Сборник трудов кафедры библеистики МДА - 3 - 2016

Сборник трудов кафедры библеистики Московской Духовной Академии - № 3 - 2016
Пророк Малахия традиционно определяется как последний из так называемых малых пророков. Память его празднуется в Православной Церкви 16 января (3 января по «старому стилю»). В Минее месячной ему и мученику Гордию написана служба как двум малым святым без знака, которая совершается вместе со службой предпразднства Просвещения.
 
Итак, согласно иудейскому преданию Малахия вместе с Аггеем и Захарием был членом Великой Синагоги и принимал участие в утверждении многих религиозных постановлений. С этим преданием не согласны Кёлер и другие исследователи, поскольку они расходятся во мнениях о времени жизни и служения пророка. Христианские писатели тоже сообщают много сведений о пророке, но при этом они противоречивы, да и по времени являются относительно поздними. Как отмечает Павел Васильевич Тихомиров, все эти «предания представляют собою различные вариации одного и того же сказания, находящегося в разных редакциях сочинения, известного в науке под заглавием «De vita et morte prophetarum». Каждая из этих редакций приписывается тому или иному церковному писателю». Так, сохранились сведения о пророке Псевдо-Епифания Кипрского, Дорофея Тирского, Исихия Иерусалимского и Исидора. Согласно им Малахия был родом из Суфа, из колена Завулонова. Он родился после возвращения из плена. Был очень красив, ангелоподобен; при его пророчествах являлся ангел Господень. Пророк умер молодым. Все эти сказания вошли в древнерусские прологи и жития святых. Также высказывались предположения, что он был очень образованным (язык книги) и священником. Но данные гипотезы недостоверны и сомнительны.
 
Таким образом, сведения о пророке крайне скудны и представляют собой предания, легенды и гипотезы. Более того, существуют сомнения в том, был ли вообще пророк Малахия, или же под ним подразумевается Ездра, или неизвестный писатель-составитель книги Малахии. Всё это обусловлено как отсутствием достоверных исторических сведений о Малахии, так и проблемой этимологии имени пророка.
 
2. Этимология имени пророка Малахии
Имя пророка встречается уже в первом стихе его книги — מלאכי / mal?aki. В Вульгате его передали как Malachi, а в LXX перевели нарицательно: αγγέλου αύτοΰ «ангела/посланника Его». Имя происходит от существительного מלאך / mal?ak «посланник, вестник, ангел». Что касается исхода имени на י O/ -ί, то здесь имеются разные варианты дефиниции.
 

Сборник трудов кафедры библеистики Московской Духовной Академии - № 3 - 2016

Москва - Сергиев Посад 2016
Главный редактор сборника: протоиерей Александр Тимофеев 
 

Сборник трудов кафедры библеистики Московской Духовной Академии - № 3 - 2016 - Содержание

Переводы Священного Писания
  • Протоиерей Леонид Грилихес - Опыт современного перевода псалмов. Псалмы 47/48, 54/55, 55/56, 57/58, 61/62, 79/80,103/104,132/133,138/139
Исагогика Священного Писания
  • Диакон Николай Шаблевский - Исагогические глоссы о Книге пророка Малахии
Экзегетика Священного Писания
  • Петр Александрович Коротков - О толковании притчи о неправедном управителе в русской библеистике
Библейское богословие
  • Иерей Александр Тодиев - К вопросу о наличии хилиазма в богословской мысли святого Апостола Павла
  • Диакон Александр Анисимов - Слава Божия в Евангелии от Иоанна: миф, символ или реальность
Современная библеистика
  • Алексей Владимирович Башкатов - Критический анализ книг Барта Эрмана: происхождение Евангелий
  • Иеромонах Филофей (Артюшин) - Путь Мессии в Евангелии от Матфея: текст и богословие в свете нарративного анализа
Библия и современная философия
  • Розалия Моисеевна Рупова - Откровение Бога в Ветхом Завете сквозь призму богословского персонализма ΧΧ-ΧΧΙ веков
Святоотеческое богословие
  • Иеромонах Николай (Сахаров) - Антропологический максимализм: обожение человека у преподобного Симеона Нового Богослова и арх. Софрония (Сахарова)
Филология и лингвистика
  • Диакон Николай Шаблевский - «Отяжелил», «укрепил» или «прославил»? Мотив отяжеления сердца фараона в древнееврейском тексте Книги Исход, таргумах и Пешитте
Рецензии
  • Михаил Всеволодович Ковшов - Рецензия на учебник прот. Димитрия Юревича «Введение в Новый Завет»
Методика преподавания Священного Писания
  • Михаил Всеволодович Ковшов - Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по предмету «Священное Писание Нового Завета. Послания Святого Апостола Павла»
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat christifid