Рожков - Очерки по истории Римско-Католической Церкви

Рожков - Очерки по истории Римско-Католической Церкви -  Часть I
Для обрисовки будущих епископов Рима, преемников св. апостола Петра, ставших защитниками и исповедниками веры, прежде всего необходимо ознакомиться с личным пребыванием самого апостола Петра в Риме.
С этой точки зрения богословское значение его личного пребывания там иногда возможно слишком переоценивается, как теми, кто это отрицает, так и теми, кто это утверждает.
Тем не менее следует отнести к исторической действительности то, что Петр наверняка был в Риме, претерпел там мученичество и был там похоронен.
 
С исторической точки зрения это не является спорным вопросом или проблемой, потому что все говорит за и ничего — против.
Но мы имеем определенную уверенность в реальности факта даже, если нам не хватает подлинных документов или несомненных сообщений очевидцев, однако, в этом случае мы оказываемся вынуждены прибегать к косвенным свидетельствам.
Косвенных свидетельств о присутствии ап. Петра в Риме имеется столько, что можно говорить о полном единстве и совпадении источников по этому вопросу.
Мы имеем точное указание о мученичестве Петра в Евангелии от Иоанна (Ин. 21, 19).
 
Чем больше эта глава обсуждалась позднее критикой, тем более удивительным оказывалось ее свидетельство, потому что согласно той самой критике, до II века не должно было существовать никаких преданий, связанных с апостолом Петром. Мы имеем Послание св. Климента, почти современное ап. Иоанну, которое было написано из Рима о событиях, происходивших «в наше время» и «среди нас», и в котором приводятся буквальные слова «славное свидетельство Петра». Несколькими годами позже, в начале II века
мы имеем Послание святого Игнатия к Римлянам, в котором тот объясняет, что не хочет руководить ими,«как Петр и Павел». В то время, когда св. Игнатий пишет ефесянам и траллийцам, он, хотя и использует то же самое выражение, однако, не упоминает имен Петра и Павла, вероятно, именно потому, что верховные апостолы находились в более тесных отношениях с Римом, чем с городами Ефес и Тралли.
 
У нас имеется Предание, касающееся происхождения Евангелия от Марка, сохраненное нам Евсевием, опирающееся на писателей II века Папия (Евсевий III, 39) и Климента Александрийского (там же, IV, 14 и II, 15). Такое Предание, хотя и не совпадает во всех частях, совпадает, однако, в утверждении того, что ап. Марк трудился в Риме, комментируя ап. Петра. Во втором веке было отмечено также свидетельство епископа Дионисия Коринфского о мученичестве апостолов Петра и Павла в Риме, и свидетельство св. Иринея об их евангельской деятельности в том же городе, затем свидетельство Тертуллиана, который замечает, что нет никакого различия между теми, кто был крещен Иоанном в Иордане или Петром в Тибре («О крещении» 4, 4). Наконец, мы имеем около 200 года свидетельство одного низшего духовного лица римлянина Кайо, который занимался показом апостольских «трофеев» в Ватикане и по дороге в Остию. Евсевий, который сохранил нам такое свидетельство, подразумевает под названием трофеев славные могилы двух апостолов (Евсевий, «Церк. история», И, 25).
 

Протоиерей Владимир Рожков - Очерки по истории Римско-Католической Церкви -  Часть I

Курс лекций Московской Духовной Академии
Православное товарищество „Колокол”. Москва, 1994.
 

Протоиерей Владимир Рожков - Очерки по истории Римско-Католической Церкви -  Часть I - Содержание

