Сантала - Мессия в Новом Завете

Ристо  Сантала - Мессия в Новом Завете
В первой части исследования корней христианства, в книге "Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний" мы предприняли попытку показать общую картину ожидания евреями Мессии, ожидания, основанного на Ветхом Завете. Наша цель заключалась в том, чтобы исследовать, как самые древние и наименее подверженные цензуре еврейские источники говорят об ожидании грядущего Мессии.

Аналогичные исследования были предложены для обсуждения на конференции в Берлине, в октябре 1976 года, где участвовали представители евангелических церквей и еврейских синагог. На этой встрече было принято заявление, поддерживающее распространение христианами основ своей веры среди иудеев и наоборот.

Те же вопросы, начиная с 1960 года, обсуждались на международных конференциях, проводимых Мировой Лютеранской Федерацией, а также на заседаниях ее комитета "Церковь и евреи". Из всех этих встреч наиболее примечательными, вероятно, были консультации на тему: "Выдающееся место евреев в жизни и служении Церкви", состоявшиеся в Боссэе в августе 1982 г. Эти консультации имели большой успех благодаря тому, что на них присутствовало большое количество евреев. Главной темой дискуссий была: "Отношение христиан к своему еврейскому наследию".
 

Ристо  Сантала - Мессия в Новом Завете в свете раввинистических писаний

 
Издательство Керен Ахва Мешихит, Иерусалим, 1980, 2001
 

Ристо  Сантала - Мессия в Новом Завете - Содержание

 
ДОСТОВЕРНОСТЬ НОВОГО ЗАВЕТА
ХРИСТИАНСТВО ГЛАЗАМИ ДРЕВНИХ ИСТОРИКОВ
  • Упоминания об Иоанне Крестителе
  • Свидетельства Иосифа об Иисусе
  • Сравнение Нового Завета с другой античной литературой
ИИСУС В СВЕТЕ ИУДЕЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ
КОГДА И ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ЕВАНГЕЛИЯ
  • Действительно ли Иисус говорил о разрушении Иерусалима?
  • Каков был статус иврита во времена Второго Храма?
  • Новые факты о дате написания Нового Завета
  • Мнение Иерусалимской школы о происхождении Евангелий
 
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ - ПРЕДВЕСТНИК ПРИШЕСТВИЯ МЕССИИ
 
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ О РОЖДЕНИИ ИИСУСА 
ИИСУС, НАЧАЛО ТВОРЕНИЯ, В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА
РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА, ОПИСАННОЕ В ЕВАНГЕЛИИ ОТ МАТФЕЯ
Является ли Иисус Сыном Давидовым?
  • Звезда, появившаяся при рождении Христа
  • Подношение даров Мессии
  • Убиение младенцев в Вифлееме
СОБЫТИЯ, СОПРОВОЖДАВШИЕ РОЖДЕНИЕ ИИСУСА, РАССКАЗАННЫЕ ДЕВОЙ МАРИЕЙ
  • Что мы знаем о жизни самого Луки?
  • Свидетельство Луки о непорочном зачатии
  • Лука — собиратель гимнов
  • Раннее детство Иисуса
 
ПУБЛИЧНОЕ СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА И ЕГО ПРОПОВЕДЬ
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯИ ДАТЫ СЛУЖЕНИЯ ИИСУСА
 
ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНИ ИИСУСА
НИКОДИМ УЗНАЕТ О НОВОРОЖДЕННОМ
ИИСУС ВСТРЕЧАЕТСЯ С ГРЕШНОЙ ЖЕНЩИНОЙ
  • Иисус и женщина-самарянка
  • Скандал в святилище
ИИСУС - ЦЕЛИТЕЛЬ
  • Исцеление слепорожденного человека
  • Иисус и прокаженный
  • Иисус — Победитель смерти
 
ИИСУС В СВЕТЕ СОБСТВЕННОГО УЧЕНИЯ
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - "МАНИФЕСТ ИИСУСА ХРИСТА" . . .
ИСТОКИ БЛАГОСЛОВЕНИЙ
ОБЩИЙ ХАРАКТЕР УЧЕНИЯ ИИСУСА ИИСУС - ТОЛКОВАТЕЛЬ ЗАПОВЕДЕЙ
УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА О ЛЮБВИ к БЛИЖНЕМУ
УЧЕНИЕ ИИСУСА О ПОСТЕ И МОЛИТВЕ
ИУДЕЙСКИЕ КОРНИ МОЛИТВЫ "ОТЧЕ НАШ"
СЛОВА ОБОДРЕНИЯ И УВЕЩЕВАНИЯ
ЧТО ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВЫМ: КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО?
ПРИТЧИ ИИСУСА В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЕСЕД ИИСУСА ХРИСТА
 
