Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - 4

Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - 4
Сотериология послания разворачивается в пространстве христианского переосмысления центральных сюжетных линий Ветхого Завета в контексте сосуществования наличествующего несовершенства человеческого бытия и происшедших событий Воплощения, смерти, Воскресения и Вознесения предвечного Сына Божиего. Искусное и продуманное переплетение и развитие этих двух линий в тексте послания нацелено на укрепление приверженности адресатов ко Христу и друг ко другу (Евр. 3:6; 10: 23-26; 13:22).
 
Эмпирическая данность текущего состояния адресатов послания порождает определенные несоответствия предполагаемой реализации мессианских ожиданий, сформировавшихся в русле традиционного для раввинистической среды межзаветного периода восприятия ветхозаветных пророчеств, что вызывает ряд проблем в общине адресатов. Согласно тексту послания, существует, по крайней мере, три типа проблем, решением которых обеспокоен автор. Это, во-первых, «утомление» на пути следования к христианскому идеалу адресатами с которыми автор часто, но не всегда, отождествляет себя, в таких выражениях, как μήποτε παραρυώμεν «чтобы мы не отпали» в Евр. 2:1, κρατώμεν της ομολογίας и κατέχωμεν την ομολογίαν «будем держаться исповедания» в Евр. 4:14 и Евр. 10:23, δι’ ύπομονης τρέχωμεν τον προκείμενον ήμΐν άγώνα «стойкостью будем преодолевать предстоящее нам состязание» в Евр. 12:1 и др. Во-вторых, существующая реальная угроза активного противления Божией воле или даже состояние постоянного бунта против Него со стороны обратившихся в христианство (угрозы повторного Распятия таковыми Сына Божия (Евр. 6:6), попрания Сына Божия и непочтении Крови завета (Евр. 10:29) и др.). Наконец, в-третьих, имеют место внешние притеснения, простирающиеся вплоть до гонений, о чем свидетельствует напоминание о прежних испытаниях в Евр. 10:32 и обращение к земным страданиям и Крестной смерти Христа в Евр. 12:2-4.
 
После вступления, концентрированно провозглашающего основные темы послания, возвещается и развивается тема наследничества, включающая прославление Сына Божиего, происшедшее согласно обетованиям Священного Писания и, как отражение этого прославления, провозвещение наследования верными спасения в грядущей вселенной: την οικουμένην τήν μέλλουσαν (ср. Евр. 1:14; 2:5). Тем самым акцентируется богодарованный характер спасения. Следующая серия аргументов посвящена обетованию вхождения в Божий покой, причем используются образы Исхода и странствия израильтян к обетованной земле (Евр. 2:10 - 4:13). Пространная секция Евр. 5:10- 10:25 прослеживает вхождение во Святая Святых за завесу, детально разрабатывая образы первосвященства, жертвы и Завета. Наконец, последняя часть послания находит свою кульминацию в небесном «граде Бога Живаго» среди «торжествующего собора и Церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12:23). Таковое разделение не является универсальным, но оно весьма наглядно с точки зрения сотериологической проблематики послания.
 
Тема вхождения в Божий покой разворачивается, как было отмечено, в контексте дискурса о странствовании народа Божия. После объяснения, почему Тот, Кто является Творцом всего и превосходит ангелов, должен быть «причастным плоти и крови» (ср. Евр. 2:14), чтобы стать «Вождем спасения» (Евр. 2:10), апостол Павел упоминает, что это же основание позволяет Ему быть «милостивым и верным Первосвященником» (Евр. 2:17). Парадигма «милостивый и верный» (Евр. 2:17) находит свое развитие в утверждении верности Господа Иисуса Христа в эксплицитном сравнении с Моисеем (Евр. 3:1-6), в то время как Евр. 4:14-5:10 раскрывает совершенство милостивого характера первосвященнического служения Христа. Однако секция Евр. 3:7-4:13  при первом прочтении имеет сугубо увещевательный характер и находится вне очевидной связи с обрамляющими стихами, посвященными главным образом теме первосвященства. Кроме того, эксплицитно о вхождении в Божий покой нигде более в послании не упоминается. Поэтому интересным видится более подробно исследовать данную секцию с позиций ее сотериологической составляющей, а также ее соотнесенности с общим развитием мыслей послания.
 

Сборник материалов научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания” № 4, 2019 г. весна-осень

Сергиев Посад : Московская Духовная Академия, 2019. - 230 с.
ISBN 978-5-905823-87-9
 

Сборник материалов научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания” № 4, 2019 г. весна-осень - Содержание

  • Ходарин Д. К., иерей - Сотериологичекая значимость темы Божиего покоя в послании святого апостола Павла к Евреям
  • Терехов К. В. - Сравнительный анализ толкований на Декалог святителя Николая Сербского и протоиерея Александра Меня
  • Грицевич В. Д., иерей - Женщины в посланиях апостола Павла
  • Брегеда А. В. - Изображение «Дня Господня» в книге пророка Иоиля
  • Водолага П. А. - Пришёл ли Царь в Иерусалим? (Зах. 9:9): ветхозаветные пророчества о Входе Господнем в Иерусалим
  • Дмитриев А. В. - Опыт экзегетического исследования Евангелия от Иоанна 6:25-51 о Хлебе жизни в традиции западной церкви
  • Муреня Г. В. - Экзегетика 1 Пет. 3:19-20 в западной библеистике (на примере некоторых исследований)
  • Шинкарев С. С. - Мессианское Царство в пророчествах Исаии
  • Соколов В. Ф. - Образ Небесного Иерусалима в синоптических Евангелиях и апокрифической литературе
  • Конов Д. С. - Критика западной теории «панвавилонизма» отечественными библеистами
  • Сёмин Д. И., свящ. - Райские деревья (Быт. 2:9) в экзегезе преподобного Максима Исповедника
  • Непомнящих В. А. - Интерпретация истории Книги Бытия о браке между сыновьями Божиими и дочерьми человеческими (Быт. 6:1-2)
  • Ежов Д. А. - Тема всеобщего воскресения в книгах Ветхого Завета
  • Морозов П., диак. - Жертвоприношение Иеффая (Суд. 11:29-40): проблемы интерпретации библейского события
  • Костуев Э. О. - Учение о царском служении в Священном Писании Ветхого Завета
  • Учение о воинском служении в Священном Писании Ветхого Завета и его влияние на формирование русской военной доктрины XIV-XVII вв
  • Паисий (Василюк), иером. - Проблема социального неравенства в послании апостола Иакова
Для заметок
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Chernov