Серегина - Английское католическое сообщество XVI-XVII вв

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Серегина Анна - Английское католическое сообщество XVI—XVII вв.: виконты Монтегю
Бурные события эпохи английской Реформации немедленно стали объектом внимания историков. Протестанты стремились найти свое место в истории церкви, показать (вернее, сконструировать) связи с апостольской церковью и провести от нее линию к собственной церкви, минуя церковь Римскую, или вписывая ее в историю «истинной церкви» иным образом. События XVI в. заставили католиков размышлять о состоянии церкви и путях ее реформирования, а также осмыслять причины возникновения и распространения новой «ереси».
 
Историописание XVI—XVII вв. на столетия вперед предопределило позиции исследователей, обращавшихся к религиозной истории Англии, и его влияние ощущается даже сейчас. Поэтому для понимания контекста современных исследований требуется осмысление исторических сочинений, возникших практически одновременно с событиями эпохи Реформации. Первые истории Реформации — протестантские или католические — носили полемический характер. Классическим трудом такого рода стала «Книга мучеников» Джона Фокса. Он представляет читателям полную версию английской церковной и светской истории, от крещения страны до середины XVI века. Фактически в нем представлена новая, протестантская история христианства в Англии в контексте вселенской церкви.
 
Католики отвечали на вызов протестантского историописания своими историями Реформации, которая была представлена как история отпадения еретиков от истинной веры. Первым ответил Фоксу католический полемист Николас Харпсфилд (1519—1575). В 1566 г. в Лувене увидели свет его «Шесть диалогов». Шестой, самый пространный диалог, «Против псевдомучеников», был обращен против Джона Фокса и его сочинения; здесь Харпсфилд доказывал, что протестанты, будучи еретиками — что само по себе лишало их статуса мучеников — зачастую страдали вовсе не за веру, а из-за восстаний против власти (аргумент, который часто обращали против самих католиков). Другой труд Харпсфилда, написанный им в конце 1560-х гг. — «Английская церковная история» — был опубликован в 1622 г. Данное произведение охватывает огромный период от становления христианства и до XVI в. По замыслу Харпсфилда его сочинение представляло собой историю реальной английской церкви, а не мифическое преемство членов «истинной церкви» Фокса — еретиков.
 

Серегина Анна - Английское католическое сообщество XVI—XVII вв.: виконты Монтегю

М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 544 с. ил
(MEDIAEVALIA)
ISBN 978-5-98712-722-3
 

Серегина Анна - Английское католическое сообщество XVI—XVII вв.: виконты Монтегю - Оглавление