ПОВЕСТВОВАНИЕ О СТРАДАНИЯХ ИИСУСА
ЦАРЬ ВЪЕЗЖАЕТ В СВОЮ СТОЛИЦУ
ПАСХА В ДНИ ИИСУСА ХРИСТА
СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ ГОСПОДА - МЕССИАНСКАЯ ВЕЧЕРЯ
СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НАД ИИСУСОМ, ПОПЫТКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОБЫТИЙ
АРЕСТ ИИСУСА В ГЕФСИМАНИИ
СЦЕНЫ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА НАД ИИСУСОМ ХРИСТОМ                                                   
ИИСУС ПЕРЕД ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА
ФАКТЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СМЕРТЬЮ ИИСУСА
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВОСКРЕСЕНИЯ ИИСУСА
 
ИИСУС В СВЕТЕ СВОЕГО УЧЕНИЯ О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ
БИБЛЕЙСКИЕ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ РАЗНОВИДНОСТЯМИ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН
ЧТО ЕВРЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ ГОВОРЯТ О КОНЦЕ ВРЕМЕН?
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ИЗРАИЛЯ В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
 
ЧТО ЖЕ СКАЖЕМ?
БИБЛИОГРАФИЯ
 

Ристо  Сантала - Мессия в Новом Завете - Введение

 
Мы считаем, что для понимания мессианских ожиданий и христологии Церкви необходимо познакомиться с принципами еврейского мышления, В связи с этим в первом томе мы обсуждали фундаментальные различия между еврейским и западным образами мышления. Еврейское мышление идет от конкретных правил к общим, от конкретных понятий к абстрактным, В силу этого оно никак не связано с чем-то систематическим.
 
Оно ассоциативно по своей природе — в том смысле, что каждый аспект занимает свое конкретное место в общей картине и "все детали взаимосвязаны друг с другом". "Слушание", "действие" и "практический аспект" — это типичные черты еврейского образа мышления, и глагол "быть" у евреев не используется в том значении, в каком он используется в западных языках. Еврейское мышление выражает не то, что статично, а наоборот, то, что динамично. Западная теоретическая и философская мысль стремится к гармонии, ориентируясь на логику и систематичность, что совершенно чуждо Библейскому мышлению.

В первом томе мы показали несколько образцов мышления, свойственных еврейской литературе, которые, как говорят последние исследования, встречаются на каждой странице Нового Завета. Мы увидим эти модели, к примеру, при обсуждении учений Иисуса Христа. Естественно, что Новый Завет должен исследоваться в свете тех пророчеств, на основании которых он появился. Историческая достоверность Нового Завета подтверждается еще и тем, что евреи в свое время установили безоговорочное требование к точности переписывания Писаний и преданий.

 

Ристо  Сантала - Мессия в Новом Завете - Иисус в свете Своего учения о последних днях

 
Мы не сможем до конца понять жизнь Иисуса Христа и Его учение, если мы не признаем того, что Он говорил о последних днях и о Своем Втором пришествии. Эсхатология, наука о конце света, не ограничивается обсуждением упоминаемого в Библии исторического хаоса последних дней. Греческое слово eschaton включает в себя все, что относится к "концу": окончательный исторический кризис человечества; смерть личности, ад, Второе пришествие Христа, возможное Тысячелетнее Царство, о котором говорит Библия, Последний суд и наше место на небесах. Этот размах нельзя приуменьшать.

Проповедь Иисуса содержит отчетливо выраженный эсхатологический лейтмотив. Обращение "Сын Человеческий", которое Иисус использовал, говоря о Себе, всегда подразумевает Второе пришествие "на облаках небесных". Он очень много говорил о "Царствии Небесном" и о "Царствии Божьем" в Своем учении и притчах. Мы должны в этой жизни приобретать себе сокровища неветшающие и более всего радоваться тому, что наши имена записаны на небесах. Кто исповедует Иисуса Господом в этом мире, того Иисус исповедает однажды перед Отцом Своим Небесным. Царство Иисуса не от мира сего.

Теологи, как правило, отрицательно относятся к такому настоятельному эсхатологическому требованию и даже выражают сомнение в том, что оно исходит от Самого Иисуса. Правда, некоторые из них, например, Альберт Швейцер, видели эсхатологический оттенок во всем учении Иисуса. Однако Швейцер считал, что на кресте Иисус понял Свое "заблуждение". Один финский теолог также утверждает, что по прошествии двух тысяч лет, он уже не верит во всякого рода "христианские подпорки", связанные со вторым пришествием Иисуса Христа. С другой стороны, сама по себе эсхатология признается наукой первостепенной важности. Например, вышеназванный теолог утверждает:

"Я клялся бы утверждать, что теология пока еще не рассматривала всерьел вопроса об эсхатологии Иисуса, с позиции которой все сказанное Иисусом Христом было бы совершенно понятным. Финские теологи, в частности, до сего дня полностью игнорировали проблемы, вызванные тем фактом, что Царство Божье не пришло гак, как его предсказывал Иисус".

