Сахаров - Духовные беседы. Том 1-й

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Архимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы. Том 1-й
В начале 90-х в монастырь приехали гости из России: в те годы — явление весьма редкое. Присутствуя на одной из очередных бесед старца с монастырской братией, некто из гостей попросил старца сказать последнее слово о монашестве. Старец, узрев в сей знаменательной встрече Промысл Божий, стал говорить, обращая свое слово ко всей Русской Церкви. Для старца эта встреча была особо волнующей, ибо на протяжении всего своего христианского пути старец глубоко преклонялся пред подвигом мученичества, который понесла Русская Церковь в XX веке.
 
Будучи на пороге своей смерти, старец в тот момент решился открыть то, что ему дано было жить за многие десятилетия в его неотступной молитве за Русскую Церковь, как это было явлено ему Духом Истины. В этой беседе старец со страхом посмел произнести сии дерзновенные слова: «Дух Божий извещает меня об истинности слов моих относительно Русской Церкви и ее богоданного Патриарха. Умоляю вас всех: послушайте слово, которое дает мне Бог и за которое вся ответственность ложится на меня». Они прозвучали как исповедь его пред всей Русской Церковью и как завет его всему русскому верующему люду.
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы. Том 1-й

Изд. 1-е
Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Издательство «Паломникъ», 2003. 384 с.
ISBN 1 874679 26 6
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы. Том 1-й - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Беседа 1: О совершенстве монашества и о возрождении Русской Церкви
  • Беседа 2: О риске в духовной жизни, национализме и всечеловечестве
  • Беседа 3: Об истощании 
  • Беседа 4: О структуре монастыря
  • Беседа 5: Образ Иисуса Христа 
  • Беседа 6: О прелести
  • Беседа 7: О вечности
  • Беседа 8: О принципах монашеской жизни
  • Беседа 9: Об организации жизни монастыря по принципу персоны 
  • Беседа 10: Как проводить Великий Пост
  • Беседа 11: Пост и борьба с искушениями на пути к воскресению 
  • Беседа 12: Богопознание через подвиг истощания и плача
  • Беседа 13: Богопознание через уподобление Христу в Его всечеловечестве 
  • Беседа 14: О хранении ума в Боге
  • Беседа 15: Наше спасение — в нашем единстве
  • Беседа 16: Богопознание и становление персоны
  • Беседа 17: Путь к познанию Бога 
  • Беседа 18: Путь к богоподобию
  • Беседа 19: О нашем изначальном богоподобии и падении
  • Беседа 20: Спасение через любовь, а не богатство интеллектуальных познаний 
  • Беседа 21: Величие монашеского призвания
  • Беседа 22: О борьбе за пребывание умом в Боге
  • Беседа 23: О жизни в афонской пустыне 
  • Беседа 24: «Как я хочу, чтобы вы все были поэтами»
  • Беседа 25: Прощеное Воскресенье: «Блажен ум, иже не иде на совет нечестивых»
  • Беседа 26: О цельности духовной жизни
  • Беседа 27: Страдания, через которые познается единство человечества, как путь спасения в наше время
  • Беседа 28: О сыноположении 
  • Беседа 29: От этики к онтологии
  • Беседа 30: О богоудаленности
Прощальная беседа
Завещание
ПРИЛОЖЕНИЕ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И ТЕРМИНОВ
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы. Том 1-й - Завещание

 
Возношу славословие Богу нашему, дающему мне радость видеть вас собранными сегодня воедино. Я не знаю дня, когда умру, но опыт ближайших прошлых лет научил меня ждать конца моей жизни каждый день. По воле Господа на меня выпал долг свидетельствовать о нашем духовном отце Силуане, которого Он показал мне в его подлинном величии. Преисполненный сознания моей малости, я произношу эти слова, исполненный великого страха. То, чему я научился у его ног при жизни его, я не хочу сохранить только для себя, но горю желанием сообщить всем вам в той полноте, в которой благоволил Господь открыть мне Своего избранника. Хочу и молюсь Богу, чтобы Он открыл вам чаяние моего сердца: передать вам воспринятое мною как мое завещание.
 
В монашеском общежитии, в идеальном порядке, ставится целью достижение того единства, о котором молился Христос: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; то есть по образу единства Святой Троицы. Един есть Бог, но единый в трех Ипостасях-Лицах; и по словам откровения Св. Библии: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию, нужно увидеть, что в безначальном уме Творца нашего человек задуман как один, единый, но в большом числе ипостасей. В этом чудном единстве каждый, в каком-то смысле, внутри своей ипостаси является центром всего: все и всё — для него. Он же все свое и всего себя отдает для всех и каждого. Нет ни большего, ни меньшего. Каждый, нося в молитве своей всех членов общины, стремится достигнуть того, что поставлено перед нами как заповедь: «любить ближнего, как самого себя», то есть как «свою» жизнь. Если члены монашеской общины действительно разумно носят в себе сие задание, то они благотворно влияют один на другого в общем подвиге достигнуть единства в Боге. Создается при этом совмещение усилий, тесное сотрудничество, конвергенция в порыве благочестивого творчества, обеспечивающего восхождение в духовную сферу Царства Святой Троицы.
 
Монашеское общежитие является самым благоприятным условием для расширения нашего сознания до тех пределов, которые поставлены пред нами как конечная цель, как реализация образа и подобия Богу в «человеке-человечестве»: Чтобы они были едино, как и Мы. Подвиг сей, будучи безмерно великим, конечно, не может быть легким. Это есть тот «узкий путь», полный глубоких страданий, о котором говорит Христос. Всю нашу жизнь мы можем расти, движимые словом и примером Самого Христа, доколе не достигнем единства веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христа. Спасение состоит в восприятии дара Божественной жизни в ее извечной полноте. Говоря о «полноте», мы имеем в виду ипостасную форму бытия. Полноту мы мыслим как любовь, которой свойственно совершенство познания, и сие в силу общения в самом бытии.
 
Не вредно повторять, что любовь перемещает жизнь любящего в лицо возлюбленного: существование возлюбленных мною лиц становится содержанием моей жизни. Если я всем моим существом люблю Бога, по смыслу первой заповеди: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим, то я весь целиком пребываю в Нем. И только так Его бытие становится моим. Если я, подобно Христу, до конца люблю всех, то бытие всех силою любви делается моим бытием. И это не только в смысле объема содержания, но и качества, через преображение благодатью Божиею моей человечности. И так это явится особым родом нашего пребывания в Боге и Бога в нас. И это есть — живая вечность, то есть персональная, ипостасная.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя ushpizin