Сахаров - архимандрит Софроний - Подвиг богопознания

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Архимандрит Софроний (Сахаров) - Подвиг богопознания. Письма с Афона
Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его - такой путь предначертал Господь всем, кто дерзнул последовать его стопам (Мф. 11, 12). Вся жизнь архимандрита Софрония была непрестанным усилием к стяжанию Царства по заповеди Христа. Этот подвиг богопознания нашел свое частичное отражение в письмах к Д. Бальфуру. Они написаны отцом Софронием в годы его жизни на Афоне, когда все его существо было сосредоточено на внутренней борьбе за постижение Божественного Первообраза. Публикуемые в этой книге писания являются ценным и живым свидетельством, указывающим на истоки богословия отца Софрония.
 
Рожденное в недрах афонского предания учение, в них изложенное, во многом предвосхищает его книги «Старец Силуан» и «Видеть Бога». По существу письма содержат все основные положения, которые определяют дальнейшее становление отца Софрония как духовного явления нашей эпохи. Несомненно, событием, во многом определившим его богословский облик, было духовное общение со старцем Силуаном. Переписка с Бальфуром отчасти проливает свет на первые годы знакомства отца Софрония со старцем Силуаном, начавшегося в 1930 году. Когда отец Софроний готовил к изданию книгу «Старец Силуан» (Париж, 1952), он воспользовался этими письмами как живым памятником, запечатлевшим духовный облик старца Силуана: «Там было многое написано под непосредственным влиянием старца, - пишет отец Софроний, - и поэтому они могли бы восстановить в моей памяти с достаточной точностью некоторые вещи о нем».
 
Старец Силуан открыл для него новые горизонты в духовной жизни. Отец Софроний позднее писал: «Это было в те дни, когда я не находил достаточных слов, чтобы принести Богу мою благодарность за встречу мою со старцем Силуаном. В то время я был весь под ‘знаком’ (чтобы не сказать неподходящего в данном случае слова - впечатлением) того Света Преображения, в котором Бог показал мне старца. После семи лет глубочайшего ‘недоумения’... в котором я находился до этой встречи, мне в старце было дано подлинно откровение и утверждение».
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Подвиг богопознания. Письма с Афона (к Д. Бальфуру)

Изд. 1-е.
Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Издательство «Паломникъ», 2001. 368 с.
ISBN 1 874679 19 3
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Подвиг богопознания. Письма с Афона (к Д. Бальфуру) - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть первая БОЖИЕ ПРИЗВАНИЕ
  • Письмо 1: Исход из Католичества
  • Письмо 2: Преддверие Православия
  • Письмо 3: Сомнения
Часть вторая ПРИНЯТИЕ ПРАВОСЛАВИЯ
  • Письмо 4: Новоначалие
  • Письмо 5: Крестный путь Православия
  • Письмо 6: Об основах духовной жизни
  • Письмо 7: О науке послушания
  • Письмо 8: Об умном делании
  • Письмо 9: Монашество и скорби матери
  • Письмо 10: Накануне пострига
  • Письмо 11:О старце Силуане
  • Письмо 12: Покаяние - основа духовного делания
  • Письмо 13: О духовном преуспеянии
  • Письмо 14: Любовь как цель подвига
Часть третья ИСПЫТАНИЯ
  • Письмо 15: Скорби - знамение богоизбрания
  • Письмо 16: О родных
  • Письмо 17: Постриг
  • Письмо 18: Пережитое искушение
  • Письмо 19: Христианская жизнь есть подвиг
  • Письмо 20: Решение старца Силуана
  • Письмо 21: Подвиг любви Христовой
  • Письмо 22: О жизни, смерти и вечности
Часть четвертая РАЗРЫВ
  • Письмо 23: «Пусть живет по-своему»
  • Письмо 24: О воле Божией, ведущей на Голгофу
  • Письмо 25: Об истинном монашестве
Часть пятая ВНЕ ЦЕРКВИ
  • Письмо 26: О мире всего мира
  • Письмо 27: О свободе души и церковных узах
  • Письмо28: О православном догматическом сознании
  • Письмо 29: Крест Христа
ЭПИЛОГ
  • Письмо 30: Бог есть Любовь
Приложение I ИЗ ПИСЕМ ОТЦА СОФРОНИЯ
  • Письмо 1: О послушании при отсутствии старца
  • Письмо 2: О благодати и душевном-духовном
  • Письмо 3:О Божественной благодати и свободе человека
  • Письмо 4: О покаянии
  • Письмо 5: О том, как должно подвизаться умом
  • Письмо 6: О значении чуда
  • Письмо 7: О Боговоплощении
Приложение II ИЗ ПИСЕМ Д. БАЛЬФУРА
  • Письмо 1: «Старец - не оракул»
  • Письмо 2: Сам по себе
  • Письмо 3: Об Иоанне Креста
  • Письмо 4: Дерзайте!
  • Письмо 5: Годы безбожия
  • Письмо 6: Пробуждение
  • Письмо 7: Новоначальный
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
УКАЗАТЕЛЬ ССЫЛОК НА СВ. ПИСАНИЕ
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Подвиг богопознания. Письма с Афона (к Д. Бальфуру) - Предисловие