  • Введение. Английские католики XVI—XVII в.: от истории конфессии к социальной истории религии
    • § 1. Английское католическое сообщество XVI—XVII вв. в исторических исследованиях
  • Часть I. Католическая знать в политической жизни Англии XVI—первой трети XVII в
    • Глава I. «Рождение династии»: Семья Монтегю в XVI—XVII вв
    • Глава II. Католики-аристократы и политическая сфера в первой половине XVI века. Карьера Уильяма Фицуильяма, графа Саутхэмптона (ок. 1490—1542) и сэра Энтони Брауна (1500—1548)
    • Глава III. Католическая знать второй половины XVI в. Политическая карьера Энтони Брауна, первого виконта Монтегю (1528—1592)
      • § 1. Энтони Браун в политических конфликтах 1540—начала 1550-х гг
      • § 2. Царствование Марии I Тюдор (1553—1558): пик карьеры Энтони Брауна
      • § 3. Виконт Монтегю на политической сцене в царствование Елизаветы I (1558— 1592)
      • § 4. Дипломатические миссии 1560-х гг
      • § 5. Виконт Монтегю в парламенте, 1560—1580 гг
      • § 6. Политическое влияние виконта Монтегю в графстве Сассекс (1558— 1592)
    • Глава IV. Карьера «неудачника»? Энтони Мария Браун, второй виконт Монтегю (1574—1629), на английской политической сцене
      • § 1. Первые шаги в политике: 1592—1603 гг
      • § 2. Второй виконт Монтегю и последние елизаветинские парламенты
      • § 3. «Большие надежды»: виконт Монтегю в первые годы царствования Якова 1(1603—1605)
      • § 4. Пороховой заговор 1605 г. и его последствия для окружения виконта М онтегю
      • § 5. Кризис 1610—1611 гг.: присяга на верность Якову I и семья Монтегю
      • § 6. Переговоры об «испанском браке»: попытка возвращения во власть
      • § 7. Последние годы виконта Монтегю (1624—1629)
      • § 8. Служба династии: Фрэнсис Браун, третий виконт Монтегю (1607— 1682) и двор Карла 1
      • § 9. Второй виконт Монтегю и местное самоуправление: графства Сассекс и Сарри
      • § 10. Виконты Монтегю и политика английского католического сообщества
    • Глава V. Виконты Монтегю в английском политическом дискурсе
      • § 1. Представление о политической роли Монтегю в семейной истории
      • § 2. Виконты Монтегю: образ аристократов-католиков в полемической и религиозной литературе XVI—XVII вв
  • Часть II. Границы конфессии? католики внутри и вне прихода
    • Глава I. Литургическая сегрегация: католики и Книга Общих Молитв
      • § 1. Позиция католической миссии
      • § 2. Первый виконт Монтегю — идеальный «конформист»?
      • § 3. Виконтесса Монтегю: гендерные стратегии нонконформизма
      • § 4. Семья первого виконта Монтегю и посещение церковных служб: колебания курса
      • § 5. Второй виконт Монтегю и переход к recusancy
      • § 6. Католики — конформисты и рекузанты в окружении Монтегю
    • Глава II. Жизненные циклы и религиозные ритуалы
      • § 1. Крещение детей
      • § 2. Брак
      • § 3. Похороны
    • Глава III. Светский патронат: аристократы-католики и духовенство протестантских приходов
      • § 1. Семья Монтегю как светские патроны
      • § 2. Виконт Монтегю как светский ректор в середине—конце 1550-х гг.: сторонник Католической Реформы
      • § 3. Католическая миссия и светский патронат католиков в протестантских приходах
      • § 4. Семья Монтегю и церковный патронат после 1559 г
    • Глава IV. Католики и протестанты в приходах: сегрегация или интеграция?
      • § 1. Смешанные браки и родственные связи с протестантами
      • § 2. Дружеские связи с протестантами
      • § 3. Деловые контакты
      • § 4. Конфликты среди соседей
  • Часть III. Католики из окружения Монтегю в контексте трансформации европейского католицизма раннего Нового времени
    • Глава I. Католическое духовенство в свите Монтегю.
      • § 1. Первый виконт Монтегю и католическое духовенство, 1553—1592 гг
      • § 2. Капелланы второго виконта Монтегю (1590—1620-е гг.)
      • § 3. Миряне и организация деятельности католической миссии
      • § 4. Влияние духовенства на светскую элиту католического сообщества
    • Глава II. Богослужения и таинства
      • § 1. Причастие
      • § 2. Исповедь
      • § 3. Другие таинства
    • Глава III. Религиозное образование
      • § 1. Духовенство и религиозное образование
      • § 2. Окружение Монтегю и религиозное образование
    • Глава IV. Религиозная культура английских католиков: благочестивые практики
      • § 1. Молитвы и медитации
      • § 2. Чтение благочестивой литературы
      • § 3. Посты
      • § 4. Смерть и поминовение
    • Глава V. Жизнь созерцательная: монахи и монахини из окружения Монтегю
      • § 1. Дореформационные традиции
      • § 2. Мужское монашество
      • § 3. Женское монашество
    • Глава VI. Адаптация традиционной религиозности в культуре английских католиков
      • § 1. Почитание святых
      • § 2. Чудеса в религиозной культуре английских католиков
      • § 3. Одержимость бесами и ведовство
Заключение
Список сокращений
Библиография
Указатель имен
Summary
 

Серегина Анна - Английское католическое сообщество XVI—XVII вв.: виконты Монтегю - Введение

 
XVI столетие ознаменовало собой наступление эпохи европейской истории, которую часто обозначают как конфессиональную. С началом Реформации некогда единое сообщество западных христиан распалось на отдельные церкви, а к политическим и социальным конфликтам того времени прибавилось и религиозное противостояние — католиков и протестантов, и различных групп протестантов — друг с другом. Соответственно, и религиозная история Европы раннего Нового времени обычно исследуется как история конфессионального конфликта. Однако подобный ракурс выхватывает лишь часть картины. Конфессиональные сообщества в XVI—начале XVII в. находились еще на стадии своего формирования и были достаточно аморфными группами с нечетко очерченными границами, и делили друг с другом одно и то же политическое поле (в рамках отдельных стран).
 
Такое существование представителей разных конфессий бок о бок друг с другом приводило к вспышкам насилия, а периодически — и к военным конфликтам, которые долгое время привлекали внимание исследователей. Тем не менее, таким же обычным было и спокойное сосуществование доминирующей конфессии с религиозными меньшинствами в рамках одной страны — в одном политическом поле и в постоянном социальном взаимодействии.
 
История католического сообщества в Англии XVI—первой половины XVII в. выявляет сосуществование представителей разных конфессий в европейском обществе. Это в полной мере справедливо применительно к английским католикам, которые вплоть до последних двух десятилетий неизбежно оказывались на «обочине» национальной истории. Сместившийся фокус исследований позволяет увидеть англичан-католиков во взаимодействии с их окружением, замечая при этом не только конфликты, но также и механизмы, социальные и политические, при помощи которых католики и протестанты оказывались членами одного социума и одной политической системы, не разрывая их, но поддерживая сложный баланс сил, создавший Европу Нового времени.
 
Одновременно в Англии имела место трансформация католической культуры, происходившая параллельно аналогичным процессам в католических странах Европы, однако под воздействием специфических условий: преследований, которым подвергались католики в стране, а также и протестантского окружения. Возникшая в результате такого воздействия религиозная культура отличалась значительным своеобразием; ее исследование позволяет выявить как степень адаптации Католической реформы к местным условиям, так и механизмы такой адаптации. Возможность исследования, рассматривающего одновременно историю английского общества раннего Нового времени с его различными конфессиональными составляющими и внутреннюю динамику развития одной из конфессиональной групп, обуславливается историей изучения английских католиков, дисциплины одновременно традиционной и весьма молодой.
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя Андрон