Предисловие
Глава I ЗАПАДНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВЫЕ ТРИ ВЕКА
  • О пребывании святого апостола Петра в Риме
  • Единство древней Церкви: общение
  • Послание общины
  • Римские епископы в доникейский период
  • Рим как центр общения
  • Самые древние сведения о Евхаристии
  • Время совершения литургии
  • Развитие литургической торжественности
  • Крещение
Глава II СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕЙ ПРИМАТА В РИМСКОЙ ЦЕРКВИ
  • Папа св. Лев Великий и IV Вселенский Собор
  • Историческое развитие римского примата
Глава III РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В ЕВРОПЕ
  • Обращение Хлодвига и франков (496—498 гг.)
  • От Хлодвига до Карла Великого
  • Союз франков с Церковью
  • Папство и распространение христианства
  • Святой Григорий Великий (590—604 гг.)
  • Папство, Пипин Короткий (751—768 гг.)
  • Карл Великий (768—814 гг.)
Глава IV ПАПСТВО В ФОРМИРОВАНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ (IX ВЕК)
  • Германские Императоры и папство
Глава V ПЕРЕХОД К ФЕОДАЛИЗМУ. УПАДОК ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ (IX—X ВЕКА). РАСЦВЕТ ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ ВXII—XIII ВЕКАХ
  • Церковь и феодализм
  • Реформа западной церкви (XI век)
  • Первые попытки реформы. Лев IX (1049—1054 гг.)
  • Папа Григорий VII (1073—1085 гг.)
  • Борьба империи и папства в последующие века (XII—XIII)
Глава VI ИСТОКИ ЗАПАДНОГО МОНАШЕСТВА
  • Преп. Бенедикт Нурсийский и его устав
  • Расцвет монашества. Клюнийское и цистерианское движения
  • Св. Франциск Ассизский и францисканство
  • Святой Доминик и доминиканцы
Глава VII БОГОСЛОВИЕ СХОЛАСТИКОВ
  • Общие черты средневековой философии
  • Иоанн Скотт Эригена. Неоплатонизм
  • Арабская и еврейская философия эпохи схоластиков
  • Иоахим из Флоры. Хилиазм
  • Философия номинализма. Абеляр
  • Философия реализма. Ансельм Кнтерберийский
  • Аристотелизм. Альберт Великий. Средневековая космология
Глава VIII ФОМА АКВИНАТ
  • Очерк его жизни и деятельности
  • Учение Фомы о познании и Откровении
  • Богословие Фомы Аквината
  • Учение Аквината о Творении
  • Антропология Фомы Аквината
  • Этика и социальное учение Фомы Аквината
Глава IX ЕРЕТИЧЕСКИЕ И СЕКТАНТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В ЗАПАДНОЙЦЕРКВИ ДО РЕФОРМАЦИИ
  • Сектантские движения в XII—XIV веках
  • Еретические движения. Катары
Глава X ПОДГОТОВКА РЕФОРМАЦИИ
  • Джон Уиклиф и Ян Гус
Глава XI ОБЩЕСТВО ИИСУСА
  • История общества Иисуса

Протоиерей Владимир Рожков - Очерки по истории Римско-Католической Церкви -  Часть I - Предисловие

 
Когда я по благословению церковной власти вел курс лекций вАкадемии: то не предполагал, что они когда-нибудь будут изданы. Обычно к тому, что было отпечатано на машинке я отвлекался от текста, сообщая новые сведения из «Оссерваторс Романо» и из других изданий. Первыми моими словами, обращенными к студентам, были следующие: «Забудьте все, что вы читали или слышали от кого-нибудь о Католической Церкви; так и наши старые учебники тоже давно не соответствуют действительности». Стихия, если можно ее так называть, безграничный и многоликий океан Католической Церкви трудно соединить даже в большой книге. Начинаю с темы главного предмета разделения Церквей: вопроса о примате Римского епископа (о полноте власти над всей Вселенской Церковью, хотя слова католический или кафолический имеют одинаковое значение).
 
Мне нет надобности доказывать вопрос о главенстве святого апостола Петра над другими апостолами. Вопрос должен стоять о том, насколько римский папа воспринял это апостольское главенство и насколько он обладает юристикцией над всей Церковью. Мне приходилось слышать о моих католических «симпатиях». Не скрою, что многое нахожу полезным в практике канонического права, социального учения, разновидности монашеского призвания, церковного образования и так далее.
 
Нет спора в том, что апостольская столица — Рим — имеет первенство чести, но к историческому барьеру разделения накопился тяжкий груз «психологического» барьера.
Дай же, Господи, Церкви Твоей мир, и любовь, и согласие чего так ожидает от Церкви наш секулярный мир.
 
Протоиерей Владимир Рожков
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (7 votes)
Аватар пользователя Андрон