Сантала - Мидраш о Мессии

Сантала - Мидраш о Мессии
Золотой фонд Эсхатологии
Избрание академического стиля изложения не обязательно предполагает, что сама тема будет не интересной. У каждого научного вопроса есть своя история и свои мотивы. К этому явлению относятся такие факты, как Архимедов возглас «эврика», когда он сидел в ванне, и открытие Ньютона после того, как знаменитое яблоко упало ему на голову. Это же правило может быть применимо к любому ученому, открывающему что-то поистине новое и незаурядное. Только вдохновенное отношение к своему предмету может привлечь и других к разгадыванию этой же головоломки.
 
Мой личный интерес к еврейской литературе является результатом длительного процесса. В 1948 году, будучи молодым студентом, я заказал из Швеции несколько книг по так называемому «еврейскому вопросу». Высказывания выдающихся раввинов Маркуса Еренпрайса (Marcus Ehrenpreis) и Г оттлиба Кляйна (Gottlieb Klein) в особенности запечатлелись в моей памяти. В начале 80-х я написал две научных работы на иврите о Мессии в Ветхом и Новом Заветах в свете раввинистических писаний. Работая над этими исследованиями, я столкнулся с темой, которую и хотел бы рассмотреть в данном издании, -главы в Мидраше Рут1, посвященные Мессии. В этом мидраше раскрывается бесконечная перспектива мессианской трапезы, подобной Святому Причастию в Новом Завете. Такие понятия, как «трапеза в этом мире, в мессианскую эпоху и в мире грядущем», «хлеб царства»; Мессия, который «изъязвлен был за грехи наши»; Мессия, который «изольет манну» на народ свой; дискуссия об Илии, записывающем наши добрые дела, и о «Мессии и Святом , подписывающихся под ними и скрепляющих их печатью», - все это побудило меня к сновательному изучению других еврейских писаний. Не удивительно, что Мидраш Рут стал называться «Мидрашем о Мессии».
 
На тот момент единственным академическим исследованием Мидраша Рут была докторская диссертация, опубликованная Майроном Бяликом Лернером в 1971 году . Автор осуществил критический анализ значительной части текста Мидраша Рут Рабба и представил свое толкование книги Руфи на основе мидрашистской и талмудической литературы и связанных с ней источников. Я удостоился чести познакомиться с этим уважаемым ученым и узнать его мнение о главах, посвященных Мессии. Будучи на тот момент профессором ортодоксального Бар-Иланского Университета в Тель-Авиве, он скромно ответил, что в своем исследовании не уделял особого внимания мессианской теме. Однако я обратил внимание на то, что он в своей работе цитировал Новый Завет и многих христианских богословов, сравнивая жанр мидраша с новозаветными притчами. Эта объективная позиция характерна для современных еврейских ученых. С 1925 года Новый Завет преподавался в Иерусалимском Университете как часть еврейской литературы. Знаменитый профессор Йосеф Клаузнер (Joseph Klausner) был первым, кто начал писать о мессианской идее и христианской вере. Его преемник Дэвид Флассер (David Flusser) обладал глубокими познаниями в области текстов Нового Завета и свитков Мертвого моря. Общаясь с ними обоими и читая их книги, я смог глубже проникнуть в основы еврейского мышления4. Считается общепринятым, что Новый Завет отражает мышление древнееврейских источников.
 

Ристо Сантала – Мидраш о Мессии

“The Midrash of the Messiah. The Messiah and His Meal in Midrash Ruth” 2002 by Risto Santala.
Перевод с английского Татьяны Рюминой.
Примечания переводчика основаны на информации из Еврейской Энциклопедии Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (1908-1913гг.), Краткой еврейской энциклопедии, Введения в Талмуд в издании Штейнзальца и других компетентных источников.
 