Эсхатологическое видение и Второе пришествие, фактически, столь сильно укоренены во всем, что проповедовал Иисус, что нужна немалая смелость для того, чтобы утверждать, что Царство Божье не пришло так, как это было предсказано Христом. Швейцер делает вывод, что Иисус "ошибся", но у нас есть хорошие основания для того, чтобы подумать о том, не могло ли это дело все же обстоять как-то иначе. Петр в своем Послании говорит: "...B последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям, и говорящие: 'Где обетование пришествия Его?'" Иудейские исследователи также отрицательно относятся к "последним дням", потому что для них эта фраза означает пришествие Мессии. Таким образом, "запрещено исчислять последние дни" и "они уже завершены". Такие подсчеты "не ведут к страху Божьему, или любви", — говорит РаМБаМ.

Перед нами, живущими в этом веке, однако, этот вопрос стоит иначе. В свете полученных нами новых знаний, в частности — после открытия рукописей Мертвого моря, было выявлено, что надежда на пришествие Мессии во времена второго Храме имела мощное эсхатологическое основание. Согласно рукописям Мертвого моря, "то, что было сокрыто от Израиля", не могло остаться запечатанным "из опасении вероотступничества". Итак, приведем несколько замечаний по этим весьма тонким вопросам.
 

БИБЛЕЙСКИЕ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ РАЗНОВИДНОСТЯМИ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН


Представление о том, что история спасения каким-то образом связана с Тысячелетним Царством явно просматривается в Новом Завете и в иудейской литературе. Самая распространенная позиция, бытующая среди раввинов, определяется преданием Илии, в котором утверждается, что история спасения отражает 6 дней из процесса Сотворения в том, что в ней имелось 2000 лет опустошения, за которыми последовали 2000 лет Торы, и затем — "2000 лет Мессианской эры, но ил-ла наших грехов, которые были весша велики, все обернулось так, как обернулось".222 За мессианской эрой следует Суббота, продолжительностью в тысячу лет — всего получается семь тысяч лет, что соответствует семи дням Сотворения мира. Только после этого начнется "будущий мир". Иисус достаточно ясно и продолжительно говорил о далеко идущей эсхатологической перспективе в притчах, записанных в Евангелиях от Матфея 24, Марка 13 и Луки 21. Если этот Его эсхатологический акцент считать подлинным, то эти главы должны восприниматься как истолкование Его размышлений.

Беседы и монологи Иисуса Христа, упоминаемые ранее и относящиеся к концу света, дают весьма определенные нрилнаки этих последних дней. Иисус предупреждает, что мы не должны никому позволять вводить себя в заблуждение, и .заранее повествует о том, что случится перед Его Вторым пришествием: будет разрушен второй Храм, Израиль будет рассеян, войны и природные катаклизмы будут досаждать человечеству... и хотя нам нe следовало бы ожидать, что мы встретим какие-то особо глубокие намеки в Евангелии от Марка, все же именно там мы читаем, что "...во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие" (13:10).
 
Матфей дает самое красочное описание вселенских катаклизмов, которые постигнут человечество: "... Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются" (24:29). Лука добавляет к этому: "Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются". Он говорит также, что "... в те дни ... великое будет бедствие на .земле и гнев на парод сей", что иудеи "падут от острия меча и отвсд)тся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (21:23-26). Павел говорит об этой мессианской эре, когда упоминает "полное число язычников", полное число, которое должно быть достигнуто, прежде чем Израиль спасется как народ (Рим. 11:25).

В рукописях Мертвого моря также чувствуется своего рода "двойственность", — при ознакомлении с ними начинает казаться, что действительно следует различать две разновидности последних времен. В седьмой колонке комментариев по книге Аввакума мы читаем:

"Бог велел Аввакуму записать все, что должно было произойти с последним поколением», но Он не сказал ему о завершении последних времен. Что касается фразы, 'чтобы читающий легко мог прочитать', это относится к учителю Праведности, ибо Бог открыл ему все тайны слов своих слуг-пророков. "Ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его"... это говорит нам о том, что момент наступления последних времен может быть продлен за пределы всего, что было предсказано пророками, ибо чудны тайны Божии".
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.7 (6 votes)
Аватар пользователя igoreck