Бенедикт Спиноза - pro et contra - Русский путь

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Бенедикт Спиноза: pro et contra
В наши дни слова «Спиноза» и «философ» — почти синонимы, близнецы-братья. Спиноза многолик, как сама философия. Сколько есть философских школ, столько и несхожих портре­тов Спинозы. Атеист и пантеист, мистик и рационалист, но­ватор и компилятор, догматик и разрушитель догм — это все о нем. Ни одно другое философское учение не вызывало столь­ко разногласий.
 

Бенедикт Спиноза: pro et contra

- СПб.: РХГА, 2012. - 814 с. - (Русский Путь).
ISBN 978-5-88812-477-2
 

Бенедикт Спиноза: pro et contra - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ (А. Д. Майданский)
  • Юркевич П. Д. Идея <фрагмент> 
  • Чичерин Б. Н. История политических учений <фрагмент>     
  • Кириллович А. Ф. Онтология и космология Спинозы в связи с его теорией познания     
  • Введенский А. И. Об атеизме в философии Спинозы  
  • Соловьев В. С. Понятие о Боге (В защиту философии Спинозы)       
  • Трубецкой Е. Н. Декарт и Спиноза          
  • Радлов Э. Спиноза  
  • Бернфелъд С. Спиноза <фрагмент>         
  • Половцова В. Н. Обзор книги: St. v. Dunin-Borkowski, S. J. Der junge de Spinoza    
  • Франк С. JI. Учение Спинозы об атрибутах       
  • Половцова В. Н. К методологии изучения философии Спинозы       
  • Робинсон Л. Метафизика Спинозы <фрагмент>           
  • Кечекьян С. Ф. Этическое миросозерцание Спинозы <фрагмент>    
  • Лопатин Л. М. Лекции по истории новой философии <фрагмент>   
  • Шилкарский В. С. О панлогизме у Спинозы <фрагмент>       
  • Беляев В. А. Лейбниц и Спиноза <фрагмент>   
  • Шестов Л. Potestas clavium <фрагмент>  
  • Шестов Л. Сыновья и пасынки времени (Исторический жребий Спинозы)
  • Асмус В. Ф. Очерки истории диалектики в новой философии <фрагмент>
  • Аксельрод Л. И. (Ортодокс). Спиноза и материализм <фрагмент>    
  • Брушлинский В. К. Спинозовская субстанция и конечные вещи      
  • Разумовский И. П. Спиноза и государство        
  • Деборин А. М. Мировоззрение Спинозы <фрагмент>
  • Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование <фрагмент>
  • Ильенков Э. В. Понимание абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике <фрагмент>
  • Ильенков Э. В. К докладу о Спинозе      
  • Кузнецов Б. Г. Разум и бытие <фрагмент>         
  • Ильенков Э. В. Опередивший свое время          
ПРИЛОЖЕНИЕ      
  • Иоганн Колерус. Жизнь Б. де Спинозы  
  • Подлинный текст отлучения        
КОММЕНТАРИИ (А. Д. Майданский)
 

Бенедикт Спиноза: pro et contra - Предисловие

 
Начнем с вопроса, больше всего волновавшего русских философов, к какому бы лагерю они ни принадлежали: Спиноза — религиозный мыслитель или атеист?
 
Громкий спор об этом затеял на исходе XIX столетия Вл. Соловьев. Его задела за живое статья в «Вопросах фило­софии и психологии», в которой проф. А. И. Введенский дока­зывал, что спинозовский «Бог» не настоящий, не религиозный. Соловьев, по собственному признанию, в юности был влюблен в Спинозу, а кроме того имел о Боге и религии совершенно иные понятия, нежели Введенский.
 
Сам Спиноза ни в коей мере не считал свою философию ре­лигиозной: необходимость «отделить религию от философских умозрений (religio a speculationibus philosophicis separare)» — сквозная идея «Богословско-политического трактата». В четырнадцатой главе Спиноза подробно разъяс­няет, как «отделить веру от Философии (fidem a Philosophia separare), что и было главной целью всего труда».
 
Такое разделение в интересах не только философии, но и са­мой религии, уверяет Спиноза. Раздоры и ереси будут терзать религию до тех пор, пока в ней не прекратится философство­вание и «она не сведется к очень немногим и самым простым догматам». Предназначение «истинной Религии» (Religio vera) состоит в поддержании морали и общественного порядка. Философия же ищет истину и смысл жизни (этику). Если эти два занятия не смешивать, одно другому не помеха. «Учение Писания содержит не возвышенные умозрения и не философ­ские вопросы, но вещи только самые простые, которые могут быть восприняты даже каким угодно тупицей», — ибо апелли­руют к воображению и аффектам невежественной толпы, а не к интеллекту, как философия. «Я не могу достаточно надивить­ся», — продолжает Спиноза, — людям, которые «привнесли в религию столько философских умозрений, что Церковь ка­жется Академией, а Религия — наукой или, вернее, словопре­нием (altercatio)».
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Василий