Ристо Сантала – Мидраш о Мессии – Содержание

I ВВЕДЕНИЕ
  • Формулировка задачи и аспекты ее методологии
II ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МИДРАШИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • 1. Понятие мидраша: Мидраш и его связь с пешером и таргумом
  • 2. Мидраш Рут и его положение в мидрашистской литературе
    • 2.1 Ранние мидраши
    • 2.2 Мидраши среднего периода
    • 2.3 Мидраши позднего периода
  • 3. Литературные приемы мидраша:
    • 3.1 Традиционные раввинские предписания
    • 3.2 Характерные особенности мидраша
  • 4. Выбирая правильный метод исследования в области иудаики:
    • 4.1 Описание греческой мудрости и библейской мысли Т орлейфом Боманом и Шаломом Бен-Хориным (Thorleif Boman and Shalom Ben-Chorin)
    • 4.2 Топический метод трал лтр в изложении Аристотеля, Джованни Баттиста Вико (Giovanni Battista Vico) и Джэйкоба Нейснера
    • 4.3 Современная проблема в исследованиях мидрашей
    • 4.4 Наш методологический подход к изучению Мидраша Рут
III МИДРАШ РУТ РАББА
  • 1. Разные рукописи и их литературная оценка
  • 2. Содержание Мидраша Рут Рабба:
    • 2.1 Содержание и структура Мидраша Рут
    • 2.2 Книга Руфи и Таргум
    • 2.3 Рут Рабба в сравнении с другими Мидрашами Рабба
    • 2.4 Нравственность поведения народа Израиля в рассеянии
    • 2.5 Национальное разочарование, выраженное в Мидраше Рут и аналогичных еврейских источниках
    • 2.6 Национальное разочарование в свете Сидура
    • 2.7 Психологическое и символическое значение Рут Рабба
    • 2.8 Щекотливая тема: Элиша бен Абуйя
    • 2.9 Шесть притч о Царе и их аналоги в Новом Завете
    • 2.10 Абсолютное отсутствие галахических правил ритуальнойчистоты в Рут Рабба
IV ПЕРЕВОД МЕССИАНСКИХ ГЛАВ МИДРАША РУТ
  • Перевод на русский язык Рут Рабба V,6, VII,2 и УШ,1 в соответствии с Виленским изданием
V ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СООТВЕТСТВУЮЩИХ МЕССИАНСКИХ ОТРЫВКОВ
  • 1. Числовая модель «шесть»
    • 1.1 Сиф и другие мессианские аллюзии в книге Бытие
    • 1.2 Логика числа «шесть»
  • 2. «Придите сюда» «близкие к царству»
  • 3. «Хлеб царства» 
  • 4. «Уксус», символизирующий страдания
    • 4.1 Положение «уксуса и страданий» в целом
    • 4.2 Образ истинной виноградной лозы
    • 5. Г оворится ли в 53 главе Исайи о личности Мессии?
    • 5.1 Исайя 53 в Талмуде
    • 5.2 Исайя 53 в традиции книги Зогар по отношению к мидрашу
    • 5.3 53 глава Исайи в еврейской молитвенной литературе
    • 5.4 Отражения Исайи 53 в средние века
  • 6. «Насыщение» ותשבע, связанное с трапезой «во дни Мессии»
    • 6.1 Концептуальный анализ «трапезы во дни Мессии»
    • 6.2 Традиция об Илии и Мессианской эре
    • 6.3 Участь Торы в Мессианскую эпоху
    • 6.4 Взаимосвязь 
  • 7. Первый и последний Спаситель
    • 7.1 Раввинистическое изложение этих понятий
  • 8. «Царство, отнятое у него на время»
    • 8.1 Возможное отречение Мессии на время
