Сборник трудов кафедры библеистики МДА - 4 - 2017

Сборник трудов кафедры библеистики Московской Духовной Академии - № 4 - 2017
История о юности и призвании Самуила прерывается рассказом о Ковчеге и начале филистимского ига. Выступив против врага, израильтяне решают взять с собой в битву свою главную святыню. Они надеются, что присутствие Ковчега среди войска принесет победу. Слух об этом пугает и самих филистимлян, которые считают, что в стан неприятеля пришел сам «Бог евреев». Библия развенчивает это суеверно магическое представление о святыне, показывая, что сама по себе святыня не может служить гарантией успеха. В битве при Афеке филистимляне побеждают и овладевают Ковчегом. Сыновья Илия убиты, а сам он, получив горестное известие, скоропостижно умирает. Согласно археологическим исследованиям, Силом был захвачен и сожжен.
 
Но сказание отнюдь не стремится развеять ореол, окружающий ветхозаветную святыню. Языческие идолы падают, когда в их храме оказывается Ковчег Завета; эпидемия, разразившаяся в филистимских городах, побуждает их жителей вернуть Ковчег израильтянам. Его ставят на повозку, и волы привозят его в Кириаф Иарим.
 
По мнению немецкого библеиста Леонарда Роста, Повествование о Ковчеге является hieros logos «священным сказанием» Иерусалимского храма, где Ковчег Завета, в конечном счете, обрел покой. Т.е. история Ковчега была написана для назидания паломников, приходивших в Иерусалим на праздники. Из-за того, что в рассказе отражены определенные интересы священнических кругов, Рост приписывал авторство священнику времен Давида или Соломона, который был смотрителем при Ковчеге.
 
Другие исследователи продолжили развивать концепцию Роста. Энтони Кэмпбелл также датирует повествование десятым столетием, однако он не считает его лишь праздничным сказанием. По его мнению, этот текст является богословским размышлением над окончанием целой эпохи в истории Израиля. Рассказ, по его словам, не объясняет причину временного оставления Израиля Богом. Таким образом, национальная трагедия явилась лишь результатом Его волеизъявления. Священный писатель показывает, как Бог благоволит совершенно новому периоду под управлением царей, Давида и его потомков, ознаменованному установлением Ковчега в Иерусалиме (2 Цар. 6). Основной акцент повествования делается на том, что все произошедшее обусловлено свободной волей Господа.
 
В работе Ф. Шиклбергера высказывается предположение о том, что Повествование о Ковчеге, состоявшее из большей части 1 Цар. 5-6, в правление царя Езекии объединили с древним рассказом, включавшим некоторые эпизоды гл. 4. Шиклбергер рассматривает гл. 5 как полемический текст против культа ассирийского бога чумы Нергал-Решефа, имевшего приверженцев в Северном царстве. При Езекии, во время кризиса, последовавшего вслед за подчинением Израиля Ассирией, автор Повествования хотел подчеркнуть связь Бога с Ковчегом. Кроме того, Шиклбергер выделил историю 2 Цар. 6 в качестве независимого от 1 Цар. 4-6 текста.
 

Сборник трудов кафедры библеистики Московской Духовной Академии - № 4 - 2017

Москва - Сергиев Посад, 2017. - 260 с.
Главный редактор сборника: протоиерей Александр Тимофеев 
 

Сборник трудов кафедры библеистики Московской Духовной Академии - № 4 - 2017 - Содержание

Переводы Священного Писания
  • Протоиерей Леонид Грилихес - Книга Бытия (главы 1-11)
Святоотеческая экзегетика
  • Святитель Кирилл Александрийский -Толкование на Послание к Римлянам (из катен). Часть I (Рим. 1, 3 - 8,1) / перевод с греческого, предисловие и примечания иеромонаха Феодора (Юлаева)
Библейское богословие
  • Иерей Александр Тодиев - Реконструкция мировоззренческой парадигмы Савла иудея в свете межзаветной иудейской апокалиптики
  • Иерей Андрей Выдрин - Повествование о Ковчеге Завета: историко-богословский анализ 1 Цар. 4-6
  • Иерей Сергий Фуфаев - Истолкование В. Н. Лосским Еф. 1: 22-23 к вопросу о христологическом и пневматологическом аспектах Церкви
Библеистика и археология
  • Абеленцев Петр Владимирович - Шумерский царский список как внебиблейский источник в свете 5-й главы книги Бытия
Экзегетика Священного Писания
  • Коротков Петр Александрович - Об экзегетических подходах проф. М.Д. Муретова при толковании посланий св. ап. Павла. К столетию со дня смерти ученого
Библия и современная философия
  • Рупова Розалия Моисеевна - Проблема Имени Божия в экзегетическом и философском осмыслениях
Филология и лингвистика
  • Диакон Николай Шаблевский - Арамейские переводы этиологии имен собственных в книге Бытия
Современная библеистика
  • Скобелев Михаил Анатольевич - Проблема интерпретации слов праведного Иова: А я знаю Искупитель мой жив... (Иов 19:25-27): церковная традиция и современная библеистика
Рецензии
  • Ковшов Михаил Всеволодович - Рецензия на учебник Д.Г. Добыкина «Православное учение о толковании Священного Писания / Лекции по библейской герменевтике» (СПб., 2016)
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat magistr