученической смертью некоторых членов.
 
Имена мучеников заносились руководящими братьями в списки поместных церквей, в некоторых общинах эти списки оглашались при совершении Вечери Господней, как примеры непоколебимой верности учению Христа.
В известные дни, главным образом в дни годовщин, верующие собирались у могил мучеников, чтобы послушать сказания очевидцев об их мученической кончине. В ту пору никому еще не приходила мысль обращаться в молитве к умерщвленным членам общины и просить их ходатайствовать пред Богом.
 
В представлении тогдашних христиан подобная молитва могла бы исходить только из уст язычника, не знающего истины, а воздавание Божеских почестей «останкам мучеников» (мощам) показалось бы кощунственным. Но в конце четвертого века в церковь начинает мало-помалу проникать поклонение этим именно «останкам». Переход от уважения к останкам к поклонению им был лишь делом времени. Переход этот становится тем более понятным, если взять во внимание то духовное состояние церкви, в котором последняя находилась — с пониженным знанием Слова Божия, пошатнувшейся нравственностью, ослабевшей верой в невидимое, уступившей место поклонению и боготворению «видимого», фетишизму.
 
Антоний Египетский и Афанасий Великий, столпы церкви четвертого века, строго осуждали это опасное, языческое направление в церкви. Чтобы предотвратить темные массы от такой опасности, они приказывали замуровать в стены храмов все сохранившиеся до того времени останки мучеников и ни в коем случае не допускать поклонения им.
 
Однако, второй Никейский собор (787 г.) наперекор Св. Писанию и отцам церкви поклонение останкам мучеников утвердил; и с тех пор этот языческий культ поклонения мощам вошел в практику как восточной, так и западной церквей, обогащая казну тех, у кого мощи эти имелись.
 
Позже, когда умерщвление за веру во Христа было явлением редким, мощи мучеников расчленялись и продавались за большие деньги и не только церквям и монастырям, но и частным лицам.
Торговля мощами достигла таких извращенных форм и чудовищных размеров, что четвертый Латеранский[1] собор в 1215 году, чтобы прекратить соблазн в церкви, вынес постановление, в силу которого открытие новых мощей и торговля ими не допускалась, иначе, как с разрешения самого папы.
 
Вспомним, попутно, что у нас в России Богослужение (с таинством евхаристии) может совершаться только при наличии в храме частицы мощей, являющейся неотъемлемой принадлежностью «антиминса». Седьмым Вселенским собором было возбранено даже самое существование храма, если таковой не имел в себе антиминса. Антиминс, в свою очередь, не может быть освящаем, если не зашита в него частица мощей.
Нужно ли приводить места Священного Писания, чтобы убедиться в неосновательности поклонения мощам? Оно противоречит не только букве и духу Св. Писания, но и здравому смыслу.
Вот несколько мест Св. Писания, которые могут вывести любого человека из его самого долголетнего и упорного заблуждения: I Петра 1, 24; Иоан. 3, 6; Д. А. 2, 31 и 29; Римл. 7, 18; I Кор. 7, 18; 1, 20; 15, 50; 2 Кор. 5, 1 и 16; Евр. 13, 7; Иер. 17, 9.



[1]Латеран — название площади в Риме, где находится церковь св. Иоанна. Под ее сводами собирались пять вселенских соборов. Здесь и поныне коронуются папы.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя palatinus