    • 8.2 Возможное второе пришествие Мессии
    • 8.3 «Царство» - одно из излюбленных понятий Мидраша Рут
    • 8.4 Небесное «место» в свете Псалмов 2
    • 8.5 Представление о царстве в Сидуре
  • 9. «Благословение во чреве» Руфи
  • 10 Запись добрых дел
    • 10.1 Добрые дела в контексте иудаизма и христианства
    • 10.2 Илия - небесный писец
    • 10.3 Илия и Мессия в Сидуре (еврейском молитвеннике)
    • 10.4 Пенуэль - Ангел Господень, Ангел Завета, Князь Лика и Господь Завета
    • 10.5 Мессия как Князь Лика и Метатрон в Сидуре
    • 10.6 Небесный писец в свете талмудической литературы
    • 10.7 Почему в Мидраше Рут идет речь о небесном писце?
Подробности относительно главы VII
  • 1. Скрытое разрешение мессианской тайны
  • 2. Тайна «мем конечного»
  • 3. Песнь Песней как ключевой текст к мессианскому толкованию
Подробности относительно главы VIII
  • 1. Порочный отпрыск Руфи и греховная склонность в еврейской и христианской литературе
  • 1.1 Проблема свободной воли и первородного греха
  • 1.2 Несколько отрывков о свободной воле в Мидраше Рут и Новом Завете
  • 1.3 Тема греховной склонности в Кумранских текстах
  • 1.4 Греховная склонность в свете Сидура
  • 2. Диспут о Фаресе פרץ ומוצאותיו של המשיח
  • 3. «Лестницы князей и царей» סולמות לנשיאים וסולמות למלכים
  • 4. Генеалогическое древо Мессии, связанное с Новым Заветом
VI МУДРЕЦЫ ИЗ МЕССИАНСКИХ ГЛАВ МИДРАША РУТ
  • 1. Мудрецы в мессианских главах
  • 2. Традиция Мидраша Рут, отображенная в схемах
VII МЕССИЯ И ЕГО ТРАПЕЗА В ЕВРЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • 1. Перебрасывая мостик к другим источникам
    • 1.1 Предварительные результаты нашего интертекстуального анализа
  • 2. Мессианская трапеза в свитках Мертвого моря
    • 2.1 Общая характеристика Кумранских свитков в данном контексте
    • 2.2 Мессианская трапеза в Кумране и ее особенности
  • 3. Мессианская трапеза в Новом Завете
    • 3.1 Г раницы нашего обзора
    • 3.2 Историческое происхождение пасхальной трапезы
    • 3.3 Значение хлеба
  • 1. Выводы относительно методики и содержания нашего исследования
  • 2. Подробнее о мессианской идее в Мидраше Рут
    • 2.1 Загадка 53 главы Исайи в рамках иудаизма
    • 2.2 Мессианская эпоха и Тора
    • 2.3 Возможное второе пришествие Мессии
    • 2.4 Загадка рождения Мессии
    • 2.5 Илия и Метатрон
    • 2,6 Загадка «мем конечного» в Исайе 9:7
    • 2.7 Добрые дела и свободная воля
    • 2.8 Родословная Мессии
  • 3.Новый взгляд на мессианскую трапезу
    • 3.1 «Щепотка хлеба» в древних источниках
    • 3.2 Вино и его толкования
    • 3,3 «Г аллель» в связи с перспективой вечности
    • 3,4 Другие схожие мессианские трапезы в древней традиции
    • 3.5 Особое значение так называемой «третьей трапезы»
    • 3,6 Священный пир в Дидахе
    • 3.7 Третья трапеза в Сидуре
  • 4. «Что тогда скажем?» - מאי קא משמע לן
  • 5. План содержания и источники нашего исследования
 