 
Архимандрит Софроний Сахаров (1896-1993) известен в православном мире как автор книг «Старец Силуан» (Париж, 1952), «Видеть Бога, как Он есть» (Эссекс, 1985), «О молитве» (Париж, 1991), «Рождение в Царство Непоколебимое» (Москва, 2000) и др. Некоторые из его книг, такие как «Старец Силуан», по своей популярности, стали православной классикой XX века. Для всех, кто соприкоснулся, пусть даже отчасти, с духовным наследием отца Софрония, всякое слово о нем может показаться излишним. Его писания - красноречивое свидетельство о духовном богатстве сего замечательного подвижника благочестия нашей эпохи. Жизненный путь отца Софрония охватывает почти все прошлое столетие. Основные вехи его духовного развития так или иначе переплетались с судьбой человечества в XX веке. При этом его слово оставалось незаменимой духовной поддержкой для разных поколений - они находили в нем ответы на многие вопросы, порожденные противоречиями, конфликтами и трагедиями современной жизни.
 
Публикуемые письма к Д. Бальфуру - первое из духовных писаний отца Софрония. Предшествующие переписке годы его жизни были ознаменованы напряженным поиском Бога - Божественного Абсолюта. Его не покидала мысль о том, как человек может перейти грань этой временной жизни, ибо, по его словам, «дух человека не принимает идеи смерти». Сам отец Софроний так описывал свое состояние в тот период: «Все мое бытие было заключено в искании выхода из узких рамок времени и пространства» к познанию Вечного и Абсолютного. Уже будучи в Париже, отец Софроний поступил в Свято-Сергиевский Богословский Институт, чтобы глубже постичь христианское мировоззрение. Однако учеба в Институте у выдающихся представителей русского богословия того времени не смогла удовлетворить его жажды богопознания. Тогда в 1925 году он уехал на Афон, где был принят в братию Свято-Пантелеимоновского монастыря. Напряженный внутренний поиск предшествующих лет подготовил почву к восприятию величайшего духовного явления нашей эпохи - старца Силуана (1866-1938). Отец Софроний как никто иной смог понять и оценить по достоинству богооткровение, которого сподобился старец Силуан, - «держи ум твой во аде, и не отчаивайся». Как пишет отец Софроний, это было воистину событием историческим, определяющим всю нашу эпоху: это было «началом победы, исходом к вселенской любви». Несмотря на то, что старец Силуан был человеком малограмотным, он сумел разрешить глубочайшие жизненные вопросы, на которые не смогла дать ответ даже богословская элита Парижа. Ныне старец Силуан - прославленный святой Православной Церкви, широко известный и почитаемый во всем мире. Он был причислен к лику святых в 1987 г.
 
Из-за свойственной ему скромности отец Софроний при жизни не хотел, чтобы эти письма стали достоянием посторонних читателей. В них так много откровенного, глубоко личного. Позднее он признался Бальфуру: «Я, по неопытности моей, писал тебе о самом себе, о том, что я  сам мыслил и переживал, о том, как сам я боролся с той или иной страстью... Именно эта неопытность или, иначе говоря, только начало опыта и характеризует весь этот период моей с тобою связи в молитве. Теперь я многого не сделал бы из того, что позволил себе тогда. Но прошлого не вычеркнешь из жизни, как «факта». Его можно покрыть покаянием, сделать бессильным для вечности, но как факт исторический оно останется именно таковым фактом. Я, конечно, не первый, которому выпадает на долю переживать стыд за свое прошлое, за сказанное неуместное слово или написанное. Да и в том уже находишь себе некоторое удовлетворение, что хотя бы в последующие годы мне было дано усмотреть ранее сделанные ошибки».
 
В Евангелии сказано: Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14), посему было бы неуместным сокрыть духовное богатство, заключенное в этих письмах, «закопать в землю талант» сей премудрости духовной (Мф. 25, 18) или «зажегши свечу, поставить ее под сосудом» (Мф. 5, 15), предав забвению слово, Святым Духом движимое. Но да исполнится завещанное Господом: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Именно в силу глубоко личного характера и «неопытной» откровенности письма правдиво отражают внутреннее горение духа молодого подвижника, отца Софрония, приоткрывают тайны его сердца, исполненного огнем любви Христовой. Читая их, каждый может почерпнуть нечто на пользу душе, для укрепления веры и духовного утешения. При этом публикуемые письма едва ли можно рассматривать в качестве общего руководства к духовной жизни, поскольку сам отец Софроний отмечает: «Писанные к определенному лицу в определенных условиях... они во всех отношениях являлись предназначенными для некоторого переходного времени». Соответственно, содержание писем определялось текущими духовными нуждами их адресата - Давида Бальфура.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Андрон