Ристо Сантала – Мидраш о Мессии – Возможное второе пришествие Мессии

 
Но как он придет, и как произойдет возрождение его царства? Намекает ли раввинистическая литература на «второе пришествие» Мессии? Слова в Коѓелет Рабба 1 о том, как придет Мессия, не подразумевают второго пришествия: «Подобным же образом это будет с последним Спасителем, как сказано: кроткий, сидящий на ослице (Зах.9:9)». Здесь, скорее, говорится о выборе, который зависит от нравственного поведения народа, как говорится в Санѓедрине 97б – или они «полностью праведны или полностью грешны». Однако есть некоторые загадочные намеки, предполагающие нечто вроде второго пришествия Мессии. Мы рассматриваем лишь две стороны этого вопроса. Одна из них касается еврейской молитвенной литературы, в которой допускается возможное «удвоенное» пришествие Мессии. Этот источник рассматривается учеными вместе с Мишной и Мидрашем, так как частично опирается на те же традиции.
 
Еврейский молитвенник Сидур несколько раз говорит о «двух днях Мессии». Обращение к истокам и отражениям в соответствующих еврейских писаниях всегда приводит нас к еврейской молитвенной литературе. В Сидуре есть три известных молитвы: одна в ежедневных утренних молитвах, и еще по одной в каждое утро и вечер субботы. Структура этих молитв одинакова: w מלפני ] יהי רצו הבא ` הזה ונזכה ונחיה ונירש טובה וברכה לשני ימות המשיח ולחיי העול ` בעול w .– שנשמור חקי «Да будет воля твоя – чтобы мы хранили законы твои в этом мире и были достойны, и жили, и унаследовали благо и благословение в два дня Мессии и в мире грядущем». В иврит-английских «Ежедневных молитвах» Д-ра М.Штерна это уязвимое традиционное выражение о двух Мессианских днях было полностью опущено. Оно заменяется словами «во дни Мессии». Выражение в утренней молитве в Сидуре о жертвоприношениях, которые были отменены «из-за наших грехов, которые были велики» было точно так же опущено Д-ром Штерном.
 
Вернемся к нашей схеме а5 Мидраша Рут и рассмотрим ее теперь в этом свете. Здесь есть таинственные слова: «Будущий Спаситель будет подобен предыдущему Спасителю. Так же, как предыдущий Спаситель открыл себя, вернулся и потом был сокрыт от них; и как долго он будет сокрыт?» Даже рабби Танхума, «печать Мидраша», как его называли, спрашивал: как долго он будет сокрыт? Потрясающий вопрос нашего мидраша «как долго» поистине является загадкой. Пытается ли составитель мидраша объяснить, что мессианская надежда еще не угасла? В любом случае создается впечатление, что второе пришествие Мессии очевидно для составителя Мидраша Рут. Это будет «второй день Мессии», как говорится в Сидуре – если не в этом мире, то в мире грядущем! Сидур берет именно наш мидраш за образец, говоря об «этом мире» и «мире грядущем».
 
Другой аспект возможного второго пришествия Мессии относится к Сыну Человеческому и о ссылках на него в еврейской литературе. Для христианской церкви второе пришествие Мессии основывается на пророчестве в Даниила 7:13, где мы читаем: «Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий… И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится».
 
Понятие «Сын Человеческий», названное здесь Йосефом Клаузнером эпитетом Мессии и Давида, говорит о личности, которая придет «с облаками небесными». В своей книге на иврите о Мессианской идее в Израиле он утверждает буквально следующее: ישראל כולו ` משיח אישי – ע ` בדניאל שו ] באמת אי ` ־עול ] כולו שלטו ` הוא משיח, שישלוט בכל העול . «В действительности в Данииле нет никакого личного Мессии: весь народ Израиля является Мессией, который будет править над всем миром вечной властью»280. Клаузнер так же, как и Антти Лаато (Antti Laato), связывает понятие Сына Человеческого главным образом с 1-й книгой Еноха, главами 48 и 62281.
 
Раши достаточно прямо говорит о Сыне Человеческом, что «Он есть Царь Мессия». Мецудат Давид истолковывает так же, что «это относится к Царю-Мессии». Рабби Саадия Гаон (882-942гг. н.э.), считающийся одним из наиболее выдающихся учителей своего времени, объясняет следующим образом:
 
Он есть Мессия, Наша Праведность; и разве не о Мессии написано «кроткий, сидящий на ослице»? Он придет смиренно, не восседая с гордостью на коне. Относительно «пришествия с облаками» - здесь говорится о воинстве небесных ангелов; и вот величие, которое дарует Творец Мессии»282. Согласно этой цитате, второе пришествие Мессии может быть отчасти связано со словами в Даниила 7:13.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